Работа зарядного устройства

Помощь в решении вопроса: "Работа зарядного устройства" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Простое автоматическое зарядное устройство

Кому некогда «заморачиваться» со всеми нюансами зарядки автомобильного аккумулятора, следить за током зарядки, вовремя отключить, чтоб не перезарядить и т.д., можно порекомендовать простую схему зарядки автомобильного АКБ с автоматическим отключением при полной зарядке аккумулятора. В этой схеме используется один не мощный транзистор для определения напряжения на аккумуляторе.

Схема простого автоматического зарядного устройства автомобильного аккумулятора

Список необходимых деталей:

  • R1 = 4,7 кОм;
  • Р1 = 10K подстроечный;
  • T1 = BC547B, КТ815, КТ817;
  • Реле = 12В, 400 Ом, (можно автомобильное, например: 90.3747);
  • TR1 = напряжение вторичной обмотки 13,5-14,5 В, ток 1/10 от емкости АКБ (например: АКБ 60А/ч — ток 6А);
  • Диодный мост D1-D4 = на ток равный номинальному току трансформатора = не менее 6А (например Д242, КД213, КД2997, КД2999 …), установленные на радиаторе;
  • Диоды D1(параллельно реле), D5,6 = 1N4007, КД105, КД522…;
  • C1 = 100uF/25V.
  • R2, R3 — 3 кОм
  • HL1 — АЛ307Г
  • HL2 — АЛ307Б

В схеме отсутствует индикатор зарядки, контроля тока (амперметр) и ограничение зарядного тока. При желании можно поставить на выход амперметр в разрыв любого из проводов. Светодиоды (HL1 и HL2) с ограничительными сопротивлениями (R2 и R3 — 1 кОм) или лампочки параллельно С1 «сеть», а к свободному контакту RL1 «конец заряда».

Изменённая схема

Ток, равный 1/10 от ёмкости АКБ подбирается количеством витков вторичной обмотки трансформатора. При намотке вторички трансформатора необходимо сделать несколько отводков для подбора оптимального варианта зарядного тока.

Заряд автомобильного (12-ти вольтового) аккумулятора считается законченным, когда напряжение на его клеммах достигнет 14,4 вольт.

Порог отключения (14,4 вольт) устанавливается подстроечным резистором Р1 при подключенном и полностью заряженном аккумуляторе.

При зарядке разряженного аккумулятора напряжение на нём будет около 13В, в процессе зарядки ток будет падать, а напряжение возрастать. Когда напряжение на аккумуляторе достигнет 14,4 вольт, транзистор Т1 отключит реле RL1 цепь заряда будет разорвана и АКБ отключится от зарядного напряжения с диодов D1-4.

При снижении напряжения до 11,4 вольт, зарядка снова возобновляется, такой гистерезис обеспечивают диоды D5-6 в эмиттере транзистора. Порог срабатывания схемы становится 10 + 1,4 = 11,4 вольт, которые могут быть рассмотрены как для автоматического перезапуска процесса зарядки.

Такое самодельное простое автоматическое автомобильное зарядное устройство поможет Вам проконтролировать процесс зарядки, не проследить окончание зарядки и не перезарядить свой аккумулятор!

Использованы материалы сайта:homemade-circuits.com

Другой вариант схемы зарядного устройства для 12-ти вольтового автомобильного аккумулятора с автоматическим отключением по окончании зарядки

Схема немного сложнее предыдущей, но с более чётким срабатыванием.

Источник: http://www.mastervintik.ru/prostoe-avtomaticheskoe-zaryadnoe-ustrojstvo/

Зарядное устройство для аккумуляторов, с установкой тока и напряжения заряда

Предлагается вариант изготовления зарядного устройства аккумуляторов для бытовых приборов, с установкой тока и напряжения зарядки, со стабилизацией тока на нагрузке.

При периодическом проживании в летнем доме, иногда появляется необходимость в подзарядке различных источников питания для часов, приемника, фонарика. Кроме того, требуют заряда и Li-ion аккумуляторы от старых мобильных телефонов, используемые в изготовленных ранее самоделках. Учитывая то, что используемые аккумуляторы имеют различную форму, габариты и присоединительные размеры, а также различные режимы заряда, необходимо изготовить, в какой-то мере, универсальное зарядное устройство (ЗУ). Так как это ЗУ будет использоваться лишь периодически, изготовлять или приобретать специализированные ЗУ для каждого вида аккумуляторов не имеет смысла.
В связи с этим, для зарядки различных маломощных аккумуляторов, изготовим единое, упрощенное, но надежное зарядное устройство. При зарядке аккумуляторов под периодическим визуальным контролем над окончанием заряда, имея возможность установки режимов (величина стабильного тока и предельное напряжение заряда) такое ЗУ обеспечит качественную работу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Процесс изготовления зарядного устройства для выполнения поставленной задачи рассмотрен ниже.

1. Установка исходных данных.
Для правильной эксплуатации никель-металлогидридных аккумуляторов рекомендуется поддерживать рабочее напряжение на элементах в пределах 1,2…1,4 вольта, допускается предельное снижение до 0,9 вольта. Быструю зарядку NiMH элементов батарей рекомендуется проводить при напряжении 0,8…1,8 вольта, с величиной тока заряда в интервале 0,3…0,5С.

Рабочее напряжение для Li-ion аккумулятора 3,0. 3,7 вольта. Зарядку аккумулятора необходимо выполнять до предельного напряжения 4,2 вольта, с током заряда в интервале 0,1. 0,5С (до 450 mA при емкости аккумулятора 900 mAh).

Учитывая рекомендации, установим следующие характеристики изготовляемого ЗУ:
Выходное напряжение 1,3. 1,8 вольта (для NiMH аккумулятора).
Выходное напряжение 3,5. 4,2 вольта (для Li-ion аккумулятора).
Выходной ток (регулируемый) – 100. 400 mA (…900 mA).
Входное напряжение — 9. 12 вольт.
Входной ток — 400 mA (1000 mA).

3. Схема зарядного устройства.
Схема ЗУ проста в изготовлении и наладке, не имеет дефицитных и дорогих деталей. Устройство позволяет заряжать различные аккумуляторы стабильным, заранее установленным, током. А также, до начала зарядки, можно установить предельное напряжение, выше которого оно не поднимется на клеммах аккумулятора, в течении всего процессе зарядки.

Изготовим ЗУ по схеме.

4. Описание работы схемы ЗУ.
Узел управления выходным током построен на силовом составном транзисторе VТ1. Максимальную величину выходного тока заряда ограничивает низкоомный резистор R7 (при номиналах деталей указанных на схеме и соответствующем по мощности блоке питания, максимальный ток заряда Li-ion аккумулятора достигает 1,2 А). При отсутствии резистора, необходимого сопротивления и мощности, его можно собрать из нескольких дешевых и распространённых резисторов. Например, в приведенной конструкции, трехваттный резистор R7 сопротивлением 3,4 Ом собран из двух последовательно соединенных групп, по три параллельно включенных резистора МЛТ-1 сопротивлением 5,1 Ом.

На транзисторе VТ2 и резисторах R5, R6 реализован стабилизатор и регулятор зарядного тока. Переменный резистор R6 включен параллельно ограничительному резистору R7 и является датчиком тока. Ток через резистор R6 пропорционален току через резистор R7, но благодаря соотношению сопротивлений имеет значительно меньшую величину, что позволяет управлять выходным током с помощью переменного резистора и транзистора малой мощности.

Под нагрузкой, на датчике тока появляется падение напряжения, пропорциональное проходящему току. При изменении тока зарядки, по различным причинам, соразмерно изменяется падение напряжения на R6 и соответственно управляющее напряжение на базе транзистора VТ2.
При увеличении напряжения на базе VТ2, увеличивается ток К-Э транзистора VT2, снижая напряжение на базе VТ1. При этом, силовой транзистор VT1 начинает закрываться, уменьшая зарядный ток аккумулятора. И наоборот, при уменьшении напряжения на базе VТ2, зарядный ток увеличивается. Таким образом, осуществляется автоматическая корректировка тока в нагрузке — стабилизация тока заряда.

Читайте так же:  Восстановление военного билета в мфц

Изменяя сопротивление резистора R6, мы можем установить необходимый ток заряда аккумулятора. После регулировки, происходят аналогичные процессы стабилизации вновь установленного тока.

Узел установки предельного напряжения выполнен на регулируемом стабилизаторе напряжения DA1 (TL431). Подбирая сопротивление резисторов R3 и R4, выбираем оптимальный диапазон регулирования напряжения. С помощью переменного резистора R4 устанавливаем предельное напряжение на выходе (до подключения аккумулятора к ЗУ).

Разъем Х3 используется для установки Li-ion аккумулятора от мобильного телефона. В разъем Х4 возможно установить аккумуляторы цилиндрической формы различной длины, с напряжением 1,2…1,4 вольта. Диоды VD1 и VD2 включены в цепь разъема X4, для понижения напряжения заряда аккумулятора до 1,3. 1,8 вольта и предотвращения разряда аккумуляторов при отключении ЗУ. С помощью выносных щупов с зажимом, можно подключить для зарядки нестандартный аккумулятор с рабочим напряжением до 6… 9 вольт.

5. Изготовление корпуса зарядного устройства
Для корпуса ЗУ используем пластмассовую крышку от старого реле, размерами 90 х 60 х 65 мм. Усиливаем корпус панелью из текстолита для установки разъемов. Сверлим необходимые крепежные отверстия.

6. Комплектуем корпус разъемами и изготовляем нестандартные элементы.

7. Собираем корпус с навесными элементами. На задней панели расположены разъемы — контрольный Х2 (внизу) и входной Х1для соединения с адаптером питания ЗУ. Наверху корпуса расположена панель для установки Li-ion аккумулятора.

8. На передней стороне ЗУ закреплены ложемент и контакты для установки цилиндрических аккумуляторов.

Источник: http://usamodelkina.ru/13968-zarjadnoe-ustrojstvo-dlja-akkumuljatorov-s-ustanovkoj-toka-i-naprjazhenija-zarjada.html

Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства

Вопрос о том, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без «зарядника», может возникнуть неожиданно. Любому водителю не помешает знать способы выхода из затруднительной ситуации с севшей батареей и варианты использования подручных средств для ее восстановления.

Как выявить разряженный автомобильный аккумулятор

В машине о сбоях в работе АКБ свидетельствует несколько признаков. При диагностике автомобиля они чаще всего появляются задолго до того, как транспортное средство станет непригодным к эксплуатации. Нужно постоянно держать их на контроле. Это поможет вовремя сделать профилактику и провести регламентные работы.

Основные показатели проблем с аккумулятором:

  1. При попытке открыть авто охранная система работает неправильно — центральный замок заедает, двери открываются плохо, при нажатии кнопок брелока сигнализация реагирует медленно.
  2. При сильном падении напряжения в бортовой сети после остановки двигателя может произвольно отключаться магнитола. Это часто проявляется, если владелец использует мощную акустическую систему.
  3. Возникают проблемы с работой оптики. Свет фар становится тусклым. Освещение в салоне теряет интенсивность.
  4. Наблюдаются изменения в процессе запуска мотора. Появляется «провал» после включения зажигания (с последующим нормальным вращением двигателя). При сильной потере заряда может раздаваться звук срабатывания втягивающего реле стартера без попыток мотора вращаться.
  5. После поворота ключа в замке (нажатии кнопки старта) панель приборов гаснет, и в дальнейшем ничего не происходит.
  6. Обороты двигателя в момент прогрева увеличиваются или снижаются произвольно.
  7. Напряжение источника питания электрической сети автомобиля можно контролировать по приборам на панели, если они предусмотрены конструкцией. При отсутствии встроенных датчиков можно использовать любой переносной мультиметр для измерения значений напряжения на клеммах АКБ.

Способы зарядки аккумулятора автомобиля без зарядного устройства

Один из самых распространенных способов завести автомобиль при потере собственной электрической батареей заряда — «прикурить» авто от другой машины. Для этого лучше использовать специальные силовые провода. Но при их отсутствии выйти из положения можно, воспользовавшись скруткой нескольких проводников более тонкого сечения. Для соединения минусовых клемм подойдет открытый проводник — проволока, другие металлические изделия подходящей формы.

Когда соединить нечем, исправную батарею переставляют на место нерабочей и запускают двигатель. После старта и прогрева мотора источники питания быстро меняют местами. При этом работа машины на время смены узлов осуществляется от генератора.

Для большинства современных моделей такой способ не рекомендуется из-за высокой вероятности сбоя в работе или полного выхода из строя бортовой электроники и компьютера.

Если в неисправном автомобиле стоит механическая коробка передач, можно применять буксировку. Можно толкнуть или «дернуть» авто, чтобы запустить двигатель или отбуксировать к месту, где присутствует возможность восстановить батарею. При отсутствии рядом других транспортных средств нужно искать способ зарядить АКБ.

Заряд АКБ с помощью портативного зарядного устройства

Если владелец авто с разряженным аккумулятором имеет портативный прибор для зарядки и пуска, то проблема запуска двигателя решается быстро. В таких устройствах производители используют гелевые АКБ небольшой мощности или изделия из лития. Их чаще всего выполняют с переходником под прикуриватель и «крокодилами» для клемм.

В состав базовых моделей входят:

  • амперметр, чтобы следить за током зарядки;
  • трансформатор (выдает нужное значение напряжения);
  • выпрямитель (для зарядки от сети переменного напряжения).

Более продвинутые конструкции содержат стабилизаторы, дополнительные фильтры, разные варианты защиты. Некоторые устройства поддерживают работу одновременно с несколькими авто и имеют мощность до 50 Вт.

Портативный прибор не предназначен для полного восстановления батареи. Его используют, чтобы завести авто или быстро подзарядить источник питания для дальнейшей его зарядки от генератора автомобиля во время работы двигателя.

Пользоваться переносным устройством просто:

  1. Нужно предварительно зарядить его от сети 220 В или от прикуривателя во время движения машины.
  2. Подсоединить «крокодилы» к клеммам батареи в соответствии с указанной полярностью.
  3. Включить устройство (замкнуть цепь).
  4. Произвести запуск двигателя, если прибор рассчитан на требуемое количество ампер, или выждать, когда подзарядится АКБ.

Использование зарядки от ноутбука

Если под рукой есть ноутбук, то можно воспользоваться его блоком питания для пополнения автомобильной батареи. Дополнительно понадобятся:

  • лампочка или резистор нужного сопротивления;
  • провода;
  • инструменты.

От зарядки ноутбука нужно вывести два проводника. Следует подсоединить кабель внутрь штекера блока питания портативного компьютера для плюса, отрицательный провод сосредотачивается снаружи.

Собирают схему в следующем порядке:

  1. Минусовую клемму автомобильной батареи соединяют с выведенным от зарядки отрицательным проводом. Надежно закрепляют, чтобы обеспечить хороший контакт. От его качества зависит весь процесс подзарядки.
  2. В разрыв плюсового участка включают автомобильную лампочку или резистор. Сопротивление последнего выбирается в зависимости от требуемого тока зарядки. Для 2 А понадобится 10 Ом. Для регулировки времени заряда воспользуйтесь подстроечным резистором.
  3. Чтобы контролировать зарядный процесс, в схему последовательно включают амперметр. Но устройство для зарядки можно применять и в отсутствие измерительного элемента.

АКБ будет готова к работе, когда напряжение на ее клеммах станет равно 14 В. Лучше, если при этом будет «кипеть» электролит. Схему можно разбирать и пытаться запустить мотор.

Читайте так же:  Отец обязан платить алименты

После такой подзарядки батарея нуждается в обслуживании в нормальных условиях с наличием полнофункциональных приборов и инструментов.

Зарядка от сети 220 вольт

Простое устройство для восстановления заряда батареи в авто от сети переменного тока 220 В можно собрать из диода и конденсатора. Полупроводниковый диод понадобится мощный, лучше с рабочим напряжением около 1000 В, но можно меньше. Емкость используют неполярную, пленочного типа, рассчитанную на 400 В и больше.

  1. Один провод от сети соединяют с конденсатором.
  2. Второй вывод последнего подводят к аноду диода.
  3. Его катод подключат к плюсу АКБ.
  4. Минус аккумулятора — к свободному контакту вилки 220 В.

Ток зарядки зависит от значения емкости. Конденсатор выбирают из расчета 70-100 мА на 1 мкФ емкости. Можно использовать правила параллельного соединения конденсаторов для подбора требуемой величины.

Также для восстановления батареи в машине подойдет блок питания от ПК. Нужно подобрать вывод с напряжением 12 В. Чаще плюс — это желтый провод, минус — черный.

Чтобы поднять напряжение на выводах блока, нужно нагрузить низковольтные шины БП. Например, соединить зеленый провод с минусом схемы (любым черным проводником). При этом на желтом выводе появится увеличенное напряжение, которого хватит для подзарядки батареи.

Если блок питания уйдет в защиту, то зеленый провод нужно временно отсоединить и подключить вновь.

При помощи лампы накаливания

Если рядом есть сеть с бытовым переменным напряжением, электрическая лампочка на 220 вольт мощностью 40-100 ватт и полупроводниковый диод с допуском больше 3 А (например, IN5408), можно использовать еще один метод подзарядки автомобильного аккумулятора, если тот сел.

В этой цепи регулятором зарядного тока является лампочка. Чем она мощнее, тем больше будет проходить зарядов.

  1. Катод диода соединяют с плюсом батареи. К аноду полупроводникового прибора подводят один из контактов лампы накаливания. Диод следует выбирать с допустимым напряжением более 400 В.
  2. Второй провод от лампочки соединяют с вилкой для включения в розетку.
  3. Минус аккумулятора подводят к другому контакту вилки. Если вилки нет, то можно осторожно вставить зачищенные концы проводов в розетку, соблюдая правила техники безопасности.

По возможности соединения лучше делать с помощью паяльника. После включения приборов в сеть 220 В работу схемы можно проверить по накалу лампы. Если она горит в полную силу, то зарядки нет. При нормальном функционировании интенсивность свечения будет снижена за счет подзарядки батареи.

Величину тока можно замерять, если включить в схему амперметр. Собранная цепь представляет собой однополупериодный выпрямитель.

С лампой накаливания можно собрать и более совершенную схему — выпрямитель двухполупериодный. Вместо одиночного диода следует использовать полный полупроводниковый мост. Последний бывает в готовом виде (например, в блоке питания компьютера) или делается из 4 отдельных диодов по мостовой схеме.

Лампу накаливания в этом случае можно взять 100-150 Вт.

Изготовление самодельного зарядного устройства

ЗУ выполняются по разным схемам. Для самостоятельного изготовления надежного полнофункционального устройства на 14,5 В можно использовать вариант с максимальным током 6 А с понижающим преобразователем DC-DC.

Кроме него для устройства понадобятся:

  • КВРС 5010 — диодный мост;
  • охлаждающий радиатор для моста;
  • для подключения аккумуляторной батареи — «крокодилы»;
  • ТС 180-2 (понижающий трансформатор), можно использовать другие модели с мощностью от 150 Вт;
  • предохранители;
  • вилка на 220 В;
  • конденсаторы 50 В, 2200 мкФ;
  • амперметр.
Видео (кликните для воспроизведения).

При расключении минус преобразователя DC-DC соедините с минусом своего автомобиля, а закончив присоединение отрицательных контактов, подключите плюс батареи к плюсовому выводу преобразователя. Диодный мост надежно закрепите на радиаторе.

Если есть хорошие навыки работы с электроникой, то можно реализовать и более сложные схемы. Такие ЗУ будут включать микроконтроллеры, обладать улучшенной защитой, системой индикации. Есть варианты зарядных устройств, которые используют разрядно-зарядные циклы.

Для подзарядки кислотных аккумуляторов с высокой емкостью делают мощные зарядки (24В, 120А).

Наиболее простые схемы имеют в своем составе в качестве основного узла силовой транзистор, который выполняет функцию стабилизатора выходного напряжения. Также есть модели импульсных, тиристорных и интеллектуальных ЗУ.

Меры предосторожности

Аккумулятор для современного автомобиля — сложное техническое устройство. При его изготовлении применяются вредные химические вещества — свинец, мышьяк, серная кислота. При неосторожной работе можно отравиться парами и металлами, получить ожоги, вызвать возгорание и взрыв батареи.

Следует выполнять следующие правила:

  1. Помещение должно хорошо проветриваться.
  2. Поверхность кожи нужно прикрыть одеждой, глаза защитить очками.
  3. Нужно воздержаться от курения, использования открытого огня, искрящих приборов.
  4. Не допускать скопления газов, которые выделяются во время процесса.

Нужно помнить, что чем мощнее лампа накаливания, используемая в схеме, тем больше будет ток зарядки. Чтобы не допустить перегрузки АКБ, его при зарядке лучше держать ниже 3-4 А.

При самостоятельном сборе схем нужно подбирать все элементы в соответствии с требованиями, не допускать перегрева. Взорваться или загореться может не только сам аккумулятор, но и любой из электронных компонентов в цепи самодельной зарядки.

Источник: http://3batareiki.ru/akkumulyatory/kak-zaryadit-akkumulyator-avtomobilya-bez-zaryadnogo-ustrojstva

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Аккумуляторная батарея является одной из наиболее важных деталей транспортного средства: она позволяет запускать двигатель и заменять генератор в случае его неисправности. Подзарядку автомобильной батарейки можно проводить при рабочем генераторном устройстве (в машине) или от зарядного прибора (в помещении).

Чтобы продлить срок службы батареи и избежать ее повреждения, нужно правильно выбирать параметры зарядки аккумулятора автомобиля и соблюдать технику безопасности.

Как часто заряжать аккумулятор автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов — свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет >50% от номинального, а в холодное — >75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

Автомобилисты и мастера сервисных центров рекомендуют заряжать АКБ до 100% как минимум 2 раза в год, причем один из них — непосредственно перед наступлением холодов.

Проверка автомобильного аккумулятора

Проверить заряд аккумуляторного устройства можно несколькими способами:

Читайте так же:  Документы на понижение алиментов

  1. С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом — устройство требует подзарядки, а при красном — заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
  2. С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% — 12,42 В, при 50% — 12,18 В, при 0% — 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
  3. С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.

Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или снятия АКБ.

Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.

В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).

При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.

При замере на фоне работы световых устройств вольтаж батареи должен составить не менее 11,2 В.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:

  1. Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее +10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
  2. Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
  3. Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
  4. Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.

Техника безопасности

В процессе подготовки и зарядки аккумулятора авто нужно соблюдать следующие правила:

  • заряжать устройство в хорошо проветриваемом помещении (гараже, сервисе или хотя бы на балконе);
  • если в семье есть маленькие дети, заниматься зарядкой в квартире нельзя;
  • запрещено курить, поджигать что-либо или резать металл в непосредственной близости от заряжаемой батареи;
  • нельзя ставить устройство на зарядку в помещении с повышенной влажностью воздуха;
  • клеммы и зажимы ЗУ присоединять только тогда, когда зарядное отключено от сети;
  • в процессе работы использовать защитные очки и перчатки, чтобы предотвратить опасное влияние испарений кислоты;
  • при работе с аккумулятором держать поблизости раствор 10%-ный гидрокарбоната или карбоната натрия (соды).

Содовый раствор подойдет как для протирания корпуса АКБ от испарений реактива, так и для нейтрализации кислоты при неосторожном обращении с электролитом.

Как заряжать аккумулятор

Для начала зарядки нужно правильно подключить «крокодилы» зарядного устройства к «плюсу» и «минусу» батареи. В большинстве случаев производители маркируют положительную клемму красным цветом, а отрицательную — черным. Однако перед началом процесса рекомендуется уточнить полярность, найдя на корпусе батареи значки «+» и «-».

Подключение батареи к зарядному устройству под напряжением может привести к искрению на клеммах и возгоранию газов, которые выделяются при электролизе дистиллированной воды.

Существует 3 основных способа зарядки аккумулятора: автоматический, постоянным током (I) и постоянным напряжением (U). Они отличаются длительностью и эффективностью. Несмотря на соответствующие названия, при отсутствии систем автоматического контроля необходимо контролировать оба параметра заряда (U, I).

Время от времени следует проверять уровень заряда и температуру батареи. При закипании реактива нужно немедленно снизить I для дозарядки на низких значениях.

Зарядка постоянным током

Зарядка при постоянном I проводится следующим образом:

  1. Значение тока устанавливается на уровне 1/10 номинальной емкости батареи. Стандартная емкость составляет 55 или 60 ампер*час. Это означает, что I на ЗУ не должно превышать 5,5-6 А соответственно. Вручную выставив данное значение на зарядном устройстве, необходимо продолжать зарядку до тех пор, пока напряжение, измеряемое на клеммах, не достигнет 14,4 В (допустимая погрешность — 0,1 В).
  2. При глубоком разряде АКБ следует заряжать его не номинальным, а минимальным I (1,5-2 А). Это позволит избежать сильного электролиза воды и постепенно увеличить плотность электролита за счет разложения сульфата свинца.
  3. По достижении указанного значения U следует снизить ток до 1/20 емкости. При 60 А*ч он соответствует 3 А. Снижение интенсивности зарядки позволяет снизить скорость нагрева реактива и продолжить дозарядку до максимума.
  4. Когда U достигнет 14,5-15 В, необходимо снова снизить I вдвое. На финальной стадии процесса нужно заряжать батарею до тех пор, пока оба параметра заряда (I, U) не обретут постоянное значение. Конечное значение I должно находиться в пределах 0,2 А, что соответствует саморазряду батареи. Весь процесс занимает от 8 до 12 часов.

По завершении зарядки нужно дать выйти выделившимся газам, снова протереть корпус аккумулятора содовым раствором, закрутить пробки на банках или вернуть на место вентиляционную заглушку.

Если пренебречь нейтрализацией поверхности, то батарея быстро разрядится снова из-за потерь тока на слой электролита на корпусе.

Зарядка постоянным напряжением

Для зарядки при постоянном U необходимо:

  1. Установить напряжение на номинальный зарядный уровень — 14,4 В (допустимая погрешность — 0,1 В). Строгий контроль напряжения необходим при зарядке необслуживаемых батарей.
  2. Наблюдать за величиной тока. Она должна составить около 0,1 емкости (для обслуживаемых батарей) или 0,05-0,1 емкости (для необслуживаемых). I более 20% емкости является вредным для АКБ.
  3. При глубоком разряде начинать восстановление нужно с U не более 12-13 В. Значение I при этом не должно превышать 5% от емкости аккумулятора. Если I повышается, то напряжение нужно снизить еще сильнее.
Читайте так же:  При разводе сколько платить алименты

Восстановление при постоянном напряжении является более длительным процессом, чем при постоянном токе. При номинальном U за сутки батарея восстанавливает 75-85% заряда, при 15 В — до 90%, при 16 В и более — 95-100%. Помимо этих данных, необходимо учитывать ограничение зарядного напряжения: для аккумулятора U выше 15,6 В является опасным. При сильном разряде длительность восстановления устройства может составить до 3 дней.

Ускоренная зарядка АКБ

Для быстрой зарядки АКБ нужно подать на нее I в 10-15 А, что соответствует 20-25% емкости устройства. За 15-20 минут интенсивного восстановления батарея приобретет достаточный заряд, чтобы завести авто.

Регулярно пользоваться данным способом зарядки вредно, т.к. высокий ток ЗУ сокращает срок эксплуатации аккумулятора.

Зависимость заряда аккумулятора и плотности электролита

Заряд и плотность электролита являются взаимозависимыми величинами. При сильном разряде АКБ водитель не сможет быстро восстановить функцию батареи, т.к. плотность реактива в секциях будет минимальной. Зависимость плотности кислотного раствора и степени заряженности аккумулятора представлена в таблице.

Плотность реактива, г/см³ Уровень заряда, %
1,1
1,16 25
1,2 50
1,24 75
1,28 100

Данные значения справедливы для +20..+25°С, но характер зависимости остается прежним и при более низких температурах.

Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля

Для восстановления функциональности АКБ при отсутствии специальной зарядки можно использовать следующие устройства:

  • пуско-зарядное;
  • последовательную схему из ЗУ для ноутбука (до 18 В) и лампу (например, фару), которая будет служить элементом сопротивления и ограничит ток до 2 А;
  • самодельное зарядное.

Зарядное для АКБ можно спаять в домашних условиях. Для этого потребуется понижающий трансформатор (с 220 до 15 В), диодный мост со сглаживающим конденсатором, предохранители, резистор для регулировки I и мультиметр. Для регулировки I необходимы переменный резистор и несколько транзисторов.

Нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля

После покупки новой батареи нужно проверить уровень заряда и довести его до 95-100%. Дозарядка проводится при минимальном токе и напряжении не выше номинального. В большинстве случаев процесс требует не более 3-4 часов.

Обслуживаемый АКБ может потребовать заливки электролита.

Несколько дополнительных рекомендаций

Замерзший аккумулятор можно запустить методом «прикуривания» от АКБ другого авто. Дальнейшую подзарядку обеспечит работа генератора в течение 20-30 минут езды на оборотах в минуту около 3000. При быстрой разрядке и замерзании батареи в процессе работы нужно искать утечку в бортовой системе.

Если электролит приобрел темный цвет либо на корпусе обнаружены разрывы, сильные подтеки реактива и трещины, нельзя ни заряжать устройство, ни использовать другие способы реанимировать АКБ. Поврежденная батарея требует немедленной замены и утилизации. Срок ее эксплуатации составляет 2-3 года.

АКБ, которое не находится в использовании, может постоянно стоять на подзарядке. Параметры процесса при этом должны соответствовать току саморазряда. Содержание батареи на уровне 100% заряда позволит сохранить высокие эксплуатационные свойства и в любой момент поставить ее на машину.

Батарею, которая установлена в автомобиле, некоторые автомастера рекомендуют держать на уровне 90-95% заряда. Небольшой дефицит заряда позволит защитить электронику авто при скачке напряжения в бортовой сети. В этом случае батарея будет действовать как конденсатор.

Источник: http://3batareiki.ru/akkumulyatory/kak-pravilno-zaryazhat-akkumulyator-avtomobilya

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Зарядное устройство (ЗУ) для аккумулятора необходимо каждому автолюбителю, но стоит оно немало, а регулярные профилактические поездки в автосервис не выход. Обслуживание батареи в СТО требует времени и денег. Кроме того, на разряженном аккумуляторе до сервиса ещё нужно доехать. Собрать своими руками работоспособное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками сможет каждый, кто умеет пользоваться паяльником.

Немного теории об аккумуляторах

Любой аккумулятор (АКБ) — накопитель электрической энергии. При подаче на него напряжения энергия накапливается, благодаря химическим изменениям внутри батареи. При подключении потребителя происходит противоположный процесс: обратное химическое изменение создаёт напряжение на клеммах устройства, через нагрузку течёт ток. Таким образом, чтобы получить от батареи напряжение, его сначала нужно «положить», т. е. зарядить аккумулятор.

Практически любой автомобиль имеет собственный генератор, который при запущенном двигателе обеспечивает электроснабжение бортового оборудования и заряжает аккумулятор, пополняя энергию, потраченную на пуск мотора. Но в некоторых случаях (частый или тяжёлый запуск двигателя, короткие поездки и пр.) энергия аккумулятора не успевает восстанавливаться, батарея постепенно разряжается. Выход из создавшегося положения один — зарядка внешним зарядным устройством.

Как узнать состояние батареи

Чтобы принимать решение о необходимости зарядки, нужно определить, в каком состоянии находится АКБ. Самый простой вариант — «крутит/не крутит» — в то же время является и неудачным. Если батарея «не крутит», к примеру, утром в гараже, то вы вообще никуда не поедете. Состояние «не крутит» является критическим, а последствия для аккумулятора могут быть печальными.

Оптимальный и надёжный метод проверки состояния аккумуляторной батареи — измерение напряжения на ней обычным тестером. При температуре воздуха около 20 градусов зависимость степени зарядки от напряжения на клеммах отключённой от нагрузки (!) батареи следующая:

  • 12.6…12.7 В — полностью заряжена;
  • 12.3…12.4 В — 75%;
  • 12.0…12.1 В — 50%;
  • 11.8…11.9 В — 25%;
  • 11.6…11.7 В — разряжена;
  • ниже 11.6 В — глубокий разряд.

Нужно отметить, что напряжение 10.6 вольт — критическое. Если оно опустится ниже, то «автомобильная батарейка» (особенно необслуживаемая) выйдет из строя.

Правильная зарядка

Существует два метода зарядки автомобильной батареи — постоянным напряжением и постоянным током. У каждого свои особенности и недостатки:

  • Зарядка постоянным напряжением — годится для восстановления заряда не полностью разряженных батарей, напряжение на клеммах которых не ниже 12.3 В. Процесс заключается в следующем: к клеммам батареи подключают источник постоянного тока напряжением 14.2–14.7 В. Окончание процесса контролируют по току потребления: когда он упадёт до нуля, зарядка считается оконченной. Недостаток такого способа — возможно большой начальный зарядный ток; чем сильнее батарея разряжена, тем выше ток. Преимущества метода очевидны — вам не нужно постоянно регулировать ток зарядки, аккумулятору не грозит перезарядка, если вы про него забудете.
  • Зарядка постоянным током — самый распространённый и надёжный способ. В этом режиме ЗУ выдаёт постоянный ток, равный 1/10 ёмкости батареи. Окончание процесса зарядки определяется по напряжению на батарее — когда оно достигнет 14.7 В, заряжать батарею прекращают. Недостаток такого метода — батарею можно испортить, не сняв вовремя с зарядки.
Читайте так же:  Показатель отношения дебиторской задолженности

Самодельные зарядки для АКБ

Собрать своими руками зарядное устройство для автомобильного аккумулятора реально и не особо сложно. Для этого нужно иметь начальные знания по электротехнике и уметь держать в руках паяльник.

Простое устройство на 6 и 12 В

Такая схема самая элементарная и бюджетная. При помощи этого ЗУ вы сможете качественно зарядить любой свинцовый аккумулятор с рабочим напряжением 12 или 6 В и электрической ёмкостью от 10 до 120 А/ч.

Устройство состоит из понижающего трансформатора Т1 и мощного выпрямителя, собранного на диодах VD2-VD5. Установка зарядного тока производится переключателями S2-S5, при помощи которых в цепь питания первичной обмотки трансформатора подключаются гасящие конденсаторы C1-C4. Благодаря кратному «весу» каждого переключателя, различные комбинации позволяют ступенчато регулировать ток зарядки в пределах 1–15 А с шагом 1 А. Этого достаточно для выбора оптимального тока зарядки.

К примеру, если необходим ток в 5 А, то понадобится включить тумблеры S4 и S2. Замкнутые S5, S3 и S2 дадут в сумме 11 А. Для контроля напряжения на АКБ служит вольтметр PU1, за зарядным током следят при помощи амперметра PА1.

В конструкции можно использовать любой силовой трансформатор мощностью около 300 Вт, в том числе и самодельный. Он должен выдавать на вторичной обмотке напряжение 22–24 В при токе до 10–15 А. На месте VD2-VD5 подойдут любые выпрямительные диоды, выдерживающие прямой ток не менее 10 А и обратное напряжение не ниже 40 В. Подойдут Д214 или Д242. Их следует установить через изолирующие прокладки на радиатор с площадью рассеяния не менее 300 см. кв.

Конденсаторы С2-С5 обязательно должны быть неполярные бумажные с рабочим напряжением не ниже 300 В. Подойдут, к примеру, МБЧГ, КБГ-МН, МБГО, МБГП, МБМ, МБГЧ. Подобные конденсаторы, имеющие форму кубиков, широко использовались как фазосдвигающие для электромоторов бытовой техники. В качестве PU1 использован вольтметр постоянного тока типа М5−2 с пределом измерения 30 В. PA1 — амперметр того же типа с пределом измерения 30 А.

Схема проста, если собрать её из исправных деталей, то в налаживании не нуждается. Это устройство подойдёт и для зарядки шестивольтовых батарей, но «вес» каждого из переключателей S2-S5 будет иным. Поэтому ориентироваться в зарядных токах придётся по амперметру.

С плавной регулировкой тока

По этой схеме собрать зарядник для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А. Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Налаживание устройства сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру.

Из компьютерного блока питания

Чтобы собрать это простое зарядное устройство своими руками, понадобится обычный блок питания от старого компьютера АТХ и знания по радиотехнике. Но зато и характеристики прибора получатся приличными. С его помощью заряжают батареи током до 10 А, регулируя ток и напряжение заряда. Единственное условие — БП желателен на контроллере TL494.

Для создания автомобильной зарядки своими руками из блока питания компьютера придётся собрать схему, приведённую на рисунке.

Пошагово необходимые для доработки операции будут выглядеть следующим образом:

  1. Откусить все провода шин питания, за исключением жёлтых и чёрных.
  2. Соединить между собой жёлтые и отдельно чёрные провода — это будут соответственно «+» и «-» ЗУ (см. схему).
  3. Перерезать все дорожки, ведущие к выводам 1, 14, 15 и 16 контроллера TL494.
  4. Установить на кожух БП переменные резисторы номиналом 10 и 4,4 кОм — это органы регулировки напряжения и тока зарядки соответственно.
  5. Навесным монтажом собрать схему, приведённую на рисунке выше.

Если монтаж выполнен правильно, то доработку закончена. Осталось оснастить новое ЗУ вольтметром, амперметром и проводами с «крокодилами» для подключения к АКБ.

В конструкции возможно использовать любые переменные и постоянные резисторы, кроме токового (нижний по схеме номиналом 0.1 Ом). Его рассеиваемая мощность — не менее 10 Вт. Сделать такой резистор можно самостоятельно из нихромового или медного провода соответствующей длины, но реально найти и готовый, к примеру, шунт от китайского цифрового тестера на 10 А или резистор С5−16МВ. Ещё один вариант — два резистора 5WR2J, включённые параллельно. Такие резисторы есть в импульсных блоках питаниях ПК или телевизоров.

Что необходимо знать при зарядке АКБ

Заряжая автомобильный аккумулятор, важно соблюдать ряд правил. Это поможет вам продлить срок службы аккумулятора и сохранить своё здоровье:

Вопрос о создании простого зарядного устройство для аккумулятора своими руками выяснен. Все достаточно просто, осталось запастись необходимым инструментом и можно смело приступать к работе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pochini.guru/tehnika/zaryadnoe-ustroystvo

Работа зарядного устройства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here