Отсрочка платежа по законодательству

Помощь в решении вопроса: "Отсрочка платежа по законодательству" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Содержание

Минфин исключил рассрочку или отсрочку платежа по госконтракту

Минфин в Письме от 26 октября 2018 г. N 24-03-08/70438 рассмотрел вопрос о включении условий о рассрочке или отсрочке платежа в документацию о закупке и/или контракт либо заключении дополнительных соглашений, регулирующих срок оплаты. Чиновники напоминают, что согласно ч. 13.1 ст. 34 закона № 44-ФЗ о госзакупках, срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Исключение имеется в случае, если контракт заключен с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией. С исполнителями и соисполнителями из таких категорий заказчики обязаны расплатиться в течение 15 дней с даты подписания документа о приемке. Также иной срок оплаты может быть предусмотрен в случаях, установленных правительством.

Нормами закона о закупках не предусмотрено указание условия о рассрочке или отсрочке платежа в документации о закупке и/или контракте либо заключение дополнительных соглашений, регулирующих срок оплаты, уточняют представители Минфина.

Почему это важно?

Заказчики обязаны в установленный законом срок расплатиться с поставщиком или исполнителем. И соглашаться на отсрочку или рассрочку предпринимателю не стоит, поскольку несвоевременный расчет незаконен. Если сроки затягиваются, можно обратиться в ФАС или в суд. Это заставит заказчиков найти деньги, ведь с 6 августа 2018 года введены новые санкции за такое правонарушение: штраф для должностных лиц сейчас составляет от 30 до 50 тысяч рублей, а за повторное нарушение – дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Источник: http://ppt.ru/news/140863

Ритейлерам ограничили бонусы и сроки оплаты продукции

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон »
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»
, ограничивающий размер премий для торговых сетей (ретро-бонус), а также сроки оплаты за поставленные товары. Документ, опубликованный в понедельник на официальном портале правовой информации, был принят Госдумой 24 июня и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Ранее Правительство России разработало
пакет большой поправок ко второму чтению законопроекта № 704631-6.
Его внесла группа депутатов во главе с Ириной Яровой, которые
озаботились положением отечественных производителей и поставщиков и решили поддержать их в неравной борьбе с торговыми сетями.

Выступая тогда перед депутатами Госдумы, один из авторов документа, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила,
что все предлагаемые меры – это «цивилизованный баланс интересов, подтвержденный мировой практикой».

Напомним, поправки к Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» были разработаны
представителями фракции «Единая Россия». Они предусматривают сокращение минимального размера премии за оптовые закупки с 10 до 3 процентов от цены приобретенных товаров. Причем, в эти 3% должна входить стоимость услуг по продвижению товаров – их реклама, специальный способ размещения на полках, исследования потребительского спроса и пр.

Одновременно депутаты предложили в два раза сократить отсрочку платежей за поставки скоропортящихся продуктов (с 10 до 5 дней), а остальных товаров – на 10 дней. За продукцию с месячным сроком реализации торговым сетям теперь придется расплачиваться в течение 20 дней (сейчас 30), а за товары длительного хранения – в течение 35 дней (сейчас 45).

Чтобы владельцам торговых сетей не захотелось нарушать закон, единороссы вводят и дополнительную ответственность для магазинов. Навязывание дополнительных услуг по продвижению товаров предлагается штрафовать пятимиллионным штрафом, а должностных лиц планируют дисквалифицировать на срок до полугода либо наказывать 50 тысячами рублей.

Пока обсуждаемый документ прошел только первое чтение. До второго не дошло потому, что его авторы активно добиваются ужесточения санкций вплоть до приостановления деятельности, а бизнес и некоторые чиновники выступают против. Баланс мнений выразился в поправках, разработанных Правительством РФ. Чиновники предлагают, в частности:

Таким образом, чиновники согласились с ужесточением требований к продаже ритейлерами продовольственных товаров. Ведь их поправками предусмотрено сокращение сроков оплаты и жесткий запрет на услуги по продвижению продажи продуктов в торговых сетях. Именно такие ограничения в итоге и были приняты. По новым нормам, совокупный размер бонуса, уплачиваемого поставщиком, не будет больше 5%. В расчет ретро-бонуса должны быть включены логистические и маркетинговые услуги, а также услуги по предпродажной подготовке товаров. Сроки оплаты продукции сокращены, в случае с продовольственными товарами со сроком годности менее 10 дней, до 8 дней с момента приемки, в случае с товарами со сроком годности от 10 до 30 дней — до 25 дней с момента поступления в магазин, а в случае с товарами со сроком годности свыше 30 дней, включая российский алкоголь — до 40 дней.

Сами ритейлеры, хоть и опасаются введения новых санкций,
считают
, что революционного влияния на рынок поправки не окажут. По мнению директора по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, изменить ситуацию поможет внедрение системы саморегулирования, а также беспрекословное соблюдение Кодекса добросовестных практик всеми участниками процесса.

Новый закон официально опубликован 4 июня 2016 года и вступит в силу через 180 дней.

Источник: http://ppt.ru/news/132814

Факторинг новости рынка

Закон о торговле — без иллюзий

Правительство России наконец-то внесло в Думу долгожданный проект закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» или попросту Закона о торговле.

Этому предшествовало многомесячное согласование положений документа заинтересованными ведомствами, прежде всего Минсельхозом, Минторговли и Федеральной антимонопольной службы. Накал страстей вокруг текста Закона был огромен. Поставщики продукции в торговые сети, с одной стороны, ожидали Закон с нетерпением, надеясь с его помощью обуздать аппетиты ритейла. С другой стороны – с некоторой опаской. Потому как лоббисты розничной торговли добивались законодательного закрепления сложившегося положения, когда именно ритейл диктует условия игры на рынке. Что же в итоге внесено в Госдуму? Об этом мы попросили рассказать эксперта — директора департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк» Виктора НОСОВА.

«Получив в Ассоциации факторинговых компаний одну из первых редакций Закона о торговле для анализа и выдвижения предложений, мы видели свою задачу в том, чтобы закрепить в тексте финансовые условия взаимоотношений торговых сетей и поставщиков, которые работают с ними на условиях отсрочки платежа. Документ, внесенный 15 июля Правительством в Государственную думу, серьезно отличается от изученного нами варианта, а его достоинства успели обрасти рядом недостатков.

Отсрочка – не приговор

В настоящее время, как известно, крупные торговые сети работают с отсрочками платежа в 45-75 дней по продовольствию вне зависимости от товарной группы. Главное, что ставят в заслугу лоббистам компаний-поставщиков и Минсельхозу – установление в статье 9 проекта закона о торговле максимально допустимой отсрочки платежа. В пункте 4.1 данной статьи указано, что продовольственные товары со сроком годности до 10 дней, а также замороженная курица, свинина и говядина подлежат оплате торговыми сетями не позднее десяти дней со дня поставки. Для продовольствия со сроком годности выше 10 и 30 дней максимальная отсрочка составляет 30 и 45 дней соответственно.

Читайте так же:  Процедура банкротства физических лиц последствия для должника

Забота об отечественном производителе, в том числе мясопереработчиках, выглядит очевидной — за счет сокращения сроков инкассации выручки они смогут нарастить обороты и получить дополнительные средства для финансирования инвестиционных программ.

Однако не все так просто. Сейчас отсрочка платежа, превышающая срок годности поставляемой в сети продукции в 5-7 раз, заставляет поставщиков активно использовать факторинг. Факторинговая компания или банк, который предоставляет эту услугу, под уступку права денежного требования с торговой сети выплачивает в течение 1-3 дней до 90% от суммы счета-фактуры по поставке. С принятием закона о торговле в текущей редакции потребность в факторинговом финансировании для поставщиков вроде бы отпадает. Но платить за скоропортящийся товар через 10 дней вместо привычных 45 сетям невыгодно. И факторинг они могут обернуть в свою пользу.

Просматривается следующая схема. Торговые сети при заключении договоров с поставщиками продукции со сроком годности до 10 дней будут отдавать предпочтение тем поставщикам, которые используют факторинг. В реальной практике они станут задерживать платежи. По истечении периода отсрочки, если ритейлер не платит, факторинг предусматривает активацию так называемого «периода ожидания», составляющего от 30 до 45 дней. После того, как период ожидания проходит, факторинговая компания или банк предъявляет переуступленное денежное требование самому поставщику. Ритейлер попадает в «красную зону» дебиторов с невысокой платежной дисциплиной. А поставщик рискует вдвойне – деньги через 10 дней он не получает, а в факторинге ему могут отказать из-за постоянных просрочек.

Для бизнеса сетевых гигантов, вроде X5 или «Ашана», факт нахождения в «просрочке» в течение периода ожидания не критичен – банки не остановят факторинг в адрес таких дебиторов, просто передвинут шкалу рисков на одно деление. А вот сетям помельче придется доказывать свою платежеспособность в условиях, когда 10-дневный срок платежа вынуждает изымать из оборота пятую часть выручки.

В результате может сложиться патовая ситуация, когда по формальным признакам банки не смогут финансировать торговый оборот из-за просрочек у ритейлеров и тяжелого финансового положения их поставщиков.

Нежелание ритейлеров платить за товар через 10 дней может привести и к снижению доли скоропортящихся позиций в ассортименте. В этом случае первыми удар примут на себя именно мясопереработчики, уже столкнувшиеся с падением потребительского спроса на колбасные изделия в средней ценовой категории.
Неприятным сюрпризом для мясопереработки стал пункт 4.4 статьи 9, в котором консервы, в том числе мясосодержащие, приравняли к табаку и алкоголю, установив максимальную отсрочку в 75 дней с момента поставки в сеть. На сегодняшний день по мясосодержащим консервам отсрочка платежа составляет в среднем 30 дней для региональных сетей и 50 дней – для крупных федеральных ритейлеров. Принятие пункта 4.4. статьи 9 в текущей редакции будет означать, что торговые сети постараются компенсировать снижение отсрочки по скоропортящимся товарам за счет консервов. И будут ориентироваться в работе с их поставщиками на максимально допустимый период отсрочки. Для поставщиков это будет означать необходимость поиска средств для покрытия кассового разрыва сроком от 25 до 45 дней, начиная с 1 января 2010 года.

Впрочем, все перечисленные сложности могут быть решены более радикально – пересмотром договоров поставки и документооборота. Пункт 5 статьи 9 прямо указывает, что статья 4 применима, если поставщик соблюдает все условия документирования поставки, указанные в договоре и соответствующие законодательству РФ, а покупатель (ритейлер) — правила приемки товара. Изменив договор в части усложнения документооборота, вплоть до абсурдных требований, торговая сеть, оставаясь в рамках положений главы 30 ГК РФ, получает возможность обойти закон о торговле в части максимально допустимых отсрочек. Ведь новые требования по документообороту не сможет выполнить ни один поставщик.

Бонусы — в отдельном договоре

Другим важным положением проекта закона о торговле, влияющим на порядок взаимодействия поставщиков и ритейлеров, стал запрет на включение в договор поставки каких-либо дополнительных выплат, кроме бонусов/скидок за объем продаж.

В настоящее время ретро-бонусы, бонусы за вход в сеть, за открытие нового магазина и прочие маркетинговые выплаты составляют внушительную часть дохода розничных сетей. Причем, в большинстве случаев этот доход можно назвать теневым. Законопроект диктует ритейлерам необходимость заключать отдельные договоры, регулирующие порядок предоставления и стоимость дополнительных услуг для поставщиков.

Таким образом, конкуренция поставщиков за место на полке развернется не только в финансовой, но и в юридической плоскости. Мы не исключаем, что крупные поставщики будут активнее привлекать ФАС для проверок условий маркетинговых договоров, заключаемых с ритейлерами их непосредственными конкурентами, поскольку обязанность раскрывать основные условия договора поставки закон о торговле предусматривает, а договора на оказание маркетинговых, рекламных и иных услуг – нет.

Регулирование – чья прерогатива?

В законопроекте удалось прописать и нейтрализовать далеко не все схемы, против которых выступали поставщики торговых сетей, в том числе, сельхозпроизводители и пищевики. Часть норм имеют неоднозначную трактовку. Например, в п.7 статьи 8 дается ссылка на государственное регулирование цен на отдельные группы товаров, а в п. 3 статьи 17 запрещается «понуждать» торговать по ценам, устанавливаемым региональными и муниципальными властями, за исключением территориальных органов ФАС.

Антимонопольное ведомство вообще может считать поступивший в Госдуму законопроект «своим» — настолько велики полномочия ФАСа в регулировании торговли. Однако кто будет следить за соблюдением статьи 18 («Техническое регулирование в сфере торговли»), предусматривающей принятие регламентов, среди прочего, устанавливающих требования к продукции и процессам ее хранения, перевозки, реализации и утилизации в торговле, — в законопроекте не указано.

Оговорка в переходных положениях

Резкую критику ритейлеров вызвало появление в тексте законопроекта, направленного в парламент, статьи 16, запрещающей открывать новые магазины ритейлерам, чья доля на локальном рынке превышает 25%, а суммарный товарооборот в РФ – один миллиард рублей. Однако в переходных положениях (статья 26) инициаторы и конкретизировали: у ритейлеров есть время, чтобы заключить сделки по приобретению торговых объектов, которые после вступления закона о торговле в силу окажутся вне закона».

Источник: Журнал «Партнер: мясопереработка»
Упомянутые компании: Промсвязьбaнк
Опубликовано: 11.09.2009 14:39

Источник: http://www.factorings.ru/news/241/

Отсрочка платежа по законодательству

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон N 273-ФЗ) вступает в силу 15.07.2016, при этом п. 2 ст. 3 указанного закона предусмотрено, что условия договоров поставки должны быть приведены в соответствие до 01.01.2017.
С какой даты подлежат применению изменения, внесенные Законом N 273-ФЗ в части отсрочки платежа за поставленные продовольственные товары, предусмотренные заключенным организацией договором поставки продовольственных товаров и размера вознаграждения покупателя?
Правильно ли, что работать по новым правилам (отсрочка платежа и размер вознаграждения) необходимо с 15.07.2016, но при этом для переоформления договоров есть время до 01.01.2017?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф увольнение сотрудника

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/855767/

Вопрос: Предприятие является поставщиком продуктов питания в крупную региональную торговую сеть. Поставки осуществляются на условиях отсрочки платежей. Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ были установлены максимально допустимые отсрочки оплаты, дифференцированные по срокам годности продовольственных товаров. По некоторых товарам скоропортящегося ассортимента торговая сеть не может соблюсти регламентированные сроки оплаты товаров в связи с нехваткой оборотных средств. Прав ли поставщик, считая, что заключение договора финансирования под уступку денежного требования позволит, не нарушив закон, отодвинуть для торговой сети сроки. («Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 3, март 2011 г.)

Действительно, п. 7 ст. 9 Закона о торговле ограничивает отсрочку оплаты поставок продуктов питания:

— продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

— продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

— продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки.

Если указать в договоре поставки иные сроки оплаты товаров, это обернется значительными штрафами. Так, Федеральным законом от 28.12.2010 N 411-ФЗ в КоАП РФ введена новая ст. 14.42, согласно п. 3 которой установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты, превышающих сроки, определенные федеральным законом, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 20 до 40 тыс. руб., а на юридических лиц — от 1 до 5 млн. руб.

Уложиться в жесткие сроки оплаты товаров (10, 30 и 45 дней) получается не у всех покупателей из-за недостатка оборотных средств. Теоретически решить эту проблему сети могли бы за счет увеличения отсрочек для поставщиков non-food категорий (например, с 90 до 180 дней), на которые Закон о торговле не распространяет свое действие, но на практике немногие поставщики непродовольственных товаров соглашаются работать на столь невыгодных для них условиях. Еще одна загвоздка для сетей, правда, менее значительная, чем нехватка оборотных средств, заключается в резком увеличении документооборота в связи с дифференциацией отсрочек в зависимости от сроков годности продуктов. На практике стандартный объем поставки для сети — несколько тонн груза. При этом один и тот же поставщик может в одну отгрузку включить продукты с тремя различными сроками годности, которые должны быть оплачены не позднее 10, 30 и 45 дней. Получается, торговые сети должны организовать документооборот таким образом, чтобы отслеживать момент приближения срока оплаты по каждой поставке по группам продуктов с различными сроками годности.

При факторинге поставщик продуктов питания получает финансирование под уступку требования в течение нескольких дней после уступки требования, а фактор и покупатель могут договариваться о большей отсрочке платежа, чем прописано в Законе о торговле. Такая отсрочка называется периодом ожидания и составляет в среднем 45 дней. Поскольку «период ожидания» начинается уже после наступления срока оплаты, предусмотренного договором поставки между поставщиком (клиентом) и покупателем (должником), его использование должником означает просрочку оплаты товаров. Разберемся, перед кем должник отвечает за допущенную просрочку.

Итак, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты (ст. 384 ГК РФ).

Неустойка. Одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Согласно п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120 право на взыскание неустойки за просрочку платежа по договору купли-продажи является правом, связанным с требованием основного долга. Поэтому если стороны не исключили действие ст. 384 ГК РФ договором, право на взыскание неустойки следует считать перешедшим к новому кредитору вместе с требованием уплаты суммы основного долга.

Проценты за пользование чужими денежными средствами. Проценты по ст. 395 ГК РФ — это мера ответственности за неисполнение денежного обязательства. В пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120 разъяснено, что при уступке требования об оплате товара и отсутствии в соглашении сторон условий относительно прав, связанных с уступленным требованием, новый кредитор вправе взыскать с должника соответствующую сумму задолженности по оплате товара и процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, начисленных с момента наступления просрочки (обратим внимание: не с момента заключения соглашения об уступке). Изложенное касается ситуации, когда просрочка должника имела место до момента уступки права требования долга. После уступки права требования долга у должника возникает обязательство по оплате товара новому кредитору и, значит, прекращается обязательство по оплате товара первоначальному кредитору. Таким образом, ответственность за нарушение обязательства по оплате товара (в том числе по ст. 395 ГК РФ) должник несет уже перед новым кредитором (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Убытки. Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

При уступке прав по основному обязательству, не нарушенному на момент уступки, нельзя говорить о передаче новому кредитору права на возмещение убытков на случай возможного нарушения со стороны должника. Такого права у первоначального кредитора не существовало, поскольку не было основания для его возникновения (факта нарушения). Если после уступки должник нарушит возложенные на него обязанности, это нарушение будет иметь место уже в отношении нового кредитора, чья имущественная сфера и будет затронута. Новый кредитор в данном случае имеет право требовать от должника возмещения убытков, потому что они ему причинены, а не потому, что он получил это право от первоначального кредитора.

Читайте так же:  Пакет документов коммерческая тайна

Совершенно иная ситуация складывается в случае нарушения должником обязанности, корреспондирующей передаваемому новому кредитору праву, до момента уступки. Ущерб нарушением был причинен имуществу первоначального кредитора и может быть выражен в определенной денежной сумме. Новый кредитор, приобретая нарушенное до уступки право требования, не может претендовать на возмещение убытков, которые были причинены первоначальному кредитору. Следовательно, передача новому кредитору прав по обязательству не означает одновременную передачу этому лицу права требовать от должника возмещения убытков, уже причиненных первоначальному кредитору до момента уступки. Однако право требования от должника уплаты этой суммы (уже определенной или определимой) может быть передано другому лицу (как новому кредитору, так и любому другому лицу) в качестве самостоятельного имущественного права (п. 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120).

Таким образом, должник, просрочивший оплату товара уже после того, как состоялась уступка права требования, несет ответственность за неисполнение обязательства по оплате перед новым кредитором. На практике за использование «периода ожидания» и неоплату в срок, превышающий «период ожидания», факторинговые компании вместо выставления к уплате должником процентов за пользование чужими денежными средствами и убытков предпочитают брать плату с клиента в виде повышенной факторинговой комиссии. Обратимся к Постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2010 N 17АП-11163/2010-АК.

редактор журнала «Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет и налогообложение»

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 3, март 2011 г.

Источник: http://base.garant.ru/59601607/

Отсрочка платежа по закону в договоре поставки товара

Отсрочка платежа по договору поставки

Законодатель в п. 1 ст. 516 ГК РФ уточняет, что порядок оплаты, которому стороны должны следовать, устанавливается в тексте заключенного договора. Стороны вправе самостоятельно выбрать, каким образом она будет производиться: единовременным платежом, с рассрочкой или отсрочкой.

Договор поставки товара с отсрочкой платежа должен содержать в тексте указание на этот факт. При этом нужно прописать условие о сроке отсрочки. Относительно отсрочки платежа по продовольственным товарам существует четкое правило: она не должна превышать следующие сроки, которые отсчитываются со дня получения продавцом товара:

  • 8 дней — для продукции, срок годности которой 8 дней;
  • 25 дней — дня продукции, срок годности которой от 10 до 30 дней;
  • 40 дней — для продукции, срок годности которой более 30 суток, и для алкоголя.

Это правило вступило в силу с 01.01.2017 (ранее сроки были больше) и закреплено в ст. 9 закона «Об основах…» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

При отсрочке платежа товар находится в залоге, согласно положениям п. 5 ст. 488 ГК РФ, если иное не указано в договоре поставки. Это правило является некой гарантией для продавца в случае неоплаты товара покупателем. Если же продукция вообще не будет оплачена, то поставщик имеет первоочередное право на обращение взыскания на эту вещь.

Ниже рассмотрим вопрос об отсрочке платежа на примере конкретного договора поставки.

Договор поставки с отсрочкой платежа: внесение сведений об отсрочке и образец договора, который можно скачать

Пункт об отсрочке платежей в соглашении о поставке может быть включен как в текст договора, так и в текст допсоглашения к нему (если стороны решили изменить условия оплаты после подписания основного договора). Вне зависимости от способа закрепления условия, оно должно базироваться на следующих принципах:

  • указание количества дней, по истечении которых должна быть произведена оплата;
  • указание на обстоятельство, с которого будет начинаться время отсрочки оплаты.

Например, пункт об отсрочке может выглядеть следующим образом: «Отсрочка оплаты в размере 100% составляет 30 рабочих дней со дня поступления товара на склад покупателя».

Договор поставки с отсрочкой платежа — образец можно скачать на нашем сайте.

Отличие договора поставки с рассрочкой платежа от договора с отсрочкой уплаты

Несмотря на то что законодатель допускает возможность использования отсрочки и рассрочки платежа в договоре поставки, это два разных термина.

Отсрочка платежа заключается в том, что стороны договариваются о переносе оплаты товара на конкретный срок, который должен быть согласован участниками договора (например, на месяц, неделю и т. д.).

Рассрочка платежа заключается в том, что общая сумма, которую покупатель должен передать за полученную продукцию, делится на несколько частей и передается постепенно. То есть происходит так называемое растягивание платежа.

Образец договора поставки товара с отсрочкой поставки товара

Видео (кликните для воспроизведения).

В ст. 508 ГК РФ законодатель допускает вариант передачи продукции отдельными партиями. В этом случае стороны должны заранее договориться о графике поставки. В случае если в тексте соглашения график не прописан, то товар привозится равными частями ежемесячно.

Соответственно можно изменить и условие об оплате поставленной продукции — денежные средства могут перечисляться по факту поставки каждой партии. Данный вариант не будет относиться к отсрочке платежа, так как стороны не договариваются о том, чтобы отложить оплату приобретенной продукции. Как правило, такой вариант используется в том случае, если, например, у покупателя нет места для хранения большой партии товаров в определенных условиях.

Образец договора можно скачать на нашем сайте.

Таким образом, отсрочка платежа по договору поставки допускается законодателем. В обязанности сторон входит указание в договоре не только сроков отсрочки, но и порядка их исчисления.

Источник: http://nalog-nalog.ru/dogovory/otsrochka_platezha_po_zakonu_v_dogovore_postavki_tovara/

О каких предельных сроках отсрочки платежа надо помнить

Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Однако законодательством установлен ряд предельных сроков, превышать которые при определении срока отсрочки платежа стороны не вправе (см. таблицу).

Предельные сроки отсрочки платежа, установленные законодательством

Вид договора

Предельный срок отсрочки оплаты

Правовое основание

1. Договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров субъекту торговли, субъекту общественного питания

Предельный срок отсрочки оплаты исчисляется со дня приемки товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания и зависит от срока годности (срока хранения) товаров:

– менее 10 дней – оплата в срок не позднее 10 календарных дней;

от 10 до 30 дней включительно – оплата в срок не позднее 30 календарных дней;
свыше 30 дней – оплата в срок не позднее 45 календарных дней

Пункт 7 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 128-З)

Примечание. Иные правила определения срока оплаты продовольственных товаров, являющихся социально значимым, может устанавливать Совет Министров Республики Беларусь (абз. 1 ч. 1 п. 7 ст. 12 Закона № 128-З)

2. Поставка мясомолочной продукции, хлеба, хлебобулочных изделий, муки, крупы (далее – хлебопродукты) сельскохозяйственными организациями, организациями хлебопродуктов и организациями потребительской кооперации, юридическими лицами, в т.ч. заготовительными и перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию организациями и индивидуальными предпринимателями

Общее правило: не позднее 10 банковских дней со дня поставки продукции

Подпункт 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2003 № 1014 «О расчетах за мясную и молочную продукцию, хлебопродукты» (далее – постановление № 1014)

Исключения:

Подпункт 1.2 п. 1 постановления № 1014

поставка мясомолочной продукции, хлебопродуктов юридическим лицам, ИП (по перечню, определяемому облисполкомами и Минским горисполкомом), осуществляющим обслуживание организаций бюджетной и социальной сферы, населения, сельскохозяйственными, заготовительными и перерабатывающими мясомолочную продукцию организациями – не позднее 30 календарных дней со дня поставки

поставка мясомолочной продукции, хлебопродуктов, включенных в перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, юридическим лицам, ИП, осуществляющим розничную торговлю и общественное питание (кроме юридических лиц и ИП (по перечням, определенным облисполкомами и Минским горисполкомом), осуществляющих обслуживание организаций бюджетной и социальной сферы, населения), заготовительными и перерабатывающими мясную и молочную продукцию организациями, организациями хлебопродуктов:
30 календарных дней со дня приемки муки пшеничной, крупы гречневой, риса белого шлифованного;
15 календарных дней со дня приемки иной продукции, срок годности (срок хранения) на которую установлен свыше 10 дней

Читайте так же:  Как выбить алименты с бывшего

Подпункт 1.5 п. 1 постановления № 1014

3. Экспортный внешнеторговый договор

Общее правило: срок завершения внешнеторговой операции (срок отсрочки оплаты) не должен превышать 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг

Абзац 2 подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178)

Исключение: срок завершения внешнеторговой операции (отсрочки платежа) должен быть не позднее:

Абзац 3 подп. 1.4 п. 1 Указа № 178

при выполнении строительных, специальных, монтажных работ и (или) оказании услуг в строительстве (далее – выполнение (оказание) строительных работ (услуг)) на территории Российской Федерации по внешнеторговым договорам, связанным с реализацией договоров создания объекта долевого строительства, – даты завершения нормативного срока строительства объекта

при выполнении (оказании) строительных работ (услуг) на территории иностранных государств в размере зарезервированных заказчиком до 10 % от общей стоимости соответствующего договора – 30 календарных дней с даты завершения гарантийного периода на выполненные (оказанные) строительные работы (услуги)

Абзац 4 подп. 1.4 п. 1 Указа № 178

при поставке произведенной в Республике Беларусь автотракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесопромышленной, карьерной, подземной, специальной техники, продукции военного назначения и запасных частей, необходимых для технического обслуживания указанной техники и продукции:

– стоимостью свыше 500 000 евро в эквиваленте за единицу – 1 440 календарных дней с даты отгрузки товаров;
– стоимостью от 100 000 до 500 000 евро в эквиваленте за единицу – 720 календарных дней с даты отгрузки товаров;
– стоимостью от 30 000 до 100 000 евро в эквиваленте за единицу – 365 календарных дней с даты отгрузки товаров

Абзацы 2–5 подп.1.1 п. 1 постановления Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее – постановление № 1483/22)

при поставке произведенных в Республике Беларусь машинокомплектов, моторокомплектов, тракторокомплектов, комбайнокомплектов и иных комплектующих изделий организованным за рубежом совместным предприятиям, сборочным производствам, а также запасных частей субъектам товаропроводящей сети, осуществляющим реализацию и сервисное обслуживание продукции машиностроения белорусских производителей, – 365 календарных дней с даты отгрузки товаров

Абзац 6 подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22

при поставке произведенных в Республике Беларусь лифтов, лифтового оборудования и запасных частей к ним –365 календарных дней с даты отгрузки товаров

Абзац 7 подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22

при поставке фармацевтической продукции организациями, осуществляющими производство фармацевтической продукции, – 365 календарных дней с даты отгрузки товаров

Абзац 8 подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22

при выполнении проектно-изыскательских и (или) строительных работ (оказание услуг) на территории Боливарианской Республики Венесуэла – 365 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг)

Абзац 9 подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22

при выполнении подрядных и (или) строительно-монтажных работ (оказание услуг) на территории иностранных государств организациями, подчиненными Минэнерго Республики Беларусь, а также организациями, входящими в состав государственных производственных объединений, подчиненных указанному министерству, – 720 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг) в пределах 10 % от общей стоимости договора

Абзац 10 подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22

Примечание. Для целей определения предельного срока отсрочки оплаты экспортный внешнеторговый договор признается таковым по правилам абзаца 2 подп. 1.1, подп. 1.2 п. 1 Указа № 178)

Источник: http://jurk.by/solutions/o-kakikh-predelnykh-srokakh-otsrochki-pl

Срок отсрочки платежа по договору поставки

  • Максимальный срок отсрочки платежа по договору поставки непродовольственных товаров?
  • Отсрочка платежа по договору поставки

Советы юристов:

«Статья 421. Свобода договора

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422)».

13.1. Здравствуйте.
Не действительной спецификацию не признают.
Сомнения у суда по поводу отнесения данной спецификации к договору возникнуть могут, если например, ответчик заявит, что между Вами есть еще другой договор, от 20.12..

Представьте в суд иные документы со ссылкой на договор, спецификацию- счет-фактуру, переписку.

Источник: http://www.9111.ru/%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B6%D0%B0/%D1%81%D1%80%D0%BE%D0%BA_%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B6%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%83_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8/

Договоры с отсрочкой платежа: правовые и налоговые особенности

«Финансовая газета», 2007, N 51

Главную роль в структуре активов любой торговой организации играет оборотный капитал. Так, при создании новой организации величина оборотного капитала наряду с основным определяет стоимость проекта и объем необходимых инвестиций, а для коммерческой организации оборотный капитал может многократно превышать основной.

Понимая степень негативных последствий, которые может повлечь нехватка собственных средств, все большее количество компаний прибегает к помощи товарного или коммерческого кредита.

Рассмотрим основные различия между этими видами кредитования, а также особенности налогообложения и бухгалтерского учета таких операций.

Гражданское законодательство

В соответствии со ст. 822 ГК РФ стороны могут заключить договор товарного кредита, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. При этом к такому договору применяются нормы, установленные названным Кодексом в отношении договора о кредите, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Следует отметить двойственную юридическую природу договора товарного кредита. С одной стороны, это соглашение, регулирующее кредитные отношения сторон, с другой — стороны должны выполнять условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и упаковке предоставляемых вещей в соответствии с требованиями к договору купли-продажи товаров, предусмотренными ст. ст. 465 — 485 ГК РФ.

Предоставление коммерческого кредита регулируется ст. 823 ГК РФ. Согласно данной норме в договорах, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может быть предусмотрено предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров. При этом в отношении коммерческого кредита действуют условия, применяемые к договорам займа и кредита.

Коммерческий кредит — это не самостоятельная сделка по предоставлению (получению) заемных средств, а лишь одно из условий договора поставки, что подтверждается п. 2 ст. 823 ГК РФ, где сказано, что к коммерческому кредиту применяются правила о займе и кредите, «если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства».

Таким образом, главным отличием этих видов кредитования является то, что по договору товарного кредита поставщик передает продукцию на возвратной основе, что подразумевает отсутствие денежных расчетов между сторонами — возврат кредита осуществляется товарами. Руководствуясь нормой ст. 807 «Договор займа» ГК РФ, одна сторона передает в собственность другой стороне вещи, определенные родовыми признаками, а другая сторона обязуется возвратить равное количество других полученных вещей того же рода и качества.

Коммерческий кредит является, по сути, лишь дополнительным соглашением к договору купли-продажи, согласно которому поставщик товаров предоставляет отсрочку или рассрочку их оплаты, и окончательный расчет производится денежными средствами. Именно поэтому выбор организации между первым и вторым видами кредита будет зависеть от условий хозяйственной ситуации.

Так как к товарному и коммерческому кредиту применяются правила о займе и кредите, согласно п. 1 ст. 809 ГК РФ по договору займа предполагается уплата процентов, размер и порядок которых обычно оговариваются в договоре. При отсутствии в договоре условия о размере процентов последний определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Читайте так же:  Отсрочка по кредиту при потере работы

Договор займа может быть беспроцентным при условии, что в нем прямо не предусмотрено иное, также в случаях, когда по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками (п. 3 ст. 809 ГК РФ).

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость. Из анализа гражданского законодательства следует, что при передаче товаров по договору товарного кредита происходит переход права собственности. Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ подобная передача признается реализацией товаров, которая, в свою очередь, является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ от уплаты налога освобождаются операции по предоставлению займов в денежной форме. Поскольку товарный кредит не предполагает денежных расчетов между сторонами, воспользоваться указанной льготой нельзя.

При передаче товаров кредитор обязан начислить НДС по ставке 10 или 18% и выставить счет-фактуру в течение пяти дней с момента отгрузки товаров. В свою очередь, заемщик может предъявить его к вычету, исходя из балансовой стоимости собственного имущества, передаваемого кредитору (п. 2 ст. 172 НК РФ). При этом к балансовой стоимости передаваемого имущества применяется соответствующая расчетная налоговая ставка (10/110 или 18/118) (п. 4 ст. 164 НК РФ, Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/[email protected]).

Полученные кредитором проценты являются объектом обложения НДС в той части, которая превышает ставку рефинансирования Банка России, действовавшую в периоде, за который производится расчет процента (пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Подобные нормы гражданского законодательства распространяются и на коммерческий кредит — при передаче товаров по договору коммерческого кредита происходит переход права собственности, подобная передача признается реализацией товаров, которая, в свою очередь, является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ от уплаты налога освобождаются операции по предоставлению займов в денежной форме. Коммерческий кредит предполагает расчеты между сторонами в денежной форме, таким образом, можно воспользоваться указанной льготой.

Проценты, начисляемые по договору коммерческого кредита, облагаются НДС в полном объеме. Сказанное связано с тем, что гражданское законодательство четко разграничивает два рассматриваемых вида кредитования и при этом норма налогового законодательства, позволяющая начислять НДС лишь на сумму процентов, которая превышает установленный Банком России уровень, действует исключительно в отношении процентов по товарному кредиту. При начислении процентов по коммерческому кредиту обложение НДС производится в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров.

Налог на прибыль. К внереализационным доходам организации для целей налогообложения относятся доходы в виде процентов по долговым обязательствам. На основании п. 1 ст. 269 НК РФ к долговым обязательствам помимо обязательств, возникающих по кредитам, займам, банковским счетам, относятся также обязательства по товарным и коммерческим кредитам.

Договором товарного или коммерческого кредита может быть предусмотрена возможность получения продавцом (при отсрочке или рассрочке) или покупателем (при авансе или предоплате) доходов в виде процентов. Статьей 43 НК РФ установлено, что процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход.

Порядок признания доходов в виде процентов установлен ст. ст. 269, 271, 273 НК РФ. Организации, применяющие кассовый метод признания доходов, включают суммы процентов в состав внереализационных доходов в том периоде, в котором эти проценты фактически поступили на счета в банках и (или) в кассу.

Наиболее сложным является налогообложение доходов в виде процентов в организациях, применяющих метод начисления. Согласно ст. 271 НК РФ датой признания доходов при методе начисления является дата начисления процентов в соответствии с условиями заключенных договоров.

Порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов, полученных по долговым обязательствам, установлен п. 1 ст. 328 НК РФ. Основные требования к ведению налогового учета в соответствии с названной статьей сводятся к следующему:

на основании аналитического учета внереализационных доходов налогоплательщик ведет расшифровку доходов в виде процентов, в том числе и по договорам товарного и коммерческого кредитования;

в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает доходы в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства;

сумма доходов в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов.

Если срок действия договора более чем один отчетный период, то доход признается полученным на последний день каждого отчетного периода. Следует отметить, что в целях налогообложения под отчетными периодами понимаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. — до окончания календарного года.

В гл. 25 НК РФ отдельно не рассмотрен порядок признания доходов в виде процентов по коммерческому кредитованию. В связи с этим можно воспользоваться указаниями ст. 316 НК РФ в отношении учета доходов по товарному кредитованию. Если при реализации расчеты производятся на условиях предоставления товарного кредита, то сумма выручки определяется на дату реализации и включает в себя сумму процентов, начисленных за период с момента отгрузки до момента перехода права собственности на товары. Проценты, начисленные за пользование товарным кредитом с момента перехода права собственности на товары до момента полного расчета по обязательствам, включаются в состав внереализационных доходов.

При получении от поставщика товаров на условиях товарного кредитования налог на прибыль не начисляется, что следует из пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ; имущество, полученное по договорам кредита или займа, независимо от формы заимствования не признается доходом, формирующим налогооблагаемую базу. В свою очередь, при возврате товаров кредитору их стоимость не будет включаться в состав расходов, признаваемых для целей налогообложения прибыли (п. 12 ст. 270 НК РФ).

Сумма процентов может быть включена в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. Однако при этом необходимо помнить о том, что данный расход является нормируемым. Проценты, начисленные по долговому обязательству, признаются расходом при условии, если они существенно не отклоняются от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ). При этом существенным отклонением считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов. Сказанное относится и к коммерческому кредитованию.

Однако чаще всего на практике отсутствуют долговые обязательства, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях. В такой ситуации предельная величина процентов, признаваемых для целей налогообложения прибыли, устанавливается в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Этот вариант по желанию налогоплательщика может применяться и при наличии сопоставимых долговых обязательств (о чем делается соответствующая запись в приказе об учетной политике).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/32284-dogovory-otsrochkoj-platezha-pravovye-nalogovye-osobennosti

Отсрочка платежа по законодательству
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here