Стандарт предприятия управление охраной труда

Помощь в решении вопроса: "Стандарт предприятия управление охраной труда" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Энциклопедия решений. Создание системы управления охраной труда в организации

Создание системы управления охраной труда в организации

Понятие «система управления охраной труда» (далее — СУОТ) было введено в ст. 209 ТК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ, а с 1 января 2014 года работодатель обязан обеспечить создание и функционирование этой системы (абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Основные положения о СУОТ содержатся в Межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», которые фактически являются добровольно принимаемыми требованиями к системам управления охраной труда, связанными с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников. Практические рекомендации, содержащиеся в данном стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Однако они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов.

В связи с вышесказанным в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования СУОТ Минтрудом России было разработано Типовое положение (далее — Типовое положение) о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н), которое зарегистрировано в Минюсте РФ и является фактически обязательным для исполнения при внедрении СУОТ в организации.

В соответствии с его положениями создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства (п. 2 Типового положения).

Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя, а требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя (п. 5, п. 6 Типового положения).

СУОТ представляет собой единство (п. 4 Типового положения):

организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц

процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий и организации работ по охране труда

устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации

Основой организации и функционирования системы управления охраной труда является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.

Разделы положения о СУОТ можно представить в виде таблицы:

Разделы положения о СОУТ

Положение о СУОТ

включает в себя следующие разделы с учетом специфики деятельности работодателя (п. 8 Типового положения):

политика работодателя в области охраны труда

цели работодателя в области охраны труда

обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя)

процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, включая:

— процедуру подготовки работников по охране труда;

— процедуру организации и проведения оценки условий труда;

— процедуру управления профессиональными рисками;

— процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

— процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

— процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

— процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

— процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

— процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией

планирование мероприятий по реализации процедур

контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

планирование улучшений функционирования СУОТ

реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

Положение о внедрении СУОТ в организации утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (п. 7 Типового положения ).

Если численность работников у работодателя составляет менее 15 человек, структура СУОТ может быть упрощенной, однако работодатель должен выполнить ряд условий:

2) сократить уровни управления между работником и работодателем (например, сократить уровень производственной бригады или участка) с установлением для оставшихся уровней обязанностей в сфере охраны труда.

Кроме того, работодатель разрабатывает и утверждает политику в области охраны труда, которая является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств (п. 9 Типового положения).

Источник: http://base.garant.ru/58072543/

Что такое система управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда.

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

Читайте так же:  Неоднократное дисциплинарное взыскание увольнение

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

Организующим звеном при внедрении и функционировании системы управления охраной труда (СУОТ) является служба охраны труда или специалист по охране труда. Успешная деятельность системы управления охраной труда в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области охраны труда.

Задачи системы управления охраной труда

Основными задачами системы управления охраной труда являются:

  • Обеспечение безопасной эксплуатации производственного обо­рудования.
  • Обеспечение безопасности технологических процессов.
  • Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
  • Улучшение условий труда работников.
  • Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
  • Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха.
  • Обеспечение лечебно-профилактического обслуживания.
  • Профессиональный отбор.
  • Обучение и инструктаж работников по охране труда.
  • Информационное обеспечение по охране труда.

Функции системы управления охраной труда

Основными задачами системы управления охраной труда являются:

  • Учет и анализ состояния условий труда, причин производствен­ного травматизма, профзаболеваний.
  • Оценка показателей состояния охраны труда.
  • Организация расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Планирование работ и мероприятий по охране труда.
  • Контроль за состоянием охраны труда и деятельностью служб охраны труда организации.
  • Организация и координация работ по охране труда.
  • Финансирование и стимулирование работ по охране труда.
  • Разработка, пересмотр и внедрение нормативных правовых актов и иных документов по охране труда.
  • Организация обучения и проверки знаний по охране труда.

Внедрение системы управления охраной труда

Для успешного внедрения системы управления охраной труда в организации следует придерживаться практических рекомендаций, содержащихся в стандарте, на основе которого строится система управления охраной труда.

Внедряя систему управления охраной труда в организации необходимо помнить:

  • Все запланированные мероприятия и цели, на достижение которых они направлены, методы и средства, с помощью которых планируется достижение поставленных целей должны быть отражены в соответствующих документах организации.
  • Все ответственные за разработку и/или внедрение каждого элемента системы управления охраной труда, а также их полномочия и компетенции также должны быть закреплены документально и утверждены руководителем организации.
  • Заранее должны быть подготовлены механизмы контроля и аудита выполняемых мероприятий: определены проверяющие, разграничены их функции и сферы ответственности, подготовлены формы отчетности и пр.
  • Важнейшим элементом системы управления охраной труда является участие в ее функционировании и осведомленность каждого работника организации на основе социального диалога.
  • Результаты всех мероприятий, а также результаты контроля и аудита должны быть задокументированы и проанализированы, на основе чего должны делаться выводы о необходимости совершенствования отдельных элементов системы управления охраной труда.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на разработку и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ) оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ другой организации.

Источник: http://www.protrud.com/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D1%83%D0%BE%D1%82/

СТП 12.0213.004-2005 СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден
приказом генерального директора
ОАО «Волга»
от 14.06.05 №198
Срок введения — с 14.06.05

1. Общие положения

2. Первая ступень административно-общественного контроля

3. Вторая ступень административно-общественного контроля

4. Третья ступень административно-общественного контроля

Настоящий Стандарт устанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнением требований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственной деятельности.

Стандарт разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда с учетом структуры управления ОАО «Волга».

Стандарт распространяется на все структурные подразделения предприятия.

1. Общие положения

1.1. .Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарной безопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работ и другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда, промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемым органами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля, осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией (в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства, законодательства об охране труда, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных актов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественного контроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности, своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению их повторения.

1.3. Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие виды контроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с их должностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемого профессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охране труда).

1.4. Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в три ступени):

— на уровне участка (смены, лаборатории, склада) — первая ступень;

— на уровне цеха (отдела, службы) — вторая ступень;

— на уровне предприятия — третья ступень.

2. Первая ступень административно-общественного контроля

2.1. Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данном участке.

Читайте так же:  Уведомление о постановке на воинский учет

2.2. Руководитель участка совместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменной работе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест (содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента, приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест и проходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличие необходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры по устранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут быть устранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущению доступа работников в опасную зону (в необходимых случаях, когда имеется реальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановки неисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверки проверяющие делают соответствующие записи в специальном журнале административно-общественного контроля по охране труда (журналы должны быть пронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей смены руководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдение работниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допуская захламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие и правильность применения спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующих приспособлений.

2.4. При несоблюдении работниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работы и проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые меры заносятся в журнал административно-общественного контроля.

2.5. Начальник цеха (отдела) ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественного контроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журнале недостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры к виновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественного контроля

3.1. Начальник цеха (отдела) с председателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным по охране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог и т.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионно проводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной и пожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссия контролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных и вспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря, транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением, предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работ и рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых, едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применение работниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовых устройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пыле газоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второй ступени контроля анализируется эффективность проведения административно-общественного контроля первой ступени, контролируется своевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков и оценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, при необходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественного контроля

4.1. Третья ступень административно-общественного контроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласно графику, утвержденному генеральным директором ОАО «Волга» и согласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления (заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работе комиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участие начальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службы охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитета предприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

— организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

— выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО «Волга» по вопросам охраны труда;

— выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

— выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий;

— паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

— техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническим требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояние дорог, тоннелей, переходов и галерей;

— соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;

— выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

— наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

— обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

— состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

— подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силу приказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ

Источник: http://znaytovar.ru/gost/2/STP_1202130042005_SUOT_Adminis.html

СТП 581-6.7-005-2006 СУОТ. Управление документацией

Стандарт предприятия
СТП 581-6.7-005-2006

Утвержден генеральным директором ОАО «РПЗ»

СУОТ. Управление документацией*

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Обозначения и сокращения

5.1. Управление документацией

5.1.1. Общие положения

5.1.2. Процесс управления документацией

5.2. Управление нормативной правовой документацией

5.2.1. Общие положения

5.2.2. Процесс управления нормативной правовой документацией

5.3. Хранение документации

Приложение 1 (обязательное) Схема управления документацией

Приложение 2 (обязательное) Лист — заменитель документа

Приложение 3 (справочное) Структурная схема управления нормативной правовой документацией

1. Область применения

1.1. Настоящая процедура устанавливает порядок управления документацией СУОТ организации и управление нормативной правовой документацией в соответствии с требованиями OHSAS 18001-1999 и ГОСТ Р 12.0.006-2002.

1.2. Положения настоящей процедуры распространяются на все структурные подразделения.

1.3. Настоящая процедура распространяется на документацию СУОТ.

1.4. Настоящая процедура выполняется:

Читайте так же:  Оформление коллективной материальной ответственности

— при утверждении и введении в действие документов СУОТ;

— при изменении или аннулировании документов СУОТ;

— при поступлении нового внешнего документа;

— при выполнении корректирующих и предупреждающих действий;

— по указанию высшего руководства.

* Стандарт разработан коллективом Отдела охраны труда ОАО «РПЗ».

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

— OHSAS 18001-1999 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья»;

— ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации»;

— СТП 581-1.1-001-94 «Обозначение и регистрация документации»;

— СТП 581-1.1-002-94 «Общие требования к построению, изложению и оформлению стандартов предприятия»;

— СТП 581-1.1-003-94 «Порядок учета, обращения и поддержания действующей документации»;

— СТП 581-2.1-007-94 «Порядок изменения конструкторской документации. Внедрение изменений»;

— СТП 581-6.7-001-2006 «СУОТ. Руководство по системе управления охраной труда»;

— СТП 581-6.7-002-2006 «СУОТ. Идентификация опасностей, оценки и контроля рисков»;

— СТП 581-6.7-005-2006 «СУОТ. Управление документацией»;

— СТП 581-6.7-003-2006 «СУОТ. Планирование программ системы. Реализация в подразделениях»;

Видео (кликните для воспроизведения).

— СТП 581-6.7-004-2006 «СУОТ. Обучения персонала, специалистов и руководителей безопасным методам работы»;

— СТП 581-6.7-006-2006 «СУОТ. Оперативный контроль»;

— СТП 581-6.7-007-2006 «СУОТ. Предотвращение и устранение последствий чрезвычайных ситуаций»;

— СТП 581-6.7-008-2006 «СУОТ. Мониторинг и измерение эффективности системы»;

— СТП 581-6.7-009-2006 «СУОТ. Расследование и учет несчастных случаев, инцидентов, профессиональных заболеваний»;

— СТП 581-6.7-010-2006 «СУОТ. Корректирующие и предупреждающие действия»;

— СТП 581-6.7-011-2006 «СУОТ. Общие требования к проведению внутренних проверок функционирования системы»;

— СТП 581-6.7-012-2006 «СУОТ. Проведение анализа системы со стороны руководства».

3. Термины и определения

В настоящем Стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

Высшее руководство — лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Документ — информация и соответствующий носитель.

Документированные процедуры стандарты предприятия, содержащие описание отдельных процессов СУОТ.

Мониторинг систематическое наблюдение за чем-либо.

Нормативная и техническая документация документы, устанавливающие требования.

Процедура установленный способ осуществления деятельности или процесса (процедуры могут быть документированными или недокументированными).

Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Политика в области охраны труда — общие намерения и направления деятельности организации в области охраны труда, официально сформулированные высшим руководством.

Руководство по охране труда документ, определяющий систему управления охраны труда организации.

Система управления охраной труда — часть общей системы управления, отвечающая за надлежащее управление рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью организации. Включает в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, сложившуюся практику, процедуры, процессы, а также средства для дальнейшего развития, внедрения, реализации, анализа и соответствия политике организации в области профессиональной безопасности и здоровья.

Стандарт предприятия — стандарт, утвержденный предприятием и применяемый только на данном предприятии.

4. Обозначения и сокращения

СУОТ — система управления охраной труда.

ООТ — отдел охраны труда.

ЧС — чрезвычайная ситуация.

ЕОТД — единый отдел технической документации.

5. Требования

5.1. Управление документацией

5.1.1. Общие положения

5.1.1.1. Документация организации в области охраны труда включает в себя следующие документы:

— политика и цели в области охраны труда;

— руководство по охране труда;

— инструкции по охране труда;

— положения о подразделениях;

Схема управления документацией представлена в приложении А.

5.1.1.2. Документам СУОТ присваиваются индивидуальные номера:

— СТП 581-6.7-001-2006 «СУОТ. Руководство по системе управления охраной труда»;

— СТП 581-6.7-002-2006 «СУОТ. Идентификация опасностей, оценки и контроля рисков»;

— СТП 581-6.7-005-2006 «СУОТ. Управление документацией»;

— СТП 581-6.7-003-2006 «СУОТ. Планирование программ системы. Реализация в подразделениях»;

— СТП 581-6.7-004-2006 «СУОТ. Обучение персонала, специалистов и руководителей безопасным методам работы»;

— СТП 581-6.7-006-2006 «СУОТ. Оперативный контроль»;

— СТП 581-6.7-007-2006 «СУОТ. Предотвращение и устранение последствий чрезвычайных ситуаций»;

— СТП 581-6.7-008-2006 «СУОТ. Мониторинг и измерение эффективности системы»;

— СТП 581-6.7-009-2006 «СУОТ. Расследование и учет несчастных случаев, инцидентов, профессиональных заболеваний»;

— СТП 581-6.7-010-2006 «СУОТ. Корректирующие и предупреждающие действия»;

— СТП 581-6.7-011-2006 «СУОТ. Общие требования к проведению внутренних проверок функционирования системы»;

— СТП 581-6.7-012-2006 «СУОТ. Проведение анализа системы со стороны руководства».

5.1.1.3. Документы СУОТ разрабатываются по указанию начальника ООТ, главного инженера или генерального директора.

5.1.1.4. Документация организации хранится на бумажном и электронном носителях.

5.1.2. Процесс управления документацией

5.1.2.1. Входные данные процесса:

— запланированные корректирующие или предупреждающие мероприятия или распоряжение руководства;

— проект нового документа;

— подробное описание систем документации и данных, разработанных организацией для поддержки СУОТ и ее деятельности в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний;

— подробное описание ответственности и полномочий.

5.1.2.2. Выходные данные процесса:

— база документации СУОТ, соответствующая установленным требованиям;

— обеспеченность всех подразделений необходимой документацией;

— регистры документов, основные списки или индексы;

— список управляемой документации и места ее хранения.

5.1.2.3. Критериями результативности процесса являются:

— обеспечение необходимыми документами в местах их применения;

— обеспечение идентификации документов;

— обеспечение актуализации документов по мере необходимости;

— управляемые архивные документы.

5.1.2.4. Правила действий с документацией СУОТ:

— разработка, утверждение и обеспечение адекватности документа и формы записи выполняются в соответствии с СТП 581-1.1-002;

— идентификация и регистрация документов выполняются в соответствии с СТП 581-1.1-001;

— ведение и доступ к документам осуществляются в соотвествии с СТП 581-1.1-003;

— актуализация документов и данных выполняется в соответствии с СТП 581-2.1-007;

— хранение документов. В каждом документе СУОТ оформляется лист с информацией о сроках хранения. Подлинники стандартов СУОТ хранятся в ЕОТД. Копии стандартов хранятся в подразделениях предприятия;

— аннулирование документов. Документы СУОТ в электронном виде, изъятые из оборота, хранятся не менее 3 лет, защищены от записи и изменений. Бумажные оригиналы аннулированных документов соответствующим образом идентифицируются и хранятся 3 года в ООТ. Бумажные копии аннулированных документов уничтожаются;

— на время работы с документом на место его хранения (в папке, шкафу и т. д.) вкладывается лист — заменитель документа в соответствии с приложением Б.

Читайте так же:  Дополнительный отпуск отцам

5.1.3. Ответственность

5.1.3.1. Контроль за выполнением данной процедуры осуществляет начальник Бюро ООТ.

5.1.3.2. Начальник Бюро ООТ является ответственным за учет, актуализацию и обеспечение подразделений документацией СУОТ.

5.1.3.3. Ответственность за обеспечение адекватности документа несет начальник Бюро ООТ.

5.1.3.4. Ответственность за идентификацию и регистрацию документов несет начальник ЕОТД.

5.1.3.5. Ответственность за ведение и обеспечение доступа к документам СУОТ несет начальник ЕОТД.

5.1.3.6. Ответственным за актуализацию документации СУОТ является начальник ООТ.

5.1.3.7. Ответственным за обеспечение документацией СУОТ является начальник Бюро ООТ.

5.1.3.8. Ответственность за хранение оригиналов стандартов СУОТ несет начальник ЕОТД:

5.1.3.9. Ответственность за хранение копий документов СУОТ несут начальники подразделений.

5.2. Управление нормативной правовой документацией

5.2.1. Общие положения

5.2.1.1. Поступающая нормативная правовая документация по охране труда заносится в регистр нормативных правовых актов под порядковым номером по мере поступления. Структурная схема управления нормативной правовой документацией приведена в приложении В.

5.2.1.2. Регистр нормативных правовых актов утверждается начальником ООТ.

5.2.1.3. Нормативная правовая документация по охране труда хранится на бумажных и электронных носителях в Бюро ООТ.

5.2.1.4. Изменения в нормативной правовой документации вносятся сотрудником Бюро ООТ в электронные и бумажные версии документации. Осуществляется регистрация изменений в Листе регистрации изменений.

Об изменениях в нормативной правовой документации извещает по принадлежности ПЭО или Бюро стандартизации нормативной документации.

5.2.1.5. При замене целого документа старая версия аннулируется, при этом индивидуальный номер новой версии отличается от предыдущей. Если новая версия документа выпускается в тот же год, то к индивидуальному номеру добавляется «Ред. 2». Документы, изъятые из оборота, хранятся не менее 3 лет, защищены от записи и изменений. Бумажные оригиналы аннулированных документов соответствующим образом идентифицируются и хранятся в ООТ 3 года, бумажные копии аннулированных документов уничтожаются.

5.2.2. Процесс управления нормативной правовой документацией

5.2.2.1. Входные данные:

— перечень источников информации об актуализированных нормативных правовых актах;

— требования национальных, международных стандартов, а также стандартов предприятия;

— требования заинтересованных сторон.

5.2.2.2. Выходные данные:

— регистр нормативных правовых актов в области охраны труда с изменениями на текущий период.

— регистрация новой нормативной правовой документации;

— внедрение нормативной правовой документации;

— актуализация (внесение изменений) нормативной правовой документации;

— аннулирование нормативной правовой документации. Структурная схема процесса управления нормативной правовой документацией приведена в приложении В.

5.2.3. Ответственность:

5.2.3.1. Ответственность за организацию работ по управлению нормативной правовой документацией несет начальник юридического отдела.

5.2.3.2. Ответственность за своевременную актуализацию нормативной правовой документации в области охраны труда несет начальник Бюро ООТ.

5.3. Хранение документации

Подлинник настоящего Стандарта хранится в ЕОТД, копия данного Стандарта хранится в Бюро ООТ в течение 5 лет. Электронная версия настоящего Стандарта хранится в общезаводской сети предприятия по адресу: S 1/ V 1013/ USER / OOT .

Приложение 1
(обязательное)
Схема управления документацией

Приложение 2
(обязательное)
Лист — заменитель документа

Источник: http://znaytovar.ru/gost/2/stp_581670052006_suot_upravlen.html

Какой Должна Быть СУОТ в Организации! Смотрим Свежие Методические Рекомендации Для ГИТ!

Приветствую, друзья! Вышел интересный документ из Роструда, который предлагаю рассмотреть и обсудить в этой заметке. Речь идёт о Методических рекомендациях по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в организации. Данные рекомендации предназначаются не для простых смертных спецов и работодателей, а для государственных инспекторов труда при проведении ими расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем. Поскольку это не секретный документ, мы его тоже возьмём в работу — разработаем на основе рекомендаций не простое, а золотое положение о СУОТ в организации.

Это Блок-схема проверки СУОТ в организации. Запомните её.

Итак, Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда были утверждены приказом Роструда от 21.03.2019 г. № 77 и адресуются ГИТ.

В соответствии с приказом Роструда № 77 руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации приказано обеспечить:

  • обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;
  • изучение государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
  • использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

Кроме того управлению государственного надзора в сфере труда приказано:

  • при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;
  • при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьёй 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

Структура Методических рекомендаций по проверке СУОТ в организации

Документ состоит из следующих разделов и приложений:

II. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда:

Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.

III. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая.

IV. Заполнение отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4.

V. Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Касательно Блок-схемы. В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций государственным инспекторам труда предлагается организовывать проверку на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведённых в Блок-схеме, а именно:

а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы);

б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы);

Читайте так же:  Сажают ли за долги по кредитам

в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций проведение внеплановой проверки у работодателя предлагается разделить на 2 части:

1-я часть — проверка документов СУОТ;

2-я часть — проверка рабочих мест.

При этом в рамках проверки документов СУОТ рекомендуется изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения СУОТ и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В рамках проверки рабочих мест рекомендуется оценивать соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Как будут наказывать за СУОТ в организации

Поскольку документ не мизерный по содержанию (около 30 страниц), приведу только его мотивирующую часть, а именно пятый раздел — Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вот какие меры реагирования при выявлении нарушений в части СОУТ предлагаются:

16. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

16.1. В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими).

16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.

17. Привлечение к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что за некоторые нарушения предусмотрена ответственность разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, например:

Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 — 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.

На данном примере освежим в памяти линейку сумм штрафов:

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Повторимся, что СУОТ в организации будет досконально проверяться ГИТ в соответствии с Методическими рекомендациями в двух случаях:

  1. при проведении государственными инспекторами труда расследований несчастных случаев;
  2. при внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

В рамках плановых проверок ГИТ обязаны руководствоваться проверочными листами, а именно в теме СУОТ проверочным листом № 31, согласно которого проверяется:

  1. Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  2. Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При этом Политика в области охраны труда может входить в положение о СУОТ. Об этом шла речь в заметке — Политика в области охраны труда и как её внедрить.

Далее предлагаю вам скачать Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в формате MS Word и ознакомиться с документом более основательно. Комментарии по данной теме очень-очень приветствуются!

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Приказ Роструда от 21.03.2019 г. № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

Примеры и образцы положений о СУОТ

На этом всё. С вас маленькая приятность — оцените информацию рейтинговыми звёздочками 😉 Спасибо за поддержку и участие!

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/oxrana-truda/%D1%81%D1%83%D0%BE%D1%82-%D0%B2-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.html

Стандарт предприятия управление охраной труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here