Затраты на улучшение условий труда

Помощь в решении вопроса: "Затраты на улучшение условий труда" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Учет расходов по улучшению условий и охраны труда

«Налоговый вестник», 2006, N 1

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) к нормальным условиям труда, в частности, относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на производстве определены ст. 226 ТК РФ.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет:

  • средств, получаемых от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, которые перечисляются и распределяются в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством РФ;
  • добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Поскольку законодательством Российской Федерации, в том числе и НК РФ, не предусмотрена предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, работодатель самостоятельно определяет размер такого финансирования и утверждает распорядительным документом.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/15799-uchet-rasxodov-uluchsheniyu-uslovij-oxrany-truda

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Структура затрат на мероприятия по охране труда

Затраты в области охраны труда – это расходы, про­изводимые с целью защиты здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности.

Различают следующие виды затрат в области охраны труда:

  1. Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
  2. Затраты на выплату компенсаций за работу во вредных и опас­ных условиях труда.
  3. Затраты на страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

1. Затраты на мероприятия по охране труда текущего характера в рамках установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ услуг). Затраты, осуществляемые сверх установленных нормативов, оплачиваются из прибыли организации. Затраты бюджет­ных организаций производятся за счет средств, выделяемых по смете на содержание организаций.

2. Затраты на выплату компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда входят в фонд заработной платы и относятся на себестоимость продукции.

3. Выплачиваемые страховые взносы включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.

Организации периодически должны проводить оценку эффективности мероприятий по охране труда, в том числе предотвращению ущерба, прямых и косвенных потерь.

Экономическая эффективность мероприятий по охране труда – отношение полезного результата (улуч­шения условий и охраны труда) к затратам на мероприятия по охране труда. Эффективными являются те затраты, которые в наибольшей мере способствуют достижению поставленной цели.

Показателями экономического эффекта могут быть:

  • экономия выплат на возмещение вреда пострадавшим;
  • снижение суммы страхового взноса в результате получения скидки к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • повышение производительности труда.

Перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

В соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным при­казом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н каждый работодатель обязан обеспечить:

По усмотрению работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в мероприятия по охране труда могут включаться и другие работы, направленные на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Для непроизводственных отраслей (торговля, организации культуры, государственные учреждения и др.), а также для процессов, связанных с обслуживанием, эксплуатацией, ремонтом, монтажом, установкой и сооружением электроустановок, теле- радио- предприятий и предприятий связи, процессов транспортирования, хранения и перевозки, содержание мероприятий по охране труда может отличаться от указанных.

Источник: http://www.protrud.com/%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Затраты на улучшение условий труда

Затраты на мероприятия по улучшению условий и охране труда можно разделить на:

— расходы, связанные с возмещением пострадавшим потерь вследствие травм и профессиональных заболеваний;

— расходы на компенсацию за работу в неблагоприятных условиях, не отвечающих санитарным нормам (льготы за тяжелые и вредные условия);

— расходы на предупреждение и профилактику травматизма и профессиональных заболеваний;

— затраты на ликвидацию последствий аварий и несчастных случаев;

— расходы на штрафы и другие возмещения. Составляющие затрат представлены в таблице 51

Рассматривая расходы на охрану труда, следует отметить, что их можно разделить на:

— целесообразные, направленные на сохранение здоровья работников, на рациональное расходование ими жизненных сил во время работы и для восстановления работоспособности;

— частично целесообразны, включающие расходы на льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда;

— нецелесообразны расходы, обусловливающих повышение себестоимости продукции, снижение ее объема и т.д.

Целесообразны расходы обеспечивают улучшение условий труда и роста его производительности, частично целесообразные и нецелесообразные расходы приводят к убыткам предприятия и снижению эффективности производства

Исследования показывают: на предприятиях значительно больше расходов приходится на льготы и компенсации, связанные с опасными и вредными условиями труда, чем на технику безопасности, меры по предотвращению в производственного травматизма и заболеваемости и нормализации условий труда. Соотношение между затратами на улучшение условий и охрану труда и затратами на доплаты за неблагоприятные условия труда, льготные пенсии и дополнительные отпуска составляет 1:10, а иногда и болеее.

Читайте так же:  Гто дополнительные дни к отпуску

. Таблица 51. Основные расходы, предназначенные на улучшение условий и охрану труда

№ группы расходов

Название затрат

Составляющие затрат

вследствие травм и профессиональных заболеваний

Временная нетрудоспособность; единовременное пособие (включая членов семей и иждивенцев погибших) моральный вред; возмещения лечебным учреждениям; санаторно-курортное обслуживание; протезуван ния, приобретение транспортных средств, расходы на социальную помощь инвалидам; доплаты к прежнего заработка при переводе на более легкую работу; пенсии инвалидам и иждивенцам погибших.

Льготы и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях

Дополнительные отпуска; сокращенный рабочий день; лечебно-профилактическое питание; бесплатная выдача молока или других равноценных продуктов; повышенные тарифные ставки; доплаты за условия и интенсивность ь труда; льготные пенсии.

Расходы на профилактику травматизма и профессиональных заболеваний

Затраты на мероприятия по охране труда за счет источников финансирования, регламентированных нормативными актами государства, расходы на мероприятия по охране труда за счет предприятия

Расходы на ликвидацию последствий аварий и несчастных случаев на производстве

Возмещение стоимости испорченного оборудования, инструментов, разрушенных зданий, сооружений; спасения пострадавших; расследованию несчастных случаев; выплаты заработной платы и доплаты за время простоя; в стоимость ремонта поврежденного оборудования, машин и механизмов, зданий и сооружений, стоимость подготовки и переподготовки работников вместо выбывших в результате гибели или инвалидности.

Штрафы и другие возмещения

Штрафы за наличие несчастных случаев и сокрытие от учета потерпших; штрафы за несоблюдение нормативных требований по безопасности труда; штрафы на работника за нарушение требований законодательства и нормат нормативных актов по охране труда; компенсации за время вынужденного простоя из-за опасности выполнения работ и из-за прекращения работ органами государственного надзора за охраной труда; штрафы, пени, выплаты за не соблюдение договорных обязательств перед другими предприятиями, учреждениями и организациями; компенсационные выплаты населению за повреждение жилого фонда, частного имущества, загрязнение окружающей среды, тощ.

В условиях несовершенства рыночных механизмов все эти расходы относятся на себестоимость продукции, и, в результате, за халатное отношение к охране труда на предприятиях расплачиваются не их руководители, а а общество. Действующая система льгот и компенсаций не побуждает руководителей улучшать условия труда, так как эти затраты раскладываются на всех потребителей и не влияют на экономические результаты работы предпр иемства

Кроме того, штрафные санкции, уплачиваемые предприятием в случае неудовлетворительной работы по охране труда и при наличии фактов травмирования и профзаболеваний работников, сейчас достаточно значительные, а потому с заставляют любого работодателя (уполномоченный им орган) серьезно задуматься, что лучше — терпеть убытки (которые порой могут привести даже к банкротству), не занимаясь охраной труда, или, не ко нфликтуючы закону, своевременно вкладывать средства в профилактические мероприятия, сохраняют жизнь и здоровье люди.

Конечно, целесообразно выбрать второй вариант. Ведь перечень штрафных санкций и других экономических потерь предприятия предусматривает: штрафы, налагаемые на предприятие органами государственного надзора за охраной ной труда; штрафы за каждый несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание; увеличены страховые выплаты, должны осуществляться работодателем в случае неудовлетворительной работы по охране труда при росте производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; расходы на выполнение спасательных работ при авариях и несчастных случаев, проведения расследования и экспертизы их причин, п оховання погибших, на составление санитарно-гигиенической характеристики рабочего места работника, получивший профессиональное заболевание, тощо.

Значительными могут быть расходы на льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами: за тяжелые и вредные условия труда (дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое пищи ування, молоко или равноценные ему пищевые продукты); оплата регламентированных перерывов санаторно-оздоровительного назначения, предоставляемых при выполнении виброопасных и других вредных работ и т.д.. ОПЖ е, эти расходы также должны учитываться работодателем в общей сумме потерь, которые могут иметь место на предприятии из-за недостаточного внимания к решению проблем охраны трудаі.

Одной из главных задач экономического обоснования мероприятий по улучшению условий и охраны труда является определение расходов на реализацию мероприятий, включающих капитальные вложения и эксплуатационные расходы

К капитальным относятся единовременные и поэтапные расходы:

— создание или обновление основных фондов трудоохранной назначения;

— совершенствование техники и технологии производства с целью улучшения условий и охраны труда

Текущие (эксплуатационные) расходы на содержание и обслуживание оборудования, имеющего трудоохранной назначения, обеспечивают его функционирование в необходимом режиме

Финансирование мероприятий по улучшению условий труда может осуществляться на многоцелевой и одноцелевого основе. При многоцелевом финансировании мероприятия по улучшению безопасности производственных процессов, технолог гий, оборудования, машин и механизмов являются составной частью реконструкции, модернизации, внедрения новых средств производства и средства на охрану труда отдельно не выделяются, а относятся к капиталовклад ень для обновления производства. Одно целевое финансирование предусматривает финансирование только трудоохранных западев.

Расходы на проведение трудоохранных мероприятий (одноцелевого финансирования) определяются как сумма капитальных вложений и текущих ежегодных расходов с учетом фактора времени. Осуществляется это с помощью мет. Тодуа дисконтированияя.

Краткосрочные (до одного года) расходы на охрану труда рассчитываются по формуле:

где 5 — общие затраты (вложения) предприятия на охрану труда;

С0 — текущие (эксплуатационные) расходы на охрану труда;

К0 — капитальные вложения на охрану труда

Показатель эффективности затрат предприятия на мероприятия по охране труда рассчитывается по выражению:

где. Ер — годовая экономия от улучшения условий и охраны труда на предприятии (прибыль или уменьшения убытков)

Источник: http://uchebnikirus.com/bgd/osnovi_ohoroni_pratsi_-_gandzyuk_mp/vitrati_pokraschennya_umov_ohoronu_pratsi.htm

Финансирование мероприятий по охране труда

В статье 226 Трудового кодекса РФ отражены нормы и порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти РФ в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.

Источники финансирования мероприятий по охране труда

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется:

  1. За счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
  2. За счет средств работодателей.
  3. За счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

1. Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На федеральном, региональном и местном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда.

Читайте так же:  Комплекс мер по улучшению условий труда

2. Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Указанный в Трудовом кодексе РФ размер средств, выделяемых организациями на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, может быть повышен в соответствии с условиями коллектив­ного договора или соглашения.

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда включаются при расчете налогооблагаемой базы в себестоимость продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.

Финансирование отдельных мероприятий по охране труда организации могут проводить за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения которых ежегодно устанавливается Минздравом России по согласованию с Фондом социального страхования РФ.

Работники организации не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Источник: http://www.protrud.com/%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ

Кандидат экономическиъ наук, специалист в области охраны труда со стажем более 10 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.

Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.

Из статьи вы узнаете:

  • Как сформировать перечень затрат по охране труда
  • Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.

Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.

Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.

Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.

Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.

Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Как производят финансирование

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.

За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):

  • закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
  • проведение СОУТ
  • проведение оценки профрисков
  • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
  • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
  • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п
Читайте так же:  Ренессанс кредит условия досрочного погашения кредита

Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.

Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).

Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.

Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.

Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).

Источник: http://coko1.ru/articles/protection/zatraty-na-ohranu-truda-chto-uchest-v-rabote-specialistu-po-ot/

Затраты на улучшение условий труда

Как определить и оформить расходы по охране труда?

Планирование мероприятий по охране труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Следовательно, работодателю необходимо планировать их и проводить соответствующие мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

Типовой перечень ежегодно реализуемых мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

В него входят, в частности:

Конкретный перечень мероприятий по охране труда определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. Об этом сказано в сноске к Перечню, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как правило, перечень таких мероприятий оформляется соответствующим разделом в коллективном договоре или отдельным локальным нормативным актом (ст. 8, 41 ТК РФ). Например, конкретный перечень мероприятий работодатель может закрепить в годовом плане, который утверждается соответствующим приказом.

Внимание: если работодатель не разработает годовой план мероприятий по улучшению условий и охраны труда с суммой затрат, то его могут привлечь к административной ответственности. На это указывают и суды, см., например, решение Верховного суда Республики Карелия от 11 апреля 2014 г. № 21-153/2014.

Статьи расходов на охрану труда

В перечень расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны труда входят:

1. Организация службы по охране труда или заключение гражданско-правового договора на оказание услуг по охране труда, если численность сотрудников организации превышает 50 человек (ст. 217 ТК РФ).

2. Обеспечение нормальных условий труда сотрудников в соответствии с требованиями охраны труда (абз. 5 ч. 2 ст. 212, абз. 2 ч. 1 ст. 219 ТК РФ). Например,

стоимость работ по установке кондиционеров в целях обеспечения оптимальных микроклиматических условий (СанПиН 2.2.4.548-96, утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. № 21).

3. Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического благополучия сотрудников (ст. 223 ТК РФ). Например, затраты на создание в организации санитарного поста с аптечкой.

4. Проведение специальной оценки условий труда и сертификации работ по охране труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

5. Обучение и проверка знаний по охране труда сотрудников (ст. 225 ТК РФ).

6. Проведение обязательных медицинских осмотров в определенных случаях (абз. 13 ч. 2 ст. 212, ст. 213, абз. 11 ч. 1 ст. 219 ТК РФ, приложение 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

7. Выдача молока и лечебно-профилактического питания для сотрудников, работающих во вредных условиях, и спортсменов (ст. 222 ТК РФ).

8. Лечение профессиональных заболеваний сотрудников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.

9. Приобретение специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств, если это предусмотрено требованиями законодательства (ст. 221 ТК РФ).

10. Начисления, связанные с условиями труда, в том числе за работу во вредных и опасных условиях труда (ст. 147, абз. 13 ч. 1 ст. 219 ТК РФ).

11. Оплата дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня (ст. 116 и 117 ТК РФ) по требованию законодательства.

12. Создание и функционирование системы управления охраной труда (абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

13. Организация спортивных соревнований и чемпионатов для сотрудников, компенсация стоимости абонементов в спортзал или обустройство собственного фитнес-зала.

Конкретный перечень мероприятий по охране труда определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. Работодатель может включать другие мероприятия, направленные на оздоровление сотрудников и улучшение условий их труда, в соответствии с законодательными актами по охране труда. Об этом сказано в сноске к Перечню, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Расходы по охране труда должны соответствовать требованиям законодательства по охране труда и составлять не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции, работ, услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ).

Планирование фактических расходов на охрану труда

Чтобы запланировать расходы по охране труда на будущий год:

      • запросите в бухгалтерии расшифровку расходов по охране труда и сумму затрат на производство продукции (услуг) за прошлый год;
      • установите примерную смету мероприятий по охране труда с учетом планируемых затрат на производство.

Затем составьте программу мероприятий по охране труда с учетом годового плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Программу мероприятий утвердите у руководителя организации.

При этом работодателю следует помнить, что часть расходов на охрану труда (в отношении сотрудников, занятых на работах с опасными и вредными условиями труда) может быть возмещена за счет средств ФСС России. Такое возмещение направлено на финансирование мероприятий по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.

К возмещаемым расходам относятся расходы на различные мероприятия по улучшению условий труда, приобретение спецодежды, обучение охране труда, проведение обязательных периодических медосмотров, обеспечение лечебно-

профилактическим питанием, приобретение алкотестеров и тахографов, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников.

Читайте так же:  Как написать недостачу товара

Объем средств, на возмещение которых работодатель может рассчитывать, составляет 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом выплат по обеспечению по соответствующему виду страхования, произведенных работодателем в предыдущем году. Такие требования установлены пунктами 2, 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.

Для возмещения указанных расходов работодатель в срок до 1 августа текущего календарного года направляет в территориальный орган ФСС России определенный комплект документов. Так, независимо от вида мероприятий работодателю необходимо направить: заявление, план финансового обеспечения соответствующих предупредительных мер, копию или выписку из коллективного договора (соглашения по охране труда) или копию плана мероприятий по улучшению условий труда, разработанного по результатам специальной оценки условий труда. Остальные документы комплекта зависят от конкретного вида профилактических мероприятий.

По результатам проведенных мероприятий и фактическим затратам по охране труда представьте статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

К таким отчетам, в частности, относятся:

      • форма № 1-Т (условия труда), утвержденная приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407;

форма № 7-травматизм, утвержденная приказом Росстата от 27 июля 2011 г. № 334

Источник: http://ot39.ru/blog/75-kak-opredelit-i-oformit-rashodi-po-ohrane-truda.html

Определение экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда

Создание благоприятных условий труда, его дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой — повышению работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и улучшению дисциплины на производстве.

Основными общими показателями экономической эффективности мероприятий по НОТ, определяющими целесообразность их внедрения, являются: рост экономической эффективности и годовой экономический эффект, т.е. экономия приведенных затрат.

Наряду с этими показателями, используются и другие (частные) показатели: снижение трудоемкости продукции, относительная экономия (высвобождение) численности работников, прирост объема производства, экономия рабочего времени, экономия по элементам себестоимости продукции, прирост дохода (прибыли) на рубль затрат и срок окупаемости единовременных затрат.

Рассмотрим механизм расчета показателей экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

1. Один из показателей оценки организации труда — коэффициент его условий. Его определение базируется на расчете индексов, характеризующих отклонение фактических условий от нормативных. В методических рекомендациях по оценке уровня НОТ, подготовленных НИИ труда для предприятий, а также справочным пособиям по НОТ, индекс предполагается рассчитывать по формуле:

(1) а = Ун или (2) а = Уф

Где: а — индекс отклонений фактических условий труда от нормативных (по фактам); Уф, Ун — фактическое и нормативное значение показателей условий труда в соответствующих единицах измерений.

Из формул (1) и (2) следует, что чем ближе фактическое состояние показателя к нормативному, а индекса — к единице, тем лучше условия труда. Но эти рассуждения, как и методика расчета, верны, когда под Ун понимается оптимальное значение какого-либо фактора, определяющего условия работы.

Если же под Ун понимать предельно допустимые значения (ПДК, ПДУ) какого-либо фактора, характеризующего эти условия, формулы для расчета неприемлемы.

Было предложено в подобных случаях, что индекс должен отражать не степень соответствия, а отклонение фактических условий труда и предельно допустимых. И чем оно больше, тем лучше условия труда.

Где: Уп — предельно допустимые факторы, определяющие условия труда.

Таким образом, чем меньше значение Уф, тем ближе к единице значение индекса, а, следовательно, и коэффициента.

Формулу (3) необходимо использовать, прежде всего, применительно к факторам «беспорогового действия», в частности, к ионизирующему излучению. К факторам беспорогового действия есть основание относить и химические канцерогены. Следовательно, при наличии этих факторов на производстве (например, в составе промышленной пыли) анализ и оценка состояния условий труда также должны базироваться на вышеизложенных принципах.

2. Прирост производительности труда (П) в результате экономии численности работников рассчитывается по формуле:

Где: Эч — относительная экономия (высвобождение) численности работающих после внедрения отдельных мероприятий, (человек); Чср — расчетная среднесписочная численность работающих по участку, цеху, предприятию, исчисленная на объем производства планируемого периода по выработке базисного периода, (человек).

3. Прирост производительности труда в результате увеличения продолжительности фазы устойчивой работоспособности при улучшении условий труда рассчитывается по формуле:

Где: Р1 — удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени до внедрения мероприятий, улучшающих условия труда; Р2 — удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени после внедрения мероприятий; Кп — поправочный коэффициент, отражающий долю прироста производительности труду, обусловленную функциональным состоянием организма человека в различных условиях труда; принимается равным 0,20.

  • 4. Годовой экономический эффект (Эг) (экономия приведенных затрат, в рублях) рассчитывается по формуле:
    • (6) Эг = (С1 — С2) В2 — Ен Зед

Где: С1 и С2 — себестоимость продукции (работ) до и после внедрения мероприятий (текущие затраты), руб.; Б2 — годовой объем продукции (работ) после внедрения мероприятий, в натуральном выражении; Ен — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости, Тн); Зед — единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб. Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (Ен) для мероприятий по НОТ устанавливается 0,15, нормативный срок окупаемости (Тн) — 6,7 года.

При определении годового экономического эффекта экономия по себестоимости продукции — (С1 — С2) В2 — может быть рассчитана непосредственно в годовом разрезе по отдельным элементам себестоимости (з/п, материалы, амортизация и т.д.) при наличии необходимых исходных данных.

С учетом деления текущих (эксплуатационных) затрат на условно-переменные и условно-постоянные формула (6) принимает вид:

(7) Эг = (а1 — а2) + (У / В1 — У / В2) В2 — Ен Зед

Где: а1, а2 — текущие затраты на единицу продукции (работ по статьям условно-переменных расходов в себестоимости продукции до и после внедрения мероприятий, руб.; У — годовая сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции базисного периода, руб.; В1, В2 — годовой объем продукции (работ) до и после внедрения мероприятий в натуральном выражении.

  • 5. Относительная экономия (высвобождение) численности работающих (Эч), человек. Исходными данными для определения высвобождения численности работающих является изменение сменного фонда рабочего времени в результате сокращения его потерь и непроизводственных затрат труда.
  • (8) Эч = (Фп / Фд — 1) Ч

Где: Фд и Фп — фонд рабочего времени в среднем на одного работающего соответственно до и после внедрения мероприятий, ч, Ч — среднесписочная численность рабочих.

  • 6. Экономия рабочего времени в связи с сокращением потерь и непроизводительных затрат времени (Эвр), человеко-час.
  • (9) Эвр = б ч Ф

Где: б — сокращение потерь и непроизводительных затрат времени на одного рабочего в течение смены, ч; ч — численность работающих, у которых сокращаются потери и непроизводительные затраты времени, человек; Ф — годовой фонд рабочего времени одного рабочего, дней.

Читайте так же:  Присвоение ученой степени

7. Прирост объема производства (Р), %. Исходными данными для расчета прироста объема производства являются увеличение объема производства или снижение объема трудоемкости и сокращение потерь рабочего времени в результате внедрения мероприятий по НОТ.

Где: Б1 и Б2 — годовой объем производства до и после внедрения мероприятия, нормо-час, человеко-час.

8. При росте объема производства, достигаемого в результате внедрения мероприятий по НОТ, годовой экономический эффект может быть образован за счет экономии от снижения себестоимости на условно-постоянных расходах. Следует различать абсолютную и относительную экономию по условно-постоянным расходам. Под абсолютной экономии по условно-постоянным расходам понимается экономия по тем статьям, на которые внедрение мероприятий оказывает непосредственное влияние. Под относительной экономией по условно-постоянным расходам понимается экономия на единицу продукции, полученной в результате увеличения годового объема ее производства. Исходными данными для расчета относительной экономии по условно-постоянным расходам (Эсу) служат: сумма постоянных расходов цеха на изделие по плану на год и годовой выпуск этого изделия до и после внедрения мероприятия.

Где: У — годовая сумма условно-постоянных расходов в с/с продукции базисного периода, руб.; Б1 и Б2 — годовой объем производства до и после внедрения мероприятия, человеко-час.

  • 9. Прирост объема производства может быть выражен в процентах (р), тогда
  • (12) Эсу = У р / 100 или Эсу = У1 (В2 — В1)

Где У1 — условно-постоянные расходы на единицу продукции, руб.

  • 10. Экономия от снижения удельных капиталовложений в результате лучшего использования оборудования (Эку), которая рассчитывается по формуле:
    • (13) Эку = Ен Фб р / 100

Где: Фб — балансовая стоимость оборудования, на котором увеличился выпуск продукции в результате внедрения мероприятия по НОТ, руб; Ен — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности. Рост объема выпуска продукции при расчетах экономии на условно-постоянных расходах определяется исходя из потребности в этой продукции, возможности реализации, материального обеспечения и др.

При увеличении выпуска продукции у отдельной группы рабочих экономия на условно-постоянных расходах по участку, цеху, предприятию подсчитывается с учетом удельного веса этой продукции в объеме производства всего подразделения.

На основании вышеприведенных формул произведем расчет экономической эффективности нескольких мероприятий по улучшению условий труда. Рассмотрим такие направления как проведение противошумовых мероприятий, повышение освещенности на рабочих местах, улучшение работы вентиляционных установок, применение рациональной окраски помещений и использование функциональной музыки. Исходные данные не отражают опыт конкретного предприятия, но они основаны на изучении статистическими службами опыта множества предприятий, где проводились работы по улучшению условий труда.

В результате проведения противошумовых мероприятий (установка шумоглушителей), позволивших снизить шум с 94 — 108 дБ до 70 — 71 дБ, повысился удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени (в среднем по участку).

Таким образом, удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени до внедрения мероприятия составил 0,47%, после — 0,62%. Годовой выпуск продукции участком до внедрения мероприятия составил 800000 рублей, после — 821200 рублей. При этом удельный вес рабочих данного участка в общей численности промышленно-производственного персонала составляет 5%, условно-постоянные расходы в с/с годового выпуска продукции — 160000 рублей, а стоимость технологического оборудования — 100000 рублей.

На основании этих данных произведем расчет экономической эффективности.

Прирост производительности труда по участку (5):

0,62 — 0,47 х 100 х 0,20

Прирост производительности труда по предприятию:

П = 2,04 х 0,05 = 0,1%

2. Прирост объема производства по участку (10):

41060 — 40000 х 100

3. Экономия по участку на условно-постоянных расходах (11):

160000 х 821200 — 800000

Эсу = 800000 = 4240 рублей

4. Экономия от улучшения использования оборудования (13):

0,15 х 100000 х 2,65

Эку = 100 = 397,5 рублей

5. Годовая экономия:

Эг = 4240 + 397,5 = 4637,5 рублей.

Повышение освещенности на рабочих местах с 65 до 350 лк (замена ламп накаливания люминесцентными), улучшение работы вентиляционных установок, применение рациональной окраски стен и оборудования в цехе металлоконструкций позволило сократить потери рабочего времени и непроизводительные затраты труда.

Таким образом, годовой выпуск продукции цехом до внедрения мероприятия составил 2748900 рублей, после — 2871700 рублей, годовой фонд времени одного рабочего до внедрения мероприятия — 219 дней, после — 230 дней. При этом среднесписочная численность рабочих в цехе — 227 человек, удельный вес цеховой продукции в общем объеме производства предприятия — 7,1%, годовая выработка одного рабочего в базисном периоде — 13000 рублей, условно-постоянные расходы в с/с продукции — 238400 рублей, стоимость технологического оборудования — 150000, а единовременные затраты на проведение мероприятий — 31,0 рубль.

Расчетная среднесписочная численность рабочих цеха, исчисленная на объем производства планируемого периода по выработке базисного:

2871700: 13000 = 221 человек

Расчет экономической эффективности:

Относительная экономия численности рабочих (8):

Эч = 219 х 227 = 16 человек

Прирост производительности труда в цехе (4):

Прирост производительности труда по предприятию:

П = 7,8 х 0,071 = 0,55%

Прирост объема производства (10):

2871,7 — 2748,9 х 100

Экономия на условно-постоянных расходах (12):

Эсу = 100 = 10489,6 рублей

6. Экономия от улучшения использования оборудования (13):

150000 х 0,15 х 4,4

Эсу = 100 = 990 рублей

Годовой экономический эффект (6):

Эг = 10489,6 + 990 — 0,15 х 31 = 11474,95 рублей.

Внедрение функциональной музыки на предприятии швейного объединения способствовало сокращению потерь рабочего времени по вине рабочих на 8,6 минут в смену. Годовой объем производства по участкам до внедрения мероприятий составил 20746000 рублей, после — 21057200 рублей. При этом кол-во рабочих на участках составляет 641 чел., среднее выполнение норм выработки рабочими участков — 138,9%, годовой фонд рабочего времени одного рабочего — 230 дней. Годовая сумма условно-постоянных расходов в с/с продукции составляет 5084400, единовременные затраты на мероприятие — 112800. Годовая з/п оператора радиоузла — 27740. Балансовая стоимость оборудования на участках — 2670140 рублей.

Расчет экономической эффективности.

Сокращение потерь рабочего времени одним рабочим в смену после внедрения функциональной музыки:

Годовая экономия рабочего времени рабочими этих участков (9):

Эвр = 60 = 21132 человеко-часов

Прирост объема производства на участках после внедрения функциональной музыки (10):

21057000 — 20746000 х 100

Р = 20746000 = 1,5%

Экономия на условно-постоянных расходах (12):

Эсу = 100 = 76266 рублей

Экономия от снижения удельных капиталовложений (13):

0,15 х 2670140 х 1,5

Эку = 100 = 6007,8 рублей

Годовой экономический эффект от применения музыки на предприятии (6):

Эг = 76266 + 6007,8 — 27740 — 0,15 х 112800 = 65353,8 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/155728/opredelenie_ekonomicheskoy_effektivnosti_meropriyatiy_uluchsheniyu_usloviy_truda

Затраты на улучшение условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here