Приказ о недопущении просроченной кредиторской задолженности

Помощь в решении вопроса: "Приказ о недопущении просроченной кредиторской задолженности" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Содержание

  • Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2010 г. N 408 «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации»

    Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2010 г. N 408
    «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации»

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4236) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

    2. Департаменту государственной службы и кадров (Болтков С.Н.) внести соответствующие изменения в трудовые договоры с руководителями федеральных бюджетных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

    3. Приказ вступает в силу с 1 января 2011 г.

    4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Алханова А.Д.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2010 г.

    Регистрационный N 19488

    Порядок
    определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации
    (утв. приказом Минюста РФ от 27 декабря 2010 г. N 408)

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения Министерства юстиции Российской Федерации (далее — бюджетное учреждение), превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    2. В целях настоящего Порядка просроченная кредиторская задолженность бюджетного учреждения разделяется на группы:

    кредиторскую задолженность по оплате труда и иным выплатам персоналу, срок погашения которой, установленный локальными актами бюджетного учреждения, регулирующими трудовые отношения, и законодательством Российской Федерации, истек;

    кредиторскую задолженность по налоговым и иным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек;

    кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой, предусмотренный заключенными договорами и законодательством Российской Федерации, истек;

    общую кредиторскую задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек.

    3. Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения по каждой из групп определяется как:

    наличие кредиторской задолженности по заработной плате, срок невыплаты которой превышает 2 месяца с момента, установленного локальными актами бюджетного учреждения, как дата выплаты заработной платы;

    наличие кредиторской задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срок неуплаты которых превышает 3 месяца с даты, когда платежи должны были осуществляться;

    наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок неуплаты которых превышает 3 месяца с даты, когда платежи должны были осуществляться;

    превышение значения предельно допустимого значения просроченной общей кредиторской задолженности над стоимостью активов бюджетного учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату.

    4. Бюджетное учреждение ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Департамент управления делами сведения о кредиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности (приложения N 1 и N 2 к Порядку) ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчет о просроченной кредиторской задолженности (приложение N 3 к Порядку) с пояснительной запиской, в которой указываются причины возникновения просроченной кредиторской задолженности, и планом ее погашения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.

    Департамент управления делами осуществляет ежемесячный мониторинг просроченной кредиторской задолженности.

    Приложение N 1
    к Порядку определения предельно
    допустимого значения просроченной
    кредиторской задолженности федерального
    бюджетного учреждения Министерства
    юстиции Российской Федерации,
    превышение которого влечет
    расторжение трудового договора с
    руководителем федерального бюджетного
    учреждения по инициативе работодателя
    в соответствии с Трудовым кодексом
    Российской Федерации

    Сведения о кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения

    Источник: http://base.garant.ru/55170330/

    Приказ о списании кредиторской задолженности

    Кредиторская задолженность представляет собой долг компании перед другими лицами – кредиторами. Иногда фирма не может ее погасить. При наличии оснований задолженность списывается. Процедура предполагает документальное оформление. В частности, нужно составить приказ о списании кредиторской задолженности.

    Основания для проведения процедуры

    Списание может выполняться только при наличии условий, упомянутых в письме Минфина №03-03-06/2/52381 от 11 сентября 2015 года:

    • Кредитор простил задолженность.
    • Истек срок исковой давности. Обычно он составляет 3 года на основании статьи 196 ГК. Если же обязательства касаются перевозки грузов, срок сокращается до 1 года.
    • Кредитор ликвидирован.
    • Кредитор выбыл из ЕГРЮЛ вследствие признания ЮЛ недействующим.

    Если упомянутые обстоятельства не присутствуют, то списание не выполняется.

    Порядок проведения списания

    Списание долга нужно отразить в бухучете. При этом используются проводки ДТ60, 62, 66 и КТ91. Согласно общему правилу списанный долг входит в структуру внереализационных доходов. Однако исключение составляют обязательства по взносам, налогам и сборам.

    Если списание осуществляется на основании ликвидации кредитора, то процедура оформляемся на дату занесения данных о ликвидации в ЕГРЮЛ. В эту же дату нужно включить долг во внереализационные доходы. Если же кредитор простил задолженность, списание выполняется на день подписания документа о прощении. Если основанием являлось истечение срока, нужно совершить процедуру в дату этого истечения.

    Читайте так же:  Банкнота это долговое обязательство

    Перед списанием нужно осуществить инвентаризацию долгов. Кроме того, руководитель обязан создать приказ о списании кредиторского долга. Именно на его основании производится процедура.

    Важно! Приказ составляется в свободной форме. Однако в нем должна присутствовать обязательная информация: размер долга, информация о кредиторе, основания для возникновения задолженности, ссылки на соответствующие нормативные акты.

    Образец приказа

    От 23 августа 2018 года

    О списании кредиторского долга

    На основании истечения срока подачи иска для кредиторского долга перед ООО «Стройка» (г. Москва, улица Бабушкина, дом 56, ИНН 67756667), в соответствии с пунктом 78 Положения, установленного Приказом Минфина №34н от 29 июля 1998 года,

    1. Главбуху С.О. Сидоровой списать кредиторский долг перед ООО «Стройка» в размере 300 000 рублей с истекшим сроком исковой давности по соглашению поставки №66 от 1 февраля 2015 года.
    2. Контроль над выполнением распоряжения оставляю за собой.
    3. Распоряжение вступит в силу после его подписания.

    Генеральный директор (Р.Л. Ракитин) подпись

    Источник: http://assistentus.ru/forma/prikaz-o-spisanii-kreditorskoj-zadolzhennosti/

    Приказ о недопущении просроченной кредиторской задолженности

    АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»

    от 27 июля 2015 года N 7/2500

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МО ГО «СЫКТЫВКАР» И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ

    Руководствуясь статьей 44 Устава МО ГО «Сыктывкар», в целях совершенствования управления муниципальными финансами в части урегулирования кредиторской и дебиторской задолженности, а также ликвидации задолженности муниципальных учреждений администрация МО ГО «Сыктывкар» постановляет:

    1.1. Порядок урегулирования кредиторской (дебиторской) задолженности муниципальных учреждений и главных распорядителей средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» согласно приложению N 1.

    1.2. План мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности согласно приложению N 2.

    2. Главным распорядителям, получателям средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» обеспечить выполнение Плана мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности.

    3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

    4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителей главных распорядителей, получателей бюджетных средств МО ГО «Сыктывкар».

    Приложение N 1. ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МО ГО «СЫКТЫВКАР»

    Приложение N 1
    к Постановлению
    администрации МО ГО «Сыктывкар»
    от 27 июля 2015 года N 7/2500

    1. Общие положения

    Порядок урегулирования кредиторской (дебиторской) задолженности главных распорядителей, получателей средств бюджета МО ГО «Сыктывкар», задолженности муниципальных учреждений МО ГО «Сыктывкар» (далее — Порядок) разработан в целях:

    — обеспечения текущего контроля за состоянием показателей кредиторской (дебиторской) задолженности;

    — своевременного принятия мер, направленных на недопущение увеличения кредиторской (дебиторской) задолженности;

    — исключения необоснованного роста кредиторской задолженности и возникновения просроченной задолженности;

    — выработки оперативных решений по обеспечению своевременности и полноты оплаты кредиторской задолженности для управления показателями кредиторской задолженности в оперативном режиме;

    — мониторинга мер по реструктуризации просроченной задолженности;

    — прогнозирования расходной части бюджета МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год.

    2. Мероприятия по сокращению, ликвидации и реструктуризации просроченной кредиторской задолженности

    2.1. Главные распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения при наличии просроченной кредиторской задолженности проводят работу с кредиторами по ее урегулированию путем погашения, реструктуризации или списания кредиторами.

    2.2. Главные распорядители, получатели бюджетных средств осуществляют урегулирование просроченной кредиторской задолженности в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год.

    2.3. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют урегулирование просроченной кредиторской задолженности в рамках средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.

    2.4. Погашение кредиторской задолженности по муниципальным контрактам в отношении капитальных вложений осуществляется в пределах средств, утвержденных получателю бюджетных средств в бюджете МО ГО «Сыктывкар».

    2.5. В случае недостаточности средств для погашения просроченной кредиторской задолженности в рамках текущего финансового года получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения принимают меры к заключению с кредитором соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности с составлением графика ее погашения.

    2.6. В случае если кредитор отказался от реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения запрашивают письменное уведомление о его отказе от реструктуризации.

    2.7. Органы администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенные полномочиями учредителя, обеспечивают урегулирование просроченной кредиторской задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств на текущий финансовый год (в отношении просроченной кредиторской задолженности получателей бюджетных средств), а также средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, по соответствующим видам финансового обеспечения (в отношении просроченной кредиторской задолженности бюджетных и автономных учреждений).

    2.8. В случае невозможности урегулирования просроченной кредиторской задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год и плановый период, а также средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений по соответствующим видам финансового обеспечения, органы администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенные полномочиями учредителя, направляют в Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» обоснованные предложения об увеличении объема выделенных бюджетных ассигнований с приложением следующего пакета документов:

    а) письма-обращения с указанием основания возникновения задолженности (основание для заключения и условия договора, код бюджетной классификации принятого бюджетного обязательства);

    б) акта сверки задолженности с контрагентом на последнюю отчетную дату;

    в) копии договора между получателем бюджетных средств, бюджетным, автономным учреждением и контрагентом, и документа, подтверждающего факт образования задолженности;

    г) для задолженности по заработной плате и начислениям на оплату труда, а также публичным нормативным обязательствам представляется обоснование возникновения задолженности с указанием объема фактических выплат, объема выделенных бюджетных ассигнований, причин недостатка средств;

    д) копии соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности или уведомления об отказе от реструктуризации;

    е) копии решения суда (при их наличии).

    2.9. Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» рассматривает и учитывает предложения органов администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенных полномочиями учредителя, по погашению просроченной кредиторской задолженности при формировании предложений по проекту бюджета МО ГО «Сыктывкар» на очередной финансовый год и плановый период, при внесении изменений в бюджет МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год и плановый период исходя из возможностей доходной базы бюджета МО ГО «Сыктывкар».

    Читайте так же:  Унифицированная форма приказа об увольнении работника

    3. Мероприятия по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности

    Главные распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения обязаны:

    своевременно в установленном законодательством порядке проводить работу с контрагентами по погашению имеющейся дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке;

    осуществлять строгий контроль за своевременным подтверждением авансовых платежей по поставке товаров, выполнению работ (оказанию услуг) в соответствии с условиями заключенных контрактов (договоров);

    обеспечить списание просроченной, нереальной к взысканию дебиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

    4. Ответственность за возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и невыполнение мероприятий по сокращению, ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности

    Руководители главных распорядителей бюджетных средств, органов, наделенных полномочиями учредителя, получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений МО ГО «Сыктывкар» несут дисциплинарную ответственность за возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и невыполнение плана мероприятий по сокращению, ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

    Приложение N 2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ

    Приложение N 2
    к Постановлению
    администрации МО ГО «Сыктывкар»
    от 27 июля 2015 года N 7/2500

    Источник: http://docs.cntd.ru/document/438993025

    Приказ о списании кредиторской задолженности: образец

    Списание кредиторской задолженности возможно, в частности, в случае (Письмо Минфина от 11.09.2015 N 03-03-06/2/52381 ):

    • прощения долга кредитором;
    • истечения срока исковой давности. В общем случае он составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ), но не всегда. К примеру, по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, он равен 1 году (п. 3 ст. 797 ГК РФ);
    • ликвидации кредитора, а также исключения кредитора из ЕГРЮЛ с связи с признанием его недействующим (п. 1 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

    В бухучете списание кредиторки отражается проводкой: Дт 60 (62, 66, 76) – Кт 91. А в налоговом учете списанная кредиторская задолженность по общему правилу включается в состав внереализационных доходов (п. 18 ст. 250 НК РФ). Кроме сумм кредиторской задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, страховых взносов (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ) и некоторых других сумм.

    Порядок списания кредиторской задолженности

    В случае ликвидации организации-кредитора задолженность списывается на дату внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и тогда же включается во внереализационные доходы (Письмо Минфина от 25.04.2016 N 03-03-06/1/23695 ). А при прощении долга – на дату подписания соглашения о прощении либо получения от кредитора другого документа, подтверждающего прощение долга.

    Списание просроченной кредиторской задолженности в налоговом и бухгалтерском учете отражается на дату истечения срока исковой давности. И как разъясняли Минфин и ФНС, учесть в доходах кредиторскую задолженность нужно в последний день того отчетного периода, в котором этот срок истек (п. 4 ст. 271 НК РФ, Письма Минфина от 12.09.2014 N 03-03-РЗ/45767 , ФНС России от 08.12.2014 N ГД-4-3/[email protected] ).

    При этом должна быть проведена инвентаризация задолженности и оформлен приказ руководителя о списании кредиторки (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Но и в отсутствие приказа просроченная кредиторская задолженность должна быть учтена в доходах также в последний день отчетного периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 17462/09 ).

    Источник: http://glavkniga.ru/forms/280

    Приказ о списании дебиторской или кредиторской задолженности с истекшим сроком давности

    Как только у предприятия появится возможность осуществить списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности или кредиторской, это необходимо сделать для приведения данных в соответствие. Однако, данное мероприятие может повлечь за собой высокие налоговые риски, поэтому все документы, в том числе и приказ о списании задолженности, нужно правильно оформить, чтобы не было проблем в дальнейшем учете.

    Сроки списания кредиторской и дебиторской задолженности

    Основанием для списания кредиторской или дебиторской задолженностей могут быть самые разнообразные причины. Их перечень установлен на законодательном уровне. Сюда включаются ликвидация кредитора или должника, наступление форс-мажорных обстоятельств, прощение долга и т. д. Самым распространенным основанием для списания является истечение сроков давности долга.

    Законодательством устанавливается, что если с момента предъявления требования кредитора о погашении задолженности прошло определенное количество лет (три года), то такой долг может быть списан.

    При этом очень важно иметь в виду, что момент начала такого периода исчисляется со следующего дня, когда лицо, имеющее на это право, потребовало вернуть долг.

    В заключенном договоре может устанавливаться также период, в течение которого должник обязан выполнить предусмотренные для него обязательства (выплатить долг). Срок исковой давности в этом начинает исчисляться со следующего за днем исполнения обязательства дня.

    Также не стоит забывать про прерывание срока исковой давности. Если в течение исчисления данного периода должник проведет частичное погашение долга, подпишет акт сверки, осуществит погашение процентов по основному долгу, то срок исковой давности будет прерван.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Он начнет исчисляться со следующего дня, после выше перечисленных событий. В этом случае списать задолженность можно будет только после того, как пройдет три года с новой даты. При этом прерывать срок исковой давности можно много раз, тем самым увеличивая период, когда задолженность будет учитываться на балансе предприятия.

    Важно! Однако, не стоит забывать про существование предельного срока исковой давности. ГК РФ определяет его равным 10 годам. Исчисление его надо осуществлять с момента возникновения задолженности.

    Образец приказа о списании дебиторской задолженности с истекшим сроком давности

    Приказ о списании дебиторской задолженности с истекшим сроком давности не имеет специального бланка, который необходимо было бы использовать в обязательном порядке. Поэтому чаще всего компании применяют фирменный бланк, либо разрабатывают собственную форму приказа.

    При составлении распоряжения в верхней его части записывается полное название организации.

    После этого на следующей строке указывается название документа «Приказ», а затем необходимо поставить его номер. Под этим номером приказ необходимо будет занести в журнал регистрации распоряжений по организации.

    Под названием документа обычно указывается краткое содержание документа — к примеру, «О списании дебиторской задолженности».

    Читайте так же:  Изменение надбавки за выслугу лет

    На следующей строке необходимо указать место составления распоряжения и текущую дату.

    Дальше идет вводная часть приказа. В ней указываются документы, на основании которых принималось решение о списании.

    Здесь нужно сделать ссылки на:

    • Ст. 196 ГК РФ;
    • Акт проведенной инвентаризации и указать данные о его составлении;
    • Бухгалтерская справка, также с выходными данными.

    Затем записывается слово «Приказываю», после чего необходимо перечислить выдаваемые распоряжения:

    • Выполнить списание дебиторской задолженности организации, с проставлением ее названия и суммы долга. В качестве причины списания здесь нужно указать, что истек срок исковой давности;
    • Дать указание главному бухгалтеру или иному ответственному лицу произвести отражение данной операции по бухучету и налоговому учету;
    • Назначить лицо, которое будет контролировать выполнение приказа.

    Оформленный приказ подписывает руководитель фирмы. Ниже свои подписи должны проставить лица, которые назначены как ответственные за какие-либо действия согласно текста приказа.

    Образец приказа о списании кредиторской задолженности с истекшим сроком давности

    Приказ на списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности не имеет специальной установленной формы. Компании могут применять для этого свой бланк с указанием обязательных реквизитов.

    Источник: http://buhproffi.ru/dokumenty/prikaz-o-spisanii-zadolzhennost.html

    Приказ о списании дебиторской задолженности — образец 2019 — 2020

    Когда требуется оформить приказ о списании дебиторской задолженности

    Работа с дебиторской задолженностью (ДЗ) является важным элементом эффективного функционирования любой коммерческой структуры.

    Такая работа подразумевает:

    • систематическое отслеживание состояния расчетов с контрагентами;
    • организацию процесса взаимодействия с ними (переписку, напоминания, претензии и др.);
    • своевременное списание ДЗ в бухгалтерском и (или) налоговом учете.

    Перед тем как оформить приказ на списание ДЗ, необходимо проверить наличие для этого оснований, перечисленных в следующих нормативных документах:

    • Налоговом кодексе РФ (ст. 265, 266);
    • Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (п. 77).

    Налоговое и бухгалтерское законодательства единодушны во мнении, что списание ДЗ будет обоснованным, если:

    • истек срок исковой давности;
    • взыскать долг не представляется возможным по определенным обстоятельствам.

    Если в результате проведенной инвентаризации выявлена задолженность, взыскание которой с контрагента по вышеуказанным основаниям невозможно, оформляется приказ на ее списание.

    О правилах оформления результатов инвентаризации задолженности читайте в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

    На нашем форуме можно получить ответ на ваш вопрос! Например, в этой ветке делимся знаниями, как провести списание дебиторской задолженности в программе 1С.

    Образец приказа по списанию дебиторской задолженности

    Перед тем как оформить приказ на списание ДЗ, необходимо вплотную заняться документальным обоснованием, сопровождающим процесс списания (в зависимости от основания), а именно:

    • проконтролировать наличие и полноту комплекта документов по списываемой ДЗ, подтверждающих ее наличие и контрольные даты срока исковой давности (начала, прерывания, продления) — договор, счета на оплату, платежные документы, накладные, акты сверок, письменные требования о погашении ДЗ и др.;
    • собрать документы, подтверждающие невозможность исполнения обязательств контрагентом (выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт и момент ликвидации дебитора и др.);

    Составление приказа может осуществляться:

    • только при наличии допустимых законом оснований;
    • в условиях должного документального обеспечения;
    • на основании результатов проведенной и оформленной инвентаризации долгов.

    Приказ оформляется по общепринятой форме или по специально разработанному фирмой собственному шаблону. При этом помимо информации общего назначения (наименования фирмы, номера и даты составления приказа, подписи руководителя) необходимо отразить специфичные для данного вида документа данные:

    • наименование должника;
    • подлежащую списанию сумму ДЗ;
    • основание списание долга;
    • уточнение порядка списания ДЗ (за счет резерва или в составе расходов).

    Образец приказа о списании дебиторской задолженности см. ниже.

    О том, каким документом можно оформить создание комиссии, уполномоченной отслеживать наличие сомнительных и безнадежных долгов, читайте в материале «Приказы по основной деятельности — это какие приказы?».

    Итоги

    Чтобы списать долг дебитора, необходимо провести инвентаризацию, собрать пакет документов и издать соответствующий приказ.

    В приказе потребуется отразить информацию по списываемой задолженности (указать контрагента и сумму), а также описать причины и уточнить порядок списания (за счет резерва или в составе расходов).

    Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/prikaz_o_spisanii_debitorskoj_zadolzhennosti_-_obrazec/

    Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности

    Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности в первую очередь формируется предприятиями государственной сферы. Почему это так и как может быть оформлено списание задолженностей у бюджетников и частников, читайте в этой статье.

    Цели и задачи положения о списании задолженности

    Основными целями разработки и утверждения положения о списании задолженности являются:

    • усиление контроля за своевременным проведением расчетов во исполнение планов и смет;
    • повышение эффективности поступления и расходования средств.

    В рамках данных целей решаются (и регламентируются) задачи:

    • контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей и принятия оперативных и адекватных мер, направленных на устранение и недопущение возникновения безнадежной или невостребованной задолженности;
    • определения критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской — к невостребованной в соответствии с законодательством РФ;
    • установления перечня документов, на основании которых задолженность может быть списана;
    • разработки правил своевременного выявления и списания безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей.

    Существенным различием в сути возникшей задолженности для предприятий госсектора и частных организаций в данном вопросе будут:

    1. В отношении дебиторской задолженности:
    • для частной фирмы наличие просроченной дебиторки означает обычно невыполнение контрагентом обязательств и уменьшение оборачиваемости средств;
    • для бюджетной организации такая же дебиторка означает, что кем-то не выполнены обязательства перед бюджетом (а, следовательно, перед государством).
    1. В отношении кредиторской задолженности:
    • для частной фирмы наличие невостребованной кредиторки означает возможность не выполнять действия по условию договора с контрагентом, при этом распоряжаясь средствами;
    • для предприятия госсектора наличие на балансе зависшей кредиторки означает, что не выполняются бюджетные (государственные) обязательства.

    Вывод из приведенных сравнений: отдельный регламент (положение) по анализу и урегулированию задолженностей нужен в первую очередь на предприятиях госсектора. О них и поговорим далее.

    Что должно быть отражено в положении о списании дебиторки

    В качестве примера рассмотрим положения, которые часто утверждаются местными органами власти в отношении такого вида задолженности, как оплата оказанных услуг ЖКХ. В этих положениях фигурируют все необходимые аспекты, которые должны в них быть. А именно:

    Читайте так же:  Конкурс на замещение должности наука

    Что должно быть отражено в положении о списании кредиторки

    Общая структура положения о списании кредиторской задолженности в предприятиях госсектора схожа с положением по дебетовым долгам. В качестве нюансов именно по кредиторке можно назвать:

    1. Критерии определения невозвратности долга:
    • в результате форс-мажорных обстоятельств;
    • при прекращении обязательства на основании акта госоргана (ст. 417 ГК РФ);
    • прочие критерии, применимые и к дебиторке (например, ликвидация юрлица-кредитора или смерть физлица-кредитора), являются также применимыми.
    1. Порядок отнесения задолженности на доходы организации для целей бухгалтерского и налогового учета:
    • В бухучете суммы списанной кредиторки все отражаются по кредиту счета «Чрезвычайные доходы» (код 0 401 10 173). Одновременно со списанием по балансовым счетам по каждому неистребованному долгу заводится аналитика на забалансовом счете 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами». За балансом долг учитывается еще в течение 5 лет (на случай если все же объявится кредитор);
    • В налоговом учете по общему правилу списываемая кредиторка бюджетников относится на доходы и подлежит налогообложению (п. 18 ст. 250 НК РФ). Однако из правила есть исключения: в случае если кредиторка возникла в результате расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджетные структуры — списание ее в доходы соответствующей структуры не включается (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Еще об урегулировании налоговых переплат смотрите «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога»

    ВАЖНО! За возникновение на балансе бюджетной организации — как не закрытой в срок кредиторки, так и не закрытой в срок дебиторки — руководитель организации несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Также отчеты о состоянии задолженности подаются в Минфин РФ, который вправе уволить руководителя за неудовлетворительную работу с долгами организации (учреждения).

    В заключение можно сказать, что специально не установлено, должны быть 2 разных положения: одно по дебиторке, другое по кредиторке либо их можно объединять в один. Поэтому при подготовке положений организации исходят из собственного удобства и отраслевой специфики. Например, по рассмотренному нами выше примеру списания неистребуемых платежей ЖКХ логичнее сделать отдельное положение, касающееся только дебиторки. А в учреждении культуры или образования вполне допустимо положения по обоим видам задолженностей объединить в одно.

    Порядок списания долгов коммерческими (частными) организациями

    В части создания отдельного положения по обращению с просроченными долгами на коммерческие частные организации такая обязанность не налагается.

    Для списания долгов достаточно:

    • данных, подтверждающих задолженность, — документов, из которых ясны сумма и сроки оплаты, акт сверки, результаты инвентаризации;
    • приказа руководителя на списание (комиссию для экспертизы задолженности и вынесения решения создавать не обязательно).

    И в бухучете, и в налоговом учете дебиторская задолженность списывается в расходы, а кредиторская — в доходы предприятия. В качестве нюанса для частников можно назвать создание резервов по сомнительным долгам (дебиторке), которое должна выполнять большая часть коммерческих предприятий для равномерного отнесения убытков от таких списаний на финрезультаты.

    О сложностях при учете НДС по списываемым долгам читайте «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации»

    Итоги

    Положение о списании простроченных и неурегулированных долгов необходимо в организациях госсектора. Это связано с нюансами значения того или иного вида задолженности для госпредприятия (по сути, это долги государства), а также с персональной ответственностью руководства бюджетных организаций за возникновение не урегулированных в срок долгов.

    Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/polozhenie_o_spisanii_kreditorskoj_i_debitorskoj_zadolzhennosti/

    Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком давности

    Сроки списания кредиторской задолженности с истекшим сроком давности

    Кредиторская задолженность (далее – КЗ) является неотъемлемой частью жизни любого предприятия, поскольку она помогает на некоторое время отсрочить исполнение обязательств и тем самым сгладить неравномерность финансовых потоков организации.

    По правилам бухгалтерского учета такая задолженность учитывается на соответствующих счетах и отражается в бухгалтерской отчетности (в балансе) до момента погашения.

    Однако КЗ, на которую кредитор так и не предъявил свои права, по истечении установленного законом срока признается «просроченной», т. е. такую КЗ следует списать и включить в состав доходов.

    Списать КЗ можно только после того, как истечет срок исковой давности (3 года согласно ст. 195, 196 ГК РФ). При этом крайне важно корректно определить, когда именно он начинается, с какой даты вести отсчет.

    В ст. 200 ГК РФ закреплен порядок определения даты, от которой следует отсчитывать срок давности по обязательствам. Если исполнитель по договору обязуется исполнить возложенное на него обязательство в течение конкретного периода времени (до наступления какой-либо даты), то отсчитывать срок давности следует с даты окончания такого периода.

    В случае если договор не предоставляет исполнителю конкретный срок и не определяет дату, на которую обязательство должно быть исполнено, то исковая давность отсчитывается со дня, когда кредитор выставил исполнителю требование об исполнении обязательства.

    Если же, согласно договору, с момента получения такого требования исполнителю предоставляется определенный период времени на выполнение требования, вести отсчет следует со дня окончания такого периода.

    Важно помнить, что срок давности может быть прерван. Это случается, если за время его течения должник своими действиями фактически признает наличие у него определенного долга. К таким действиям, в частности, относятся: признание требования кредитора, частичное погашение существующей задолженности, уплата процентов по долгу, подписание отсрочки, рассрочки, акта сверки взаиморасчетов и др. (постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43).

    Прерывание означает, что отсчет прежнего срока давности завершается, а отсчет нового следует вести с момента прерывания.

    Вместе с тем совокупный срок исковой давности ограничен пределом в 10 лет (п. 2 ст. 200 ГК РФ). Это значит, что с учетом всех прерываний он не может длиться более 10 лет со дня, когда обязательство возникло.

    На нашем форуме можно узнать, как правильно отразить ту или иную бухгалтерскую операцию, если у вас возникли вопросы. Так, здесь разбираемся, включается ли списанная кредиторская задолженность в доходы при УСН.

    Порядок списания кредиторской задолженности прошлых лет

    «Просроченная» КЗ списывается отдельно по каждому существующему обязательству. При этом основанием для проведения списания кредиторской задолженности является ее инвентаризация, а также внутренний документ, обосновывающий причины списания (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета).

    Читайте так же:  Алименты на 3 го ребенка

    По общему правилу, инвентаризацию компании обязаны проводить ежегодно, чтобы составить годовую бухгалтерскую отчетность, отвечающую критерию достоверности. Вместе с тем руководитель вправе установить дополнительные основания для ее проведения, а также указать, что именно будет подлежать проверке (какие активы и обязательства). Просроченная кредиторская задолженность (порядок ее списания будет представлен ниже) как раз является таким основанием.

    Поэтому в качестве первоочередного мероприятия на пути к списанию КЗ необходимо провести инвентаризацию, причем лучше не по всем обязательствам, а только по некоторым из них (к примеру, по расчетам с отдельными кредиторами).

    О том, как документально оформить проведение инвентаризации, см. материал «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

    По результатам формируется акт инвентаризации расчетов с кредиторами (форма № ИНВ-17), который содержит информацию о размерах совокупной, а не только «просроченной» КЗ. В акте по каждому кредитору указывается, в частности, его наименование, бухгалтерские счета, на которых учитывается та или иная КЗ в текущее время, информация о сверке (об отсутствии сверки, о наличии разночтений) взаиморасчетов с кредитором, а также объемы «просроченной» КЗ. Акт составляется инвентаризационной комиссией в 2 экземплярах и должен быть подписан членами комиссии.

    Для списания кредиторской задолженности, срок давности для которой истек, кроме акта инвентаризации необходимо также письменное обоснование ее наличия. Таким обоснованием будет являться бухгалтерская справка о списании кредиторской задолженности (образец ее представлен ниже), составленная в разрезе синтетических счетов учета на основании данных бухгалтерских регистров, а также прочих подтверждающих задолженность документов (к примеру, акт сверки расчетов с кредитором). Из справки должно явно следовать, когда и по каким причинам образовалась конкретная КЗ, каков ее размер, а также в ней должны быть указаны реквизиты кредитора.

    На основании акта проведенной инвентаризации и бухгалтерской справки руководитель компании должен подписать приказ, который будет являться основанием для проведения списания просроченной кредиторской задолженности.

    Приказ на списание кредиторской задолженности (образец)

    Приказ оформляется на бланке организации с подписью руководителя и печатью организации (если она имеется). В нем должна быть ссылка на внутренние документы (акт инвентаризации и бухгалтерскую справку), которые подтверждают наличие и обосновывают правомерность списания кредиторской задолженности по конкретному основанию.

    После оформления такого приказа КЗ можно списывать в бухгалтерском и налоговом учете.

    Как списать кредиторскую задолженность прошлых лет в бухгалтерском учете

    В бухгалтерском учете «просроченная» КЗ подлежит учету по кредиту счета 91 (субсчет 1) в составе прочих доходов.

    В зависимости от того, на каком именно счете учитывалась конкретная КЗ, списание кредитоской задолженности будет оформляться проводкой Д 60 (62, 66, 67, 70 и др.) К 91-1.

    О том, как списать сумму начисленного НДС, которая образовалась при получении аванса (предоплаты), рассказано в Готовом решении от КонсультантПлюс. Там же вы можете найти ответ на вопрос – нужно ли учитывать списанную кредиторскую задолженность на забалансовом счете.


    Подробнее о бухгалтерских проводках при списании той или иной КЗ см. материал «Списание кредиторской задолженности – проводки и сроки».

    Как списать кредиторскую задолженность прошлых лет в налоговом учете

    Списание кредиторской задолженности в налоговом учете проводится по общему правилу: сумму «просроченной» КЗ организация должна включить в состав доходов (внереализационных), облагаемых налогом на прибыль (п. 18 ст. 250 НК РФ).

    Однако важно помнить, что под это правило не попадает задолженность организации по уплате налогов перед бюджетом. Такую КЗ не следует включать в доходы, с которых будет взиматься налог на прибыль (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Иные случаи, когда списанная кредиторская задолженность не включается во внереализационные доходы, перечислены в Готовом решении от КонсультантПлюс.

    Если компания применяет метод начисления, то традиционно сложности могут возникнуть с определением момента, когда «просроченную» КЗ нужно будет учесть в составе налогооблагаемых доходов. И вот почему.

    Метод начисления подразумевает, что доходы и расходы признаются тогда, когда они были фактически понесены, вне зависимости от поступления/оттока денежных средств. Вместе с тем, как указано выше, основанием для списания кредиторской задолженности, исковая давность по которой истекла, является акт инвентаризации.

    Поэтому возникает вопрос: если срок давности КЗ истек в одном отчетном периоде, а инвентаризацию организация провела в другом, то когда именно следует включить «просроченную» КЗ в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль?

    Контролирующие органы считают, что такую КЗ нужно включить в состав доходов в том периоде, в котором истекла исковая давность, причем независимо от того, провела ли компания инвентаризацию и оформила ли необходимые документы для списания кредиторской задолженности (письма Минфина РФ от 21.10.2019 № 03-03-06/1/80551, от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38, от 27.12.2007 № 03-03-06/1/894, ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/[email protected], УФНС РФ по г. Москве от 22.06.2010 № 16-15/[email protected]).

    Солидарны с контролерами и суды (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 17462/09, ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 по делу № А65-10935/2013).

    Поэтому руководителю и бухгалтеру важно помнить, что включить «просроченную» КЗ в состав доходов нужно на дату окончания периода, в котором срок давности по КЗ истек.

    Для бухгалтера важно также знать, что делать с НДС при списании КЗ. Об этом см. материал «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации».

    Итоги

    Таким образом, списать КЗ прошлых лет можно только после того, как подойдет к концу срок ее давности. При этом важно учесть нюансы, связанные с корректным определением момента начала течения исковой давности. А также не забыть, что если течение срока было прервано, то отсчет нового следует начинать заново с момента прерывания. Для списания кредиторской задолженности необходимо соблюсти определенный порядок и оформить ряд документов (акт инвентаризации, бухгалтерскую справку, приказ руководителя). При этом даже если инвентаризацию «просроченной» КЗ организация не провела, ее все равно целесообразно включить в налогооблагаемые доходы, чтобы избежать споров с проверяющими. И сделать это надо на последнее число периода, в котором срок давности по КЗ истек.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/spisanie_kreditorskoj_zadolzhennosti_s_istekshim_srokom_davnosti/

    Приказ о недопущении просроченной кредиторской задолженности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here