Вопросы охраны труда на предприятии регулируются

Помощь в решении вопроса: "Вопросы охраны труда на предприятии регулируются" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Правовые вопросы охраны труда работников

Охрана труда работника была и является важнейшей социальной проблемой в каждом государстве.

В юридической литературе охрана труда рассматривается в нескольких аспектах (смыслах).

В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Если какая-то сторона охраны труда (правовая, медицинская, техническая или экономическая) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве — это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система таких правовых мероприятий представляет собой институт охраны труда трудового права.

Третий аспект понятия охраны труда — как один из основных принципов трудового права — обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Охраны труда в России обеспечивается правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими и другими средствами, что закреплено в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), что труд и здоровье людей охраняются государством (ст. 7). Всесторонняя охрана труда, отвечающая конституционным требованиям о правах человека, может быть обеспечена при соблюдении одновременно всех аспектов.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда в том, что она:

  • ? охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей;
  • ? направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;
  • ? способствует его культурно-техническому росту (усталый от работы человек не способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом и т.п.);
  • ? способствует гуманизации труда, его облегчению.

Экономическое значение охраны труда в том, что она способствует:

  • ? росту производительности труда работников, а тем самым и росту экономики;
  • ? экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени (меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а, следовательно, меньше больничных листков и возмещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника).

Правовое значение охраны труда в том, что:

› она обеспечивает каждому работу по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей организма (с учетом психофизиологических особенностей женского организма и несовершеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов семейных обязанностей работников и т.п.);

› правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, несовершеннолетних до 18 лет на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;

› вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений коллектива работников и профсоюзного органа организации с работодателем, социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях;

› она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника, а работник — соблюдать инструкции по охране труда.

Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему правовых норм об охране труда и о надзоре за их исполнением.

Трудовой кодекс в разделе X «Охрана труда» определяет понятийный аппарат института охраны труда, определяет основные его понятия (гл. 33, ст. 209) и основные направления государственной политики в этой сфере, там же установлены требования (гл. 34, ст. 211—215) и вопросы организация (гл. 35, ст. 216—218) охраны труда, обеспечение прав работников на охрану труда (гл. 36, ст. 219—231).

Надзор и контроль за охраной труда и ответственность за ее нарушение в Трудовом кодексе выделены в самостоятельную гл. 57 в разд. XIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства».

Источник: http://vuzlit.ru/1217868/pravovye_voprosy_ohrany_truda_rabotnikov

Нормативно-правовое регулирование охраны труда на предприятии

Нормативное регулирование охраны труда на предприятии в Российской Федерации

В охране труда на предприятии, как и в охране труда в целом, нормативно-правовое регулирование имеет важную, во многом определяющую роль, так как любое изменение в нормативно-правовом регулировании может повлечь за собой кардинальные изменения системы охраны труда.

В апреле 1998 года Федеральным законом № 58-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 1947 года об инспекции труда и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенцию 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенцию № 150) и Конвенцию 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде, принятые Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве. Следовательно, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации эти документы стали составной частью правовой системы Российской Федерации и, более того — имеют приоритет над национальными законами.

Интересным является вопрос соотношения статуса международного договора (в нашем случае — указанных Конвенций) и Конституции РФ. Формулировки Конституции РФ допускают различные толкования этого вопроса, что стало причиной множественных дискуссий в научной среде и расхождений в судебной практике Конституционного Суда РФ и Европейского суда по права человека. Если обратиться к нормам самой Конституции РФ, то п. 1 ст. 15 устанавливает: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»п. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. В то же время, п. 4 указанной статьи Конституции РФ устанавливает приоритет норм международных договоров над национальным законом: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г..

Таким образом, формально неясно, следует ли считать международное соглашение «законом или иным нормативно-правовым актом» в смысле п. 1 ст. 15 Конституции РФ, в таком случае приоритет будет иметь Конституция РФ, или же, наоборот, ее саму следует считать «законом» в смысле п. 4 ст. 15 Конституции РФ, и тогда приоритет будет иметь международный договор.

Как справедливо отмечает С.Л. Будылин, «Рассуждая логически, следует отметить, что сам статус международных договоров как источника права России основан на Конституции РФ (а именно на п. 4 ст. 15). Если так, то надо полагать, что положения Конституции РФ все же имеют приоритет над нормами международных договоров. В пользу этого же вывода говорит и то, что Конституция была принята на референдуме и процедура ее изменения весьма непроста, тогда как международные соглашения ратифицируются обычным федеральным законом, а в отношении федеральных законов Конституция имеет бесспорный приоритет. Если так, то международные соглашения России по своему статусу занимают промежуточное положение между федеральными законами и Конституцией РФ» Будылин С.Л. Конвенция или Конституция? Международное право и пределы государственного суверенитета // Закон. 2013. № 12. С. 65..

Читайте так же:  Надбавка за выслугу лет работникам муниципальных

Следует отметить, что с позиций международного права ситуация выглядит иначе. Статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., участником которой является и Россия, устанавливает правило, согласно которому участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора Ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г..

Думается, что разрешение указанной дилеммы будет выполнено в ближайшем будущем, а на сегодняшний день по приведенным соображениям будем считать, что Конституция РФ имеет приоритет над международными договорами РФ.

Формулируя систему законодательства Российской Федерации в области охраны труда на предприятии, представляется возможным и удобным разделить нормативно-правовые акты, регулирующие охрану труда на предприятии в зависимости от их значения и статуса по уровням. Результаты такого подхода представлены в Таблице 1.1.

Уровни нормативно-правовых актов Российской Федерации в области охраны труда на предприятии

Уровни нормативно-правовых актов

Примеры нормативно-правовых актов

Конституция РФ от 12.12.1993 г.

Конвенция № 85 Международной организации труда «Об инспекции труда на территориях вне метрополии» от 11 июля 1947 г.

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

Конвенция № 150 Международной организации труда «О регулировании вопросов труда» от 26 июня 1978 г.

Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ).

Протокол к Конвенции 1947 года об инспекции труда от 6 июня 1995 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

4-й уровень — нормативные документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. № 328н «Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

нормативные документы других министерств и ведомств

Приказ Минздравсоцразвития России №181н от 01.03.2012 «Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

рабочие документы организации

коллективный договор, трудовой договор

Ч. 3 ст. 37 Конституции РФ утверждает право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Вопросам охраны труда посвящен раздел Х Трудового кодекса Российской Федерации, Глава 41 содержит нормы по охране труда женщин и лиц с семейными обязанностями, а Глава 42 — лиц в возрасте до восемнадцати лет.

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками устанавливает Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ. Указанный закон направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Следует также отметить наличие в Российской Федерации действующих стандартов в области охраны труда, о которых речь пойдет в следующем параграфе.

Источник: http://vuzlit.ru/115677/normativno_pravovoe_regulirovanie_ohrany_truda_predpriyatii

Перечень основных документов регламентирующих охрану труда

Каждый человек страны имеет определенные права, которые установлены действующим законодательством. Прежде всего, это право на труд, что влечет за собой соответствующую необходимость в обеспечении охраны труда. Эта необходимость , а также перечень других возможностей четко прописан Конституцией и Трудовым Кодексом РФ. В данной статье мы рассмотрим всю законодательную основу по охране труда и документы, относящиеся к этой категории.

Федеральные законы

Само понятие «охрана труда» подразумевает под собой нормативно-правовую систему, которая направлена на обеспечивание безопасности здоровья и жизни трудящихся в процессе выполнения ими той или иной трудовой деятельности. Это понятие объединяет в себе перечень правовых, нормативных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и многих других мероприятий.

Регулирование трудовой деятельности осуществляется в России посредством Трудового Кодекса, а также федеральных законов.

Сегодня в учреждениях и на предприятиях основные, обязательные нормативные и законодательные акты прописаны в следующих местах:

  • Трудовой кодекс России. Здесь представлены все основные законодательные акты по которым происходит обеспечение безвредных и безопасных условий для труда на любых предприятиях или в организациях;
  • Гражданский кодекс России. В данном документе прописаны ответственные действия работодателя при получении его работниками ущерба здоровью и жизни;
  • Федеральный закон, который был принят в 1999 году (17 июля). Его номер 181-ФЗ. Этот документ устанавливает все правовые основы по регулированию взаимоотношений в сфере охраны любой трудовой деятельности между сотрудниками и работодателями.

В новом Федеральном положении на законодательном уровне рассматривается большой диапазон самых разнообразных вопросов касательно разрешения определенных проблем охранной сферы, что касается трудовой деятельности физических лиц, которые вступили в трудовые взаимоотношения с конкретным работодателем. Причем действие установленных законов имеет разновекторное распространение. Под него подпадает как работодатель, так и его работники. Новое постановление распространяется и на студентов, обучающихся в различных образовательных учреждениях на момент прохождения ими запланированной производственной практики.

Также в новых законодательных актах акцентируется внимание непосредственно на всех участниках, вступивших в законные трудовые взаимоотношения. В результате, при проведении участниками мероприятий (физические и юридические лица) касательно организации труда и всего производственного процесса, требования по охране трудовой деятельности обязательны для их дальнейшего выполнения.

В Федеральном законе также определена роль, которую выполняет система охраны любой деятельности при взаимоотношениях работодатель-работник.

Если в организации, по определенным причинам, на данный момент отсутствует специализированные сотрудник или целая соответствующая служба, тогда работодатель обязан заключать определенный тип договора со специалистами или организацией, занимающиеся оказанием услуг в сфере охраны любого вида трудовой деятельности.

При этом работодатель просто обязан провести полный инструктаж нового сотрудника, а также подготовить для него условия работы, которые регламентированы действующим законодательством. Кроме этого он ответственный за проведение аттестации всех рабочих мест по имеющимся требованиям.

Читайте так же:  Увольнение по статье последствия для работника

Также законом предусмотрено осуществление за счет работодателя предварительного, периодического и внеочередного медицинского осмотра сотрудников. А он обязан проходить эти медицинские осмотры с последующим ознакомлением и получением ихних результатов. Без прохождения данных процедур сотрудник не может быть допущен к выполнению своих прямых обязанностей.

Как видим, все взаимоотношения между сотрудником и его начальством четко прописаны в Федеральном законе страны.

Нормативные акты

Кроме вышеописанных законов, система охраны труда регламентируется следующими формами нормативно-правовых актов:

  • непосредственно сам закон;
  • различные нормативные подзаконные акты.

Закон представляет собой акт представительного высшего органа, который обладает юридической силой. Он устанавливает необходимые нормы, регулирующие самые важные общественные взаимоотношения.

В свою очередь все нормативные акты обязаны соответствовать действующему закону. Они издаются только на основе существующих его предписаний. Отличие между ними заключается в необязательном содержании правовых норм.

При этом подзаконный акт является правовым и издается в рамках компетенции в строгом соответствии с имеющимся законом или на его основе. К такого рода документам относятся:
  1. указы Президента России;
  2. указы президентов республик;
  3. распоряжения и постановления правительства России, а также всех входящих в ее состав республик;
  4. инструкции и приказы министров или руководителей всех центральных ведомств;
  5. распоряжения и постановления глав всех местных администраций.

Сегодня государством ведется разработка новых законов, нормативных актов, касающихся вопросов здравоохранения и охраны труда. Образец новых разработок иногда выносится на общественное рассмотрение с целью прорабатывания и усовершенствования.

ГОСТы и СНиПы

Также важными документами в охранной деятельности являются ГОСТы и СНиПы. Они входят в перечень правовых нормативных актов.

ГОСТы подразумевают под собой установленные государственные стандарты системы. Они утверждаются Минстроем и Госстандартом РФ. Все ГОСТы объединены в один класс, имеющий номер 12. Это класс разбит на определенные группы:

  • нулевая. Включает организационно-методические и основополагающие стандарты;
  • первая. Включает все стандартные требования по безопасности во время работы с наиболее вредными или опасными факторами производства;
  • вторая. Содержит основные требования по безопасности, предъявляемые к производственному оборудованию;
  • третья. Содержит перечень требований по безопасности, предъявляемых к производственным процессам;
  • четвертая. Содержит требования к средствам защиты.

В отличии от ГОСТов, СНиП подразумевает под собой строительные нормы и правила. Они устанавливаются Минстроем. СНиПы разрабатываются только на основе принятого в данный момент законодательства, а также других правовых нормативных актов. В них содержатся основные требования, которые предъявляются к безопасности и охране труда. Утверждение данных документов происходит органами федеральной и исполнительной власти.

В СНиПах прописаны следующие положения:

  • конвенции МОТ в сфере создания безопасных и здоровых условий для любой трудовой деятельности;
  • нормативные требования, используемые в строительстве, промышленности и т.д.

Соблюдать требования ГОСТов и СНиПов необходимо в обязательном порядке.

Типовые инструкции и документы

К типовым документам и инструкциям, разработанным в системе охраны трудовой деятельности, относятся отраслевые или межотраслевые правовые нормативные акты. В них содержится информация о нормативных государственных требованиях, используемых в конкретной области труда/производства/деятельности.

Эти документы и инструкции не противоречат отраслевым и межотраслевым правилам. Их период действия ограничивается временем существования соответствующих отраслевых и межотраслевых актов. Зачастую этот период составляет пять лет, но его возможно продлить еще на два года. Действие инструкций распространяется на всех работников.

В состав этой документации входят:

  • основные требования, предъявляемые к безопасности;
  • основные требования, предъявляемые к началу работы, течению работы и ее окончанию;
  • требования к безопасности при различных аварийных ситуациях.

Эти инструкции разрабатывались с целью использования их в роли нормативных локальных актов.

Перечень основных регламентирующих документов по охране трудовой деятельности довольно обширный, но следование им поможет уберечь жизнь и здоровье трудящихся.

Видео «Обучающий семинар по охране труда»

На записи эффективное и качественное обучение по теме «Охрана труда». Учебная программа согласованна с Государственной инспекцией по труду.

Источник: http://dokymenta.ru/biznes/ohrana-truda-1527/

Правовое регулирование охраны труда

Правовое регулирование охраны труда – процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения в сфере безопасности труда и его охраны при помощи специальных юридических средств и методов.

Правовое регулирование охраны труда осуществляется путем создания правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных условий труда и механизм по обеспечению их соблюдения. Данные правовые нормы закрепляются в определенных формах (источниках) – нормативных правовых актах (законах, постановлениях, указах, распоряжениях). Совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы права об охране труда образуют систему законодательства об охране труда.

Законодательство об охране труда включает в себя: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, локальные нормативные акты предприятий и организаций, содержащие правовые нормы об охране труда.

Государственные нормативные требования охраны труда

Правовое регулирование правоотношений, связанных с охраной труда, осуществляется системой нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда – это содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, установленные правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения, юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Виды нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

  1. Стандарты безопасности труда
  2. Правила и типовые инструкции по охране труда
  3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда:

  • Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ)
  • Межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ)
  • Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО)
  • Типовые инструкции по охране труда (ТИ РО)
  • Правила безопасности (ПБ)
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ)
  • Инструкции по безопасности (ИБ)
  • Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)
  • Строительные нормы и правила (СНиП)
  • Своды правил по проектированию и строительству (СП)
  • Санитарные правила (СП)
  • Гигиенические нормативы (ГН)
  • Санитарные правила и нормы (СанПиН)
  • Санитарные нормы (СН)

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда

Внесение изменения в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется:

Читайте так же:  Как подать на алименты в браке

  • при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
  • по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;
  • на основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
  • по предложениям федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

Локальные нормативные акты по охране труда

К локальным нормативным актам по охране труда относятся:

  • Коллективные договоры и соглашения;
  • Индивидуальные трудовые договоры;
  • Инструкции по охране труда;
  • Стандарты предприятия;
  • Положения, приказы и др.

Коллективный договор

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам, касающимся охраны труда:

  • Форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты.
  • Продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков.
  • Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
  • Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование.
  • Экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве.
  • Гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением.
  • Оздоровление и отдых работников и членов их семей.
  • Частичная или полная оплата питания работников.

Контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей организации могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями: дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации.

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Соглашение

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Соглашениями могут предусматриваться положения:

  • Об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха.
  • О доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством.
  • Об обеспечении безопасности и охране здоровья работников на производстве.
  • О специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей.

В Соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству. Отдельные Соглашения по охране труда представляют собой правовую форму планирования и проведения мероприятий по охране груда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц.

Нормативные акты по охране труда, принимаемые субъектами Российской Федерации, а также локальные нормативные акты должны содержать требования не ниже государственных нормативных требований охраны труда.

Источник: http://www.protrud.com/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Общие принципы организации работы по охране труда на предприятии

«Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2012, N 8

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система обеспечения безопасности профессиональной деятельности должна быть органично встроена в систему управления производством.

Управление охраной труда на предприятии — это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Управление охраной труда является частью общей системы управления предприятием. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Создание на предприятии службы охраны труда вовсе не означает, что другие службы и подразделения не должны заниматься проблемами безопасности работающих. Если функции прогнозирования, планирования, координации, контроля возлагаются главным образом на эту службу, то обучение сотрудников и исполнение принятых решений в той или иной мере касается всех структурных единиц организации. Поскольку мероприятия по обеспечению безопасности профессиональной деятельности касаются абсолютно всех сотрудников, общее руководство и координацию действий различных служб и подразделений должен осуществлять либо руководитель организации, либо один из его заместителей, наделенный достаточными полномочиями.

В работе по созданию безопасных условий труда необходимо руководствоваться следующими общими принципами:

1. Комплекс мер и средств безопасности должен быть адекватен возможным угрозам и рискам и достаточен с точки зрения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности личности.

2. Организационные и технические меры безопасности не должны мешать персоналу выполнять свое производственное задание. В полной мере этот принцип реализовать невозможно, т. к. любые методы и средства обеспечения безопасности вызывают определенные неудобства.

3. Применяемые методы и средства сами не должны представлять опасности для работающих. Для реализации этого принципа должны быть предусмотрены дополнительные организационные (а по возможности и технические) меры и жесткий контроль за их выполнением.

4. Меры безопасности не должны противоречить действующему законодательству.

Стратегическим направлением политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Для успешной реализации этой стратегии следует руководствоваться следующими принципами организации работы по охране труда на предприятии (в организации):

1. Обязательность учета проблем безопасности труда при решении всех вопросов производства и на всех уровнях управления. Это значит, что на всех стадиях начиная от проектирования, строительства и эксплуатации вплоть до выпуска продукции должны соблюдаться и выполняться правила и нормы охраны труда.

Читайте так же:  Сбербанк кредитные карты зарплатным клиентам

2. Ответственность каждого из руководителей, от работодателя до мастера за безопасность труда на предприятии (в организации). Функциональные обязанности по вопросам охраны труда, права и ответственность каждого руководителя (должностного лица) должны быть четко зафиксированы в должностных обязанностях либо иных документах (положениях, приказах и т. д.).

3. Непосредственная подчиненность службы охраны труда высшему руководству предприятия (организации).

4. Четкое разграничение задач, стоящих перед службой охраны труда и другими службами предприятия (организации), при ключевой роли службы охраны труда в организации безопасного производства.

5. Преобладание в мероприятиях службы охраны труда инспекторских проверок условий труда на рабочих местах.

6. Вовлечение в решение проблем охраны труда всех сотрудников предприятия (организации), тесное взаимодействие службы охраны труда с уполномоченными представителями трудового коллектива.

7. Координация действий по обеспечению безопасности и гигиены труда на производстве в рамках общей программы рационализации труда.

8. Проведение глубоких исследований риска и опасностей на рабочих местах. Такие исследования не должны ограничиваться только анализом несчастных случаев, имевших место в прошлом.

9. Компетентность организаторов и участников работы по охране труда. Обучение безопасности труда всех работников, включая руководителей и специалистов, должно быть неотъемлемой частью профессионального обучения и повышения квалификации.

Общая ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. Руководители производственных подразделений имеют следующие функциональные обязанности по охране труда:

— определение перечней профессий и работ, для выполнения которых необходим предварительный и периодический медосмотр;

— определение перечня тяжелых работ, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года;

— ознакомление работника с условиями и охраной труда на рабочем месте, возможным риском повреждения здоровья, должностными обязанностями, включающими в себя требования по охране труда, льготами и компенсациями по условиям труда;

— определение перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;

— проведение инструктажей по безопасности труда;

— ознакомление руководителей и специалистов с состоянием условий труда на объекте, средств защиты, травматизмом, нормативными актами и должностными обязанностями по охране труда;

— разработка и обеспечение работников инструкциями по охране труда и производственными инструкциями;

— разработка перечней работ и профессий, по которым должны выдаваться индивидуальные средства защиты, и осуществление контроля за правильностью их применения;

— организация первой помощи пострадавшему и доставка его в медучреждение;

— сообщение о несчастном случае в установленные адреса;

— разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев, улучшению и оздоровлению условий труда, приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм и правил труда;

— проведение сертификации рабочих мест;

— оснащение производственных помещений, оборудования и рабочих мест средствами коллективной защиты и организация их эффективной эксплуатации;

— организация контроля за уровнем вредных и опасных производственных факторов;

— обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами исходя из специфики производства.

Источник: http://hr-portal.ru/article/obshchie-principy-organizacii-raboty-po-ohrane-truda-na-predpriyatii

Правовые источники охраны труда

Правовыми источниками охраны труда в России являются: Кон­ституция РФ, федеральные конституционные законы, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты работодателей, содержащие нормы трудового права, касающиеся вопросов безопасности и охраны труда.

Конституция РФ содержит ряд статей, относящихся к безопасности и гигиене труда, в частности ст. 2, 7, 37, 41, 42, 45 и 60. В части 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого рос­сийского гражданина (в том числе лиц без гражданства и иностранных граждан) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни была дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты груда, а также право на защиту от безработицы.

Частью 2 ст. 37 Конституции РФ запрещен принудительный труд, т.е. выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины и для нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказание за участие в забастовке и за наличие и выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных уста­новленной политической, социальной и экономической системами); в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Как принуждение к труду рассматриваются: нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника в том случае, если работник не обеспечен средствами коллективной и индивидуальной защиты или работа угрожает жизни или здоровью работника.

Принудительный труд также запрещен ст. 1 За­кона от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Международным пактом о гражданских и политических правах (1996 г.), Конвенцией МОТ 1930 г. N 29 о принудительном или обязательном труде и Конвенцией МОТ 1957 г. N 105 об упразднении принудительного труда.

В Трудовом кодексе РФ установлено, что рабо­ты, выполняемые в порядке несения воинской службы, обусловленные законодательством о воинской обязанности, не являются принудительным трудом, равно как и работы, выполняемые в порядке прохождения альтернативной воинской службы.

Не является принудительным трудом и работа, выполняемая в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии, эпизоотии), когда существует опасность для населения или его части. В условиях чрезвычайного положения (в исключительных ситуациях) допускается привлечение трудового населения к аварийно-спасательным работам с обязательным соблюдением требований охраны труда.

Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях военного положения, которое вводится Президентом РФ (ст. 87 Конституции РФ). В условиях военного положения население моби­лизуется на работы, необходимые для обороны страны.

Не является принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания, и которая организуется, контролируется специальными органами на основе федерального закона.

Трудовой кодекс РФ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений. Раздел X ТК РФ посвящен охране труда и определяет общие положения, требования охраны труда, организацию охраны труда и обеспечение прав работников на охрану труда.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, поста­новления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны труда относятся к иным нормативным правовым актам. В соответствии с по­становлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к таким актам относятся: стандарты безопасности груда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные пра­вила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Читайте так же:  Разглашение коммерческой тайны

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных требований охраны труда принимают законы и иные нормативные правовые акты в области охраны труда.

На основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты в области охраны труда (постановления, распоряжения и др.), а организации разрабатывают и принимают локальные нормативные акты: стандарты организации, инструкции по охране труда для работников, положения об организации работ по охране труда в организации, положения о комитетах (комиссиях) но охране труда и пр.

Действие нормативных правовых актов:

  1. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Рос­сийской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
  2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового нрава, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
  4. Принимаемые работодателем локальные нормативные правовые акты действуют в отношении работников данного работодателя неза­висимо от места выполнения ими работы.

В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяют­ся положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юри­дических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

  • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • членов советов директоров (наблюдательных советов) органи­заций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
  • лиц, работающих на основании договоров гражданско-право­вого характера;
  • других лиц, если это установлено федеральным законом.

Необходимо отметить особенность действия трудового законодательства. Его действие распространяется на работодателей, работников, членов кооперативов, студентов и учащихся, проходящих производственную практику, военнослужащих, направленных на работу в организации, граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организации.

Трудовое законодательство устанавливает применение норм трудового права к военнослужащим и осужденным только в период выполнения ими трудовой функции в организациях (например, при уборке урожая, при работе осужденных в цехах, ма­стерских и пр.), но не применяются к ним в период боевой подготовки, несения караульной службы, участия в боевых действиях, нахождения на гауптвахте, в казарме, камере и др.

Нормативные правовые акты отраслей права, смежных с трудовым правом

Правовое регулирование в области охраны труда также осуществляется:

  • Гражданским кодексом РФ в части, касающейся вопросов возмещения морального вреда, причиненного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • Уголовным кодексом РФ в части, касающейся уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда;
  • Кодексом РФ об административных правонарушениях в части, касающейся административной ответственности за нарушение требований охраны труда;
  • Налоговым кодексом РФ в части, касающейся отнесения затрат на обеспечение безопасных условий и охраны труда и на улучшение условий и охраны труда;
  • Федеральными законами: «О техническом регулировании», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими законами.

Акты Международной организации труда (МОТ)

Правовыми источниками охраны труда в России являются также международные трудовые нормы (стандарты) Международной органи­зации труда (МОТ).

Международная организация труда (МОТ) – специализированное учреждение ООН с 1946 года, которая была создана в 1919 году при Лиге Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и условий труда.

Некоторые конвенции, протоколы, рекомендации МОТ признаны Российской Федерацией, в частности:

  • Конвенция 1977 г. N 148 о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;
  • Конвенция 1947 г. N 81 об инспекции труда;
  • Конвенция 1978 г. N 155 о регулировании вопросов труда;
  • Конвенция 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда и про­изводственной среде;
  • Конвенция 2006 г. N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда .

Кроме названных конвенций к актам Международной организации труда, имеющим отношение к безопасности и гигиене труда, относятся:

  • Конвенция 1960 г. N 115 о защите от радиации;
  • Конвенция 1964 г. N 121 о пособиях в случае производственного травматизма;
  • Конвенция 1985 г. N 161 о службах гигиены труда;
  • Конвенция 1980 г. N 162 об асбесте;
  • Конвенция 1988 г. N167 о безопасности и гигиене труда в строитель­стве;
  • Конвенция 1990 г. N 170 о химических веществах;
  • Конвенция 1995 г. N 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах;
  • Протокол 1995 г. к Конвенции 1947 г. N 81 об инспекции труда;
  • Конвенция 2001 г. N 184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве;
  • Протокол к Конвенции 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;
  • Рекомендация МОТ 1956 г. N 102 о бытовом обслуживании;
  • Рекомендация МОТ 1993 г. N 181 о предотвращении крупных про­мышленных аварий;
  • Рекомендации МОТ 2002 г. N 194 о перечне профессиональных за­болеваний и целый ряд других.

Многие международные стандарты в сфере безопасности и гигиены труда применимы в деятельности объектов экономики России. Среди них стандарты ISO серий 9000 и 14000; OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента безопасности труда. Требования»; OHSAS 18001:2008 «Руководство по внедрению OHSAS 18001»; МОТ–БГТ 2001 «Руко­водящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда (ILO–OSH 2001)» и прочие.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.protrud.com/%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Вопросы охраны труда на предприятии регулируются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here