Устройство и работа приборов сигнализации

Помощь в решении вопроса: "Устройство и работа приборов сигнализации" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Как работает пожарная сигнализация

Основные функции пожарной сигнализации

Чтобы разобраться с тем, как работает система пожарной сигнализации, необходимо определиться с ее задачами. Главные функции такой системы заключаются в следующем:

  • выявить признаки возгорания на обслуживаемом объекта на как можно ранней стадии;
  • срочно передать тревожный сигнал на диспетчерский пульт службы реагирования;
  • обеспечить оповещение людей, находящихся на объекте, о возникновении экстренной ситуации.

Срабатывание сигнализации дает возможность обеспечить своевременную эвакуацию с объекта и оперативно начать тушение пожара. Благодаря этому удается устранить угрозу жизни и здоровью людей, быстро локализовать и потушить возгорание, за счет чего предотвращается большой материальный ущерб.

Помимо этого, принцип действия пожарной сигнализации позволяет предусматривать выполнение целого ряда дополнительных функций при обнаружении возгорания:

  • задействование средств автоматического пожаротушения, установленных на объекте;
  • включение аварийного освещения;
  • разблокировки средств системы контроля и управления доступом для обеспечения беспрепятственной эвакуации людей;
  • другие функции.

Из чего состоит пожарная сигнализация

Схема устройства пожарной сигнализации состоит из следующих основных компонентов:

  • извещатели — датчики, которые выявляют признаки возгорания на объекте;
  • пульты контроля и приема информации (ПКП), которые получают и обрабатывают сигналы о срабатывании датчиков;
  • каналы передачи данных;
  • оповещатели — устройства, обеспечивающие оповещение людей на объекте о пожаре.

Автоматическая пожарная сигнализация устроена таким образом, что когда срабатывает любой из датчиков, по каналам передачи данных сразу подается сигнал на ПКП, который обрабатывает информацию и передает ее на диспетчерский компьютер. Одновременно с этим включаются оповещатели, которые предупреждают людей о необходимости эвакуации.

Устройство и принцип действия извещателей

Извещатели — это датчики, которые определяют появление различных признаков возгорания. К таким признакам относится задымление воздуха, быстрое повышение температуры, интенсивное свечение. На основе анализа этих факторов и работают пожарные извещатели.

Различают 5 основных видов пожарных датчиков:

  • датчики дыма;
  • тепловые датчики;
  • датчики пламени;
  • комбинированные датчики;
  • ручные извещатели.

Датчики дыма

Стандартный датчик дыма состоит из разъемного корпуса, внутри которого располагается электронная плата и оптическая система. Схема установки дымовых извещателей предусматривает их размещение на потолке, поскольку дым при возгорании поднимается вверх и концентрируется именно под потолком.

При появлении дыма и его накоплении в пространстве под потолком он проникает в корпус прибора. Это вызывает срабатывание оптической системы датчика. Оптическая система состоит из светодиода, который генерирует луч света, и фотоэлемента, который при этом вырабатывает электрический импульс при попадании на него света.

Особенностью конструкции оптической системы является то, что в нормальном состоянии луч света от светодиода не попадает на фотоэлемент. Если же в корпусе оказывается дым, то на его частицах происходит преломление света, в результате чего фотоэлемент освещается и вырабатывает электрический импульс. При этом формируется сигнал, который передается на приемное устройство системы сигнализации.

Датчики дыма также чувствительны к попаданию в корпус водяного пара или газов, которые вызывают преломление световых лучей. Это приводит к ложному срабатыванию пожарной сигнализации. В связи с этим такие извещатели не устанавливаются в душевых, ванных комнатах, кухнях и других помещениях. Также их не монтируют в местах для курения.

Монтаж датчиков дыма целесообразен в местах, где при возгорании может выделяться достаточное количество дыма от тления изоляции электрических проводов, тканей и других материалов. В том числе их устанавливают на складах, в лабораториях, местах размещения электрооборудования, на промышленных предприятиях и т.д.

Тепловые датчики

Тепловые извещатели также устанавливаются на потолке, поскольку тепло, выделяемое при горении поднимается вверх. В зависимости от принципа срабатывания различают:

  • пороговые датчики;
  • интегральные датчики.

Пороговые извещатели реагируют на повышение температуры среды выше установленного предела. Современные приборы этого типа строятся на базе заменяемых плавких вставок. Принцип их действия заключается в том, что при повышении температуры окружающей среды до 60-70 °C происходит замыкание электрической цепи и сигнал подается на приемное устройство.

Интегральные датчики реагируют на скорость изменения температуры. Их работа основана на измерении электрического сопротивления металлов, которое зависит от температуры их нагрева. На клеммы металлического контрольного элемента интегрального датчика постоянно подается напряжение стабильного значения. Измерительное устройство измеряет силу протекающего по цепи тока, величина которой зависит от сопротивления металла.

При возгорании в зоне контроля датчика он начинает нагреваться. При этом увеличивается сопротивление элемента, и уменьшается величина тока. Скорость его изменения измеряется электронной платой. Она настраивается на срабатывание при достижении скорости изменения температуры выше определенного значения. Обычно эта величина устанавливается на рост скорости 5 °C в секунду. Такая скорость повышения температуры характерна для воздействия открытого огня. При срабатывании датчика формируется сигнал, который по каналам связи передается на приемный модуль. Интегральные датчики демонстрируют высокую эффективность обнаружения возгорания нефтепродуктов, горючих жидкостей, топлива, горючих твердых материалов.

Датчики пламени

Датчики пламени представляют собой сложный тип пожарных извещателей. Они срабатывают при появлении открытого огня или тления материалов без выделения дыма. Основой такого прибора является фотоэлемент, срабатывающий при воздействии на него полного диапазона оптического спектра или только определенной его части. Это достаточно дорогостоящие датчики, которые применяются, главным образом, в промышленных условиях (обычно в нефтегазовой отрасли).

Для дешевых устройств этого класса характерны ложные срабатывания от света люминесцентных ламп, яркого солнца, сварочной дуги, а также при воздействии электромагнитных помех оптического спектра. Предотвращение ложных срабатываний обеспечивается при помощи специальных фильтров.

Читайте так же:  Личное поручительство в уголовном процессе образец

Комбинированные датчики

Комбинированные извещатели — современный тип пожарных датчиков, которые реагируют сразу на два или три признака возгорания. Чаще всего они сочетают в себе функции датчиков дыма и тепловых датчиков (двухканальные датчики). Также в некоторых моделях применяется функция датчиков пламени (трехканальные датчики). На ответственных промышленных объектах могут устанавливаться также четырехканальные датчики, которые дополнительно оснащены сенсором контроля концентрации угарного газа в воздухе.

В зависимости от устройства и работы пожарной сигнализации по проекту комбинированные датчики могут настраиваться на срабатывание при появлении какого-либо одного из признаков возгорания или только при их совместном одновременном воздействии.

Ручные извещатели

В нормативных документах установлен принцип, как должна работать пожарная сигнализация. В соответствии с этим принципом, помимо автоматического срабатывания, обязательно должна предусматриваться возможность приведения сигнализации в действие вручную. Для этой цели на объекте устанавливаются ручные извещатели.

Ручной извещатель представляет собой тревожную кнопку в корпусе с защитной крышкой. При ее нажатии происходит срабатывание системы и подача сигнала на пульт охраны. При этом извещатель устроен таким образом, что он блокируется и после отпускания кнопки сигнал не прекращается. Разблокировать извещатель можно только при помощи специального ключа, который хранится у работника, ответственного за пожарную безопасность.

Оснащение системы пожарной сигнализации ручными извещателями позволяет любому человеку, находящемуся в здании, подать сигнал тревоги при обнаружении признаков возгорания. Тем самым, обеспечивается возможность срабатывания системы даже при отказе автоматической части. Тревожные кнопки должны устанавливаться во всех производственных и общественных зданиях, где пребывает большое количество людей. Он монтируются на стенах на высоте 1,5 м с интервалом не более 50 м.

Каналы передачи данных

Каналы передачи данных соединяют между собой пожарные датчики и приемно-контрольный прибор. Они служат для передачи сигналов между ними. Сигнал от сработавшего датчика поступает на ПКП, который формирует сигнал тревоги на пульт диспетчера. Также между ПКП и всеми датчиками регулярно производится обмен сигналами с целью контроля исправности извещателей.

Каналы передачи данных представляют собой шлейфы, которые формируются из проводов с медными жилами. Они прокладываются отдельно от других кабельных линий. При прокладке обязательно предусматривается возможность доступа к шлейфу для контроля его состояния. Также предусматриваются технические решения, позволяющие предотвратить механические повреждения линии.

Пульты приема и контроля

ПКП представляет собой «мозг» системы пожарной сигнализации, построенный на базе мощного процессора. Этот прибор обеспечивает постоянный контроль состояния каждого подключенного датчика. При срабатывании любого из установленных в системе извещателей он автоматически передает тревожный сигнал на пульт охраны, а также дает команду на включение оповещателей, которые предупреждают людей в здании о необходимости эвакуации. Также ПКП обеспечивает постоянный контроль исправности пожарных датчиков. При выходе из строя любого из них формируется особый сигнал на пульт диспетчера, что позволяет своевременно заменить или отремонтировать неисправный извещатель. Таким образом, обеспечивается контроль того, как работает автоматическая пожарная сигнализация на объекте.

Пульты контроля и приема могут иметь разную степень сложности и функциональности. Наиболее сложные приборы обладают расширенными возможностями. Они могут использоваться для подключения не только пожарных, но и охранных датчиков, формируя систему охранно-пожарной сигнализации.

ПКП подключаются к централизованной электрической сети. Кроме того, обычно предусматривается источник резервного питания в виде аккумулятора большой емкости. Он способен поддерживать работоспособность системы в автономном режиме при отключении электроэнергии до нескольких суток.

Оповещатели

К обязательным элементам пожарной сигнализации относятся устройства оповещения о пожаре. Они приводятся в действие автоматически после того, как срабатывает пожарная сигнализация. Предусматривается использование звуковых и пожарных оповещателей.

В качестве звуковых устройств чаще всего используются сирены. Также могут применяться речевые оповещатели, зачитывающие тревожное сообщение.

Световые оповещатели — это сигнальные таблички, на которых размещены сигналы тревоги, а также указатели путей эвакуации и выходов. При срабатывании сигнализации автоматически включается их подсветка. Благодаря этому они могут не только предупреждать людей о пожаре, но и способствовать быстрой эвакуации.

Также предусматривается установка комбинированных средств оповещения, сочетающих функции звуковых и световых приборов.

Источник: http://www.akruks.net/article/ustrojstvo_inzhiniringovyh_sis/p478-kak_rabotaet_pozharnaja_signalizatsija/

Автомобильная сигнализация

Автомобильная сигнализация является электронной противоугонной системой, в которой реализовано, как правило, несколько функций, связанных с охраной, защитой и сервисом транспортного средства. Многофункциональные сигнализации носят название охранный комплекс.

Охранные функции сигнализации служат для предупреждения кражи автомобиля и имущества в нем. В зависимости от комплектации сигнализации охранные функции включают:

  • предупреждение проникновения в салон (подкапотное пространство, багажник) автомобиля;
  • воспрепятствование эвакуации автомобиля, снятию с него колес;
  • извещение о физическом воздействии на кузов (стекла, колеса) автомобиля.

Охрана автомобиля обеспечивается включением звуковых (сирена) и световых (наружное освещение) сигналов, что имеет в основном психологическое действие — призвано отпугнуть злоумышленников и привлечь внимание окружающих.

Защита автомобиля предполагает блокирование двигателя в определенных условиях (использование «неродного» ключа зажигания при запуске, разбойный захват транспортного средства). Устройство, которое реализует данную функцию, называется иммобилайзер. На автомобилях иммобилайзер может использоваться как самостоятельно, так и в составе автомобильной сигнализации.

В конструкции автосигнализации реализутся множество сервисных функций, среди которых:

  • дистанционный (автоматический) запуск двигателя;
  • охрана автомобиля с работающим двигателем;
  • автоматическое закрытие окон;
  • дистанционное управление электрооборудованием;
  • автоматическая постановка на охрану;
  • управление сигнализацией по мобильному телефону;
  • оповещение о состоянии автомобиля по мобильному телефону;
  • и др.
Читайте так же:  Портал судебных приставов узнать задолженность об алиментах

Все автомобильные сигнализации можно разделить на две большие группы – штатные (устанавливаемые заводом-изготовителем автомобиля) и нештатные (устанавливаемые дополнительно после покупки автомобиля). В штатной сигнализации реализованы, как правило, только охранные функции. Сигнализации, устанавливаемые дополнительно, отличаются большим разнообразием конструкций и реализуемых функций.

Устройство автосигнализации

Как всякая электронная система автомобильная сигнализация состоит из трех конструктивных блоков: блока управления, входных и исполнительных устройств.

К входным устройствам относятся пульт дистанционного управления и входные датчики. Пульт дистанционного управления выполнен в виде брелока. В штатной сигнализации он совмещен с физическим ключом зажигания. Брелоков, как правило, два – основной и резервный. С помощью брелока осуществляется постановка и снятие сигнализации с охраны, а также контроль состояния автомобиля. В ряде конструкций сигнализации с помощью брелока осуществляется дистанционный запуск двигателя, управление электрооборудованием, поиск автомобиля на стоянке.

Связь между сигнализацией и брелоком осуществляется по радиоканалу. Для защиты информации от перехвата производится ее кодирование. Различают статическое и динамическое кодирование. Статическое кодирование в настоящее время не используется. Динамическое кодирование имеет высокую степень защиты от перехвата, т.к. передаваемые пакеты информации никогда не повторяются (алгоритм кодирования построен на генераторе случайных чисел).

Разновидностью динамического кодирования является диалоговое кодирование, которое реализуется по двухстороннему каналу связи (приемо-передатчик в брелоке и модуле). Сигнализация, реализующая диалоговое кодирование, называется сигнализацией с двухсторонней связью.

Входные датчики обеспечивают выполнение охранных функций сигнализации. Они фиксируют изменение различных физических параметров и преобразуют их в электрические сигналы. В конструкции автомобильной сигнализации используются следующие основные датчики: датчик удара, контактный датчик, датчик наклона, датчик объема. В ряде конструкций можно встретить и другие датчики – датчик движения, датчик разбитого стекла, датчик обрыва электропитания, датчик падения напряжения и др.

Датчик удара (shock sensor) преобразует механические колебания кузова автомобиля в электрический сигнал. Представляет собой пьезопластину, начинающую колебаться при ударе. Если величина колебаний превысит определенный уровень, срабатывает звуковой и световой сигналы.

Основной проблемой датчика удара является высокий уровень ложных срабатываний, которые происходят из-за внешних воздействий (ветер, гроза, проезжающий транспорт и др.). В силу указанной проблемы штатные сигнализации не имеют датчика удара. Для решения проблемы предусмотрена регулировка чувствительности датчика, ряд конструкций датчиков имеют двухуровневый порог срабатывания.

Для охраны дверей, крышки капота, багажника от несанкционированного открытия (т.н. охрана периметра) используются различные контактные датчики: кнопочные выключатели, концевые выключатели, микропереключатели и др.

Датчик наклона, как следует из названия, определяет наклон автомобиля, вызванный его буксировкой или поддомкрачиванием. В качестве датчика наклона используется датчик ускорения (акселерометр). Настройка датчика позволяет устройству не реагировать на естественное изменение положения кузова (снижение давления в шинах, просадка грунта, раскачивание от ветра).

Датчик объема фиксирует любое перемещение в салоне автомобиля. В роли датчика объема используются различные сенсорные устройства, среди которых наиболее востребованы ультразвуковой и микроволновый датчик.

Ультразвуковой датчик имеет ультразвуковой излучатель и приемник. При закрытых дверях и окнах ультразвуковые волны, отражаясь от поверхностей салона, создают постоянную волновую картину, которая анализируется приемником. При проникновении объекта в салон характер отраженных волн изменяется, что приводит к срабатыванию сигнализации.

В работе микроволнового датчика используются радиоволны сантиметрового диапазона. В отличие от ультразвукового датчика микроволновый датчик является двузонным устройством. Помимо обнаружения движения внутри салона автомобиля он фиксирует и перемещение вблизи него.

Электронный блок управления обрабатывает входные сигналы датчиков, брелока и в соответствии с заложенным алгоритмом работы формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства. Штатная сигнализация обычно не имеет собственного блока управления, а использует мощности блоков других систем, например, центрального замка.

Собственных исполнительных устройств автомобильная сигнализация имеет всего два – сирена и светодиодный индикатор работы. Если в состав сигнализации входит иммобилайзер, то к исполнительным устройствам добавляется реле блокировки. С другими исполнительными устройствами автосигнализация взаимодействует через соответствующие системы: система освещения, система запуска, центральный замок, электростеклоподъемники.

Сирена, используемая в автосигнализациях, бывает активная (автономная) и пассивная. Автономная сирена имеет встроенный аккумулятор, что при обесточивании автомобиля позволяет сохранить работоспособность системы.

Наиболее «продвинутые» автосигнализации оборудуются охранно-поисковым модулем, обеспечивающим управление сигнализацией и контроль состояния автомобиля по сотовому (GSM) каналу связи. В модуль может входить еще и GPS-приемник, который позволяет вычислять местоположение автомобиля и передавать данные о нем на мобильный телефон владельца. Такие системы носят собственное название – спутниковые противоугонные системы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://systemsauto.ru/another/car-alarm.html

Описание и принцип работы спутниковой противоугонной системы для автомобиля

Каждый автовладелец думает о безопасности своего автомобиля, особенно если это дорогая и популярная модель. От угона не застрахован никто, но можно снизить его вероятность, установив современную сигнализацию. Как правило, преступники не рискуют угонять хорошо защищенный автомобиль. Одной из самых надежных охранных систем является спутниковая сигнализация, о ней и пойдет речь далее.

Что такое спутниковая сигнализация

Спутниковая сигнализация не только оповещает владельца о попытке взлома и угона, но и позволяет установить местонахождение автомобиля в любой точке покрытия сети. Зона покрытия более дорогих моделей может охватывать весь мир, поэтому найти автомобиль можно где угодно. Устройство достаточно продолжительное время может работать автономно. Даже при отключенном аккумуляторе будет посылаться сигнал тревоги и данные о местоположении авто.

Читайте так же:  Дисциплинарное взыскание в виде выговора и увольнение

Спутниковая сигнализация

Современные системы часто обладают дополнительными функциями, такими как:

  • блокировка ДВС и рулевого колеса;
  • иммобилайзер;
  • блокировка дверей и другие.

Владелец может на расстоянии заглушить двигатель при необходимости.

Устройство охранной системы

Хотя разные спутниковые сигнализации и отличаются между собой, они имеют схожую комплектацию, принцип работы и конструкцию. Стоимость и возможности во многом зависят от дополнительных функций.

Само устройство представляет собой небольшую пластиковую коробочку, внутри которой находятся батарея и электронная начинка. Заряда батареи хватает в среднем на неделю автономной работы. GPS-маячок может работать несколько месяцев. Система периодически посылает сигнал о своем местоположении. В обычном режиме устройство питается от аккумулятора.

Также внутри располагаются различные микросхемы и GPS-маяк. В блок поступает информация от датчиков наклона, давления и движения. При любом изменении состояния внутри салона во время постановки на сигнализацию происходит срабатывание.

Работа спутниковой сигнализации

Многие спутниковые автосигнализации идут в паре с иммобилайзером, если не установлен штатный. Водителю удобно управлять сигнализацией и блокировкой дверей с одного брелока. Если автомобиль попытается завести посторонний человек, то сразу сработает блокировка ДВС и тревожный сигнал.

Принцип работы

Теперь разберем принцип работы сигнализации после постановки автомобиля на охрану.

Датчики осуществляют контроль различных параметров: изменение давления в шинах, появление постороннего движения в салоне, фиксирование ударов. Есть датчики, которые следят за движением вокруг автомобиля в определенном радиусе.

Если произошло какое-то изменение, то сигнал от датчика подается на блок управления сигнализации, который затем обрабатывает информацию. Сам блок скрыт в автомобиле, а попытка его демонтажа также приведет к тревожному сигналу.

Затем сигнал о попытке угона автомобиля передается на диспетчерский пульт охранной организации или ДПС. GPS-трекер передает информацию о местонахождении авто.

Также автовладельцу отправляется текстовое сообщение. Диспетчер звонит автовладельцу, чтобы подтвердить факт угона.

Приобретая сигнализацию, покупатель подписывает договор, в котором указывает несколько контактов родных или близких друзей для экстренной связи. Если владелец не отвечает, то диспетчер звонит по этим номерам.

Типы спутниковых сигнализаций

Спутниковые сигнализации можно разделить на следующие категории:


  1. Пейджинговые. Это самый доступный по цене, а потому распространенный вид автосигнализации. Возможности системы не самые большие, но она способна передать местонахождение угнанного авто и проинформировать о его состоянии.
  1. GPS-системы. Сигнализации с GPS-мониторингом относятся к более качественным и дорогим системам. С ее помощью можно отслеживать местоположение машины в любое время, а также система может иметь дополнительные функции, такие как управление двигателем и топливной системой, блокировка дверей и рулевого управления.
  1. С обратной связью (дублирующие). Данный тип спутниковых сигнализаций чаще устанавливается на автомобили премиум-класса, так как имеет высокую стоимость. Подобные системы очень надежны. Как правило, дублирующие сигнализации имеют несколько степеней защиты. Отключение или включение системы происходит через брелок автовладельца или через диспетчера. Даже в случае потери брелока водитель может заблокировать доступ к автомобилю на расстоянии, позвонив диспетчеру.

Преимущества и недостатки

Даже самые надежные системы имеют свои недостатки и изъяны. Этими изъянами и пользуются угонщики. В бюджетных моделях в управляющем блоке охранной системы находится обычная SIM-карта оператора услуг связи. Радиус действия ограничен зоной покрытия мобильной сети. Даже если угонщикам не удастся обнаружить маяк, они могут заглушить его сигнал с помощью специальных устройств (глушилок).

Таким образом, к недостаткам спутниковой сигнализации можно отнести следующее:

  • высокая стоимость (цена за некоторые модели может доходить до 100 000 рублей);
  • преступники могут перехватить кодовый сигнал, используя различные ретрансляторы, кодграбберы, глушилки и сканеры;
  • зона действия ограничена зоной действия сети;
  • в автомобиле должна быть система блокирования «Multi-Lock»;
  • при утере брелока будет невозможно попасть в салон и завести автомобиль.

Но у спутниковых сигнализаций есть и свои преимущества, которых немало:

  • более дорогие системы имеют большую зону покрытия, включая другие страны. Даже находясь за границей, владелец может быть полностью защищен;
  • взломать дублирующий кодовый сигнал практически невозможно, между ключом и управляющим блоком происходит диалоговая связь типа «свой — чужой»;
  • владелец получает информацию о местонахождении своего автомобиля;
  • многие системы оповещают владельца скрытно, не создавая шума, преступники могут даже не подозревать о слежении;
  • кроме автосигнализации предоставляются дополнительные услуги типа Anti-Hi-Jack, блокировка двигателя, режимы «Сервис» и «Транспортировка», предупреждение о разряде АКБ, интернет-приложение и многое другое. Набор дополнительных услуг зависит от комплектации.

Основные производители

На данный момент на рынке существует множество моделей спутниковых автосигнализаций от разных производителей. Они отличаются по цене и функциям. Далее приведем список наиболее популярных и надежных охранных автосистем, которые выбирают многие автомобилисты.

  1. Arkan Satellite. Эта система выделяется тем, что имеет особенный канал спутниковой связи, а также модуль Сателлайт. Взломать комплекс защиты практически невозможно. Аналогов подобных систем нет в мире.

  • скрытая установка;
  • дополнительные функции (блокировка двигателя, дверей и др.);
  • работает по спутниковой и радиосвязи;
  • приемлемая цена.
  1. Cesar Satellite. Работа сигнализации Цезарь основана на двухстороннем канале связи, который хорошо защищен. Положение и координаты автомобиля отслеживаются круглосуточно и онлайн. Диспетчерская служба получает уведомление в течение 40 секунд после угона, а затем оповещает владельца.

Сигнализация «Цезарь»
  1. Pandora. Одна из самых известных и доступных спутниковых сигнализаций на рынке. Устройство предоставляет различные услуги за приемлемую цену.
Читайте так же:  Гос военная ипотека

Среди преимуществ Пандора можно отметить следующие:

  • инновационная система защиты;
  • высокая точность GPS;
  • автономный маяк и режим трекинга;
  • управление через приложение и SMS;
  • акустическая пеленгация.
  1. Эшелон. Эшелон многие выбирают за невысокую стоимость и надежную работу. Работает по зашифрованным каналам связи, потребляет совсем мало энергии, мобильная связь. Дополнительно можно запускать и глушить мотор на расстоянии, помощь при ДТП и эвакуации.
  1. Cobra. Качественная, недорогая и функциональная автосигнализация. Отличается большим запасом автономной работы, хорошей защитой, наличием тревожной кнопки. Также система оповещает о попытках заглушить сигнал, определяет тревожные зоны и многое другое.

http://techautoport.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/protivougonnaya-sistema/sputnikovaya-signalizaciya.html

Как устроена сигнализация автомобиля

Большинство автовладельцев привыкли, несколько раз в день нажимая кнопку брелка, ставить машину на охранную сигнализацию. Неприятным сюрпризом для беспечных водителей становится машина, вскрытая на дворовой автостоянке или возле супермаркета. Только подобные инциденты заставляют автовладельцев задуматься, какую охранную систему лучше выбрать.

Базовые принципы работы автосигнализации

Термин «автомобильная сигнализация» верно передает суть работы системы. По-большому счету, автосигнализацию трудно назвать полноценной охранной системой, предупреждающей взлом или угон. Простые автомобильные сигнализации блокируют только центральный замок машины, позволяют дистанционно открывать и закрывать двери. Более сложные системы, кроме этого, блокируют запуск двигателя, работу бензонасоса, закрывают отдельные замки капота и багажника. Отдельные датчики сигнализируют владельцу о попытках снять колеса автомобиля или угнать машину с помощью эвакуатора.

От того, как работает сигнализация автомобиля, зависит простота или сложность угона машины. Квалифицированные взломщики научились подбирать электронные коды открывания дверей и снятия блокировок с помощью компьютерного код-граббера. Поэтому все дальнейшие усовершенствования автосигнализаций направлены на усложнение таких попыток угона или поиск угнанной машины по сигналам автономных GPS-трекеров.

Две основные функции сигнализации направлены на отпугивание неквалифицированных взломщиков (звуковыми и световыми сигналами) и предупреждение владельца машины о попытке взлома или угона автомобиля. При постановке машины в «режим охраны» с брелка дистанционного управления включается блок управления автосигнализации, все датчики и блокировки. После этого автосигнализация реагирует на все попытки механического взлома замков или стекол, снятие колес, перемещение машины вручную или с помощью автокрана (эвакуатора).


Основной принцип работы сигнализации автомобиля основан на срабатывании электронных датчиков, посылающих сигнал о постороннем воздействии на машину в блок управления охранной системой. Блок управления, в свою очередь, включает звуковые (сирену), световые (мигание фар головного света и аварийных фонарей) тревожные сигналы и посылает радиосигнал на брелок владельца машины. Блокираторы мотора и бензонасоса не дают завести двигатель, если не отключен главный блок управления сигнализацией.

Устройства, обеспечивающие охранные функции

Основными устройствами, обеспечивающими выполнение защитных функций и управление автосигнализацией, стали электронный блок управления и брелок владельца.

Блок управления сигнализацией

Схемы устройства, электронные коды блока управления — самая секретная и охраняемая производителями часть автомобильной сигнализации. Миниатюрный блок управления при монтаже сигнализации рекомендуется маскировать в незаметном месте салона или подкапотного пространства.

Несмотря на официальное утверждение в России единой частоты для автосигнализаций в 433,92 МГц, многие производители аксессуаров выпускают системы, работающие на частотах 434,16, 371, 868 МГц. Автосигнализации, для мобильных средств связи настраиваются на частоты GSM – диапазона (от 850 до 1900 МГц).

Сведения о работе на единой частоте или точные данные об используемых радиочастотах облегчают задачи автомобильных воров, поэтому информации из Интернета не следует доверять безоговорочно.

Важной секретной частью блока управления стало устройство, шифрующее электронные коды доступа. Отказавшись от статических (неизменяемых) кодов, практически все современные сигнализации перешли на использование динамического кодирования, при котором блок управления сигнализацией при каждом включении генерирует новый сигнал.

Диалог между брелком и блоком управления сигнализации

Следующим шагом для усложнения задач взломщика стала диалоговая система кодирования. При радиоконтакте между пультом дистанционного управления (брелком владельца) и основным БУ каждый этап распознавания «свой – чужой», изменения задач сигнализации пошагово шифруется отдельным динамическим кодом. Технической частью блока управления является приемно-передающая радиоантенна, устройство которой на функции охраны не влияет.

Пульт дистанционного управления

У ПДУ современной автосигнализации в одном корпусе собраны миниатюрный приемопередатчик радиосигналов от основного блока управления и вторая часть генератора динамического кодирования. Основной задачей брелка ДУ становится недоступное посторонним включение и выключение сигнализации. Основные усовершенствования этой функции состоят в уменьшении расстояния срабатывания и затруднении перехвата кодированного сигнала.


Дополнительные функции, отраженные на дисплее брелка, могут сигнализировать о срабатывании конкретного датчика (удара, изменения объема, открывания двери) и включении сирены. Мигание символов на дисплее ПДУ обычно сопровождается звуковым сигналом или вибрацией брелка.

Сигнализирующие датчики и тревожные устройства

Закрыв машину и поставив ее в охранный режим, блок управления сигнализацией не может самостоятельно отследить различные способы попыток взлома. Для этого система снабжается рядом датчиков. От начального применения простых датчиков удара и открытия двери современные автосигнализации по мере развития пришли к использованию еще нескольких видов сенсоров.

Датчик открытия двери

Основным местом для проникновения в машину для угонщика становятся двери автомобиля. Датчик открытия двери стал первым из сенсоров, примененных в автосигнализации. Большинство охранных систем подключаются к штатной системе электроснабжения автомобиля, используя концевые выключатели дверных замков или микропереключатели освещения. Этот же принцип применяется для срабатывания датчиков, которые устанавливаются на замки капота, крышки багажника или пятой двери хэтчбеков и универсалов.

Читайте так же:  Как заполняется заявление на увольнение

Датчики удара

Датчик удара предназначен для предупреждения воровства колес, наружных зеркал, попыток разбить стекла или механически взломать дверь. Различные конструкции датчиков удара используют:

  • замыкание электрических контактов, срабатывающее при толчках в кузов, шасси, капот, колесные диски машины;
  • металлические шарики, перекатывающиеся при ударах или начале движения автомобиля;
  • пьезопластины;
  • счетчики силы и количества тревожных импульсов.

Усложнение датчиков удара связано с тем, что этот сенсор является основной причиной ложных срабатываний автосигнализации. Система, настроенная на излишнюю чувствительность, реагирует на сильные звуковые волны (гром, шум мотора проезжающего грузовика), касания кузова дворовыми животными, падение снега.

Разновидностями датчика удара стали сенсоры для автомобильных стекол — датчик давления на стекло и измеритель давления воздуха. Охранная польза от этих датчиков, работающих на основе микрофона (реагирует на звук разбитого стекла) или по принципу барометра, сомнительна. Вор или хулиган, решивший разбить стекло, настроен на быстрые действия и готов к включению сигнализации.

Датчик объема

Сенсор, фиксирующий изменения объема салона, построен на постоянном сканировании внутреннего пространства ультразвуковыми или микроволновыми устройствами, состоящими из передатчика и приемника. Ряд экспертов считает такие датчики бесполезными. Производители автосигнализаций не комментируют труднообъяснимый момент — как злоумышленник может попасть в салон, минуя многочисленные датчики других типов. Код-граббер, отключающий блок управления, автоматически выключает и сигналы сенсоров объема. Еще одним недостатком большинства датчиков этого типа становится ложное срабатывание, если вы оставляете в салоне объемные вещи.

Датчик наклона

Один из самых полезных сенсоров, предназначенный для предотвращения воровства колес или угона с помощью эвакуатора, автокрана. Эти действия злоумышленников требуют сравнительно долгого времени, провести их при включенных сигналах тревоги затруднительно. Надежной конструкцией датчика считается цилиндр, частично заполненный ртутью, при наклоне замыкающей два электрических контакта, связанных с блоком управления автосигнализацией.

Схема датчика наклона

Дорогие сигнализации снабжаются несколькими датчиками наклона, работающими в горизонтальном и вертикальном положении. Такая система реагирует на все способы перемещения машины. Правильная настройка датчиков позволяет сигнализации не реагировать на естественные движения машины (раскачивание от сильного ветра, падения давления в одной из покрышек).

Детектор движения

В дорогих сигнализациях используется детектор движения, состоящий из радарного передатчика и приемника. Разновидностью такого датчика становится ультразвуковой сенсор. Устройство способно отслеживать подозрительные передвижения посторонних возле автомобиля на расстоянии двух – пяти метров. Не включая тревожные сигналы до определенного расстояния, детектор движения подает сигнал на пульт ДУ владельца машины, дает возможность вызвать полицию или спугнуть злоумышленников.

Тревожные устройства

По команде датчиков блок управления большинства сигнализаций включает звуковые и световые сигналы, которые должны отпугнуть злоумышленников. Световая сигнализация использует головной свет, мигания стоп-сигналов и поворотников, которым специальное реле придает неестественный ритм.


Для подачи звукового сигнала в труднодоступном месте под капотом устанавливается мощная сирена. Более эффективны сирены с автономным питанием (собственными батареями), работающие при отключенном аккумуляторе автомобиля. Громкоговорители, использующие различные модуляции звука, голосовые оповещения, можно отнести к устройствам усложнения (и удорожания) сигнализации. Оригинальность звукового сигнала никак не влияет на его основные функции.

Дополнительные приспособления, связанные с охранной системой

Электронное устройство сигнализации автомобиля, постоянная радиосвязь между блоком управления автосигнализацией и брелком позволяют оснащать охранную систему дополнительными приспособлениями, увеличивающими комфорт водителя. Среди них можно выделить такие полезные функции:

  • дистанционный или заданный по времени запуск двигателя (функция удобна в зимнее время);
  • охрана машины с работающим мотором;
  • включение электрического обогрева салона;
  • предпусковой подогрев дизельных двигателей (требует установки автономного отопителя);
  • управление складыванием наружных зеркал с электроприводом;
  • автоматические доводчики оконных стекол;
  • передача функций управления на мобильный телефон.

Большинство этих функций не улучшает работу автомобильной сигнализации, но может увеличить количество средств контроля. Особенную популярность приобрели способы отслеживания состояния машины по смартфонам. Производители автосигнализаций разработали для электронных гаджетов мобильные приложения (для операционных систем iOS, Android), организовали специальные защищенные серверы.

GSM-связь позволяет управлять автосигнализацией, не обращая внимания на дальность действия дистанционного пульта управления (что было одной из проблем для брелков ДУ). Личный кабинет на защищенном сервере позволяет управлять настройками автосигнализации с ноутбука, планшета, домашнего компьютера — отдавать команды, менять настройки, контролировать состояние машины.

Удаленное управление удобно для дистанционного запуска двигателя, настройки чувствительности датчиков, но относить его к важным улучшениям охранных функций трудно. Так же расценивают и автоматический запуск двигателя по таймеру, напряжению аккумулятора, заданной температуре воздуха.

GPS охранная система

Дорогие охранные системы, сохраняя функции обычной сигнализации, включают в себя несколько дополнительных блокираторов, иммобилайзер, спутниковый маячок. Если угонщикам удается отключить основной блок управления сигнализацией, включаются дополнительные устройства. Автономный GPS-трекер подает сигнал об угоне владельцу машины и правоохранительным органам. Периодически включаясь, маячок позволяет отслеживать маршрут автомобиля в спутниковых системах навигации GPS и ГЛОНАСС. Встроенные микрофоны и видеокамеры могут передавать изображения и разговоры угонщиков.

Подобные охранные системы с поиском угнанной машины по спутниковым сигналам, относятся к автосигнализациям только формально. Их нужно рассматривать как охранно-поисковые системы, работающие на других принципах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://autoleek.ru/sistemy-bezopasnosti/ohrannaya/kak-ustroena-signalizaciya-avtomobilya.html

Устройство и работа приборов сигнализации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here