Образование кредиторской задолженности бюджетных учреждений

Помощь в решении вопроса: "Образование кредиторской задолженности бюджетных учреждений" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Приложение. Порядок проведения мониторинга кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города Казани, а также оперативной отчетности о состоянии, видах кредиторской задолженности и основных кредиторах

Приложение
к постановлению Руководителя
Исполнительного комитета г. Казани
от 30 июня 2008 г. N 3297

Порядок
проведения мониторинга кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города Казани, а также оперативной отчетности о состоянии, видах кредиторской задолженности и основных кредиторах

С изменениями и дополнениями от:

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения мониторинга кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города Казани, а также оперативной отчетности о состоянии, видах кредиторской задолженности и основных кредиторах (далее — Порядок) разработан в целях:

— обеспечения текущего контроля за состоянием показателей кредиторской задолженности;

— выявления отклонений кредиторской задолженности на текущую отчетную дату от кредиторской задолженности на начало года;

— проведения анализа причин возникновения и увеличения кредиторской задолженности;

— своевременного принятия мер, направленных на недопущение увеличения кредиторской задолженности.

1.2. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

Кредиторская задолженность — задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги и иным обязательствам, в том числе задолженность, возникающая при исполнении следующих обязательств:

— трудового законодательства (расходы на заработную плату, задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование работников организации и т.п.);

— заключенных договоров на поставку товаров (работ, услуг);

— по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

— по реструктуризации просроченной задолженности прошлых лет, подлежащей погашению муниципальными организациями за счет средств бюджета города Казани и доходов бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Просроченная кредиторская задолженность — задолженность муниципальных учреждений с истекшими сроками погашения в соответствии с условиями муниципального контракта (договора), а при отсутствии муниципального контракта (договора) — по истечении одного месяца с момента принятия задолженности к учету.

2. Оперативный учет кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений

2.1. Ежемесячно на основании бухгалтерской отчетности получатели бюджетных средств формируют ежемесячный отчет о состоянии кредиторской задолженности, содержащий объемы задолженности на 1 число месяца, следующего за отчетным, в соответствии с приложениями N 1, 2 к Порядку.

2.2. Получатели бюджетных средств в срок, установленный главным распорядителем бюджетных средств, представляют главным распорядителям бюджетных средств:

— ежемесячный отчет о состоянии кредиторской задолженности;

— ежемесячный отчет о состоянии просроченной кредиторской задолженности;

— пояснительную записку к отчету о состоянии кредиторской задолженности с описанием причин роста кредиторской задолженности и возникновения просроченной кредиторской задолженности.

2.3. На основании представленной информации главные распорядители бюджетных средств проводят обобщение и анализ объема кредиторской задолженности подведомственных учреждений.

2.4. В срок до 6 числа месяца, следующего за отчетным, главные распорядители бюджетных средств готовят и представляют в Финансовое управление Исполнительного комитета города Казани (далее — Финансовое управление) сводный отчет о просроченной кредиторской задолженности в соответствии с приложением N 1 и до 15 числа месяца, следующего за отчетным, — сводный отчет о кредиторской задолженности в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку, содержащий объемы задолженности на 1 число месяца, следующего за отчетным.

2.5. Руководители главных распорядителей (распорядители) бюджетных средств и получателей бюджетных средств несут ответственность за своевременность и достоверность представленных сведений о кредиторской задолженности.

2.6. Финансовое управление в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, обобщает данные, полученные от главных распорядителей бюджетных средств, и отражает их в Сводном реестре кредиторской задолженности бюджета города Казани по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным, в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.

3. Мониторинг индикаторов качества управления кредиторской задолженностью бюджета и бюджетных учреждений

3.1. Финансовое управление на основании данных Сводного реестра кредиторской задолженности бюджета города Казани ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, проводит оценку качества управления кредиторской задолженностью бюджета и бюджетных учреждений.

3.2. Оценка качества управления кредиторской задолженностью включает в себя анализ динамики объема текущей и просроченной кредиторской задолженности, структуры задолженности в разрезе видов задолженности, отдельных статей экономической классификации расходов и главных распорядителей бюджетных средств, мониторинг значений индикаторов качества управления кредиторской задолженностью и анализ причин отклонений от установленных значений.

3.3. По результатам проведенной оценки качества управления кредиторской задолженностью бюджета и бюджетных учреждений Финансовое управление формирует:

— аналитическую записку о состоянии кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города Казани;

— отчет о состоянии кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города Казани согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;

— сводную таблицу значений индикаторов качества управления кредиторской задолженностью бюджета и бюджетных учреждений города Казани согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.

4. Применение результатов мониторинга

4.1. Результаты проводимого мониторинга используются в целях:

— исключения необоснованного роста кредиторской задолженности и возникновения просроченной кредиторской задолженности;

— прогнозирования расходной части бюджета города на среднесрочную перспективу, очередной финансовый год, а также текущего прогнозирования расходов бюджета;

— оценки платежеспособности бюджета в порядке, установленном федеральным, республиканским законодательствами и нормативно-правовыми актами города Казани;

— расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств в порядке, установленном федеральным, республиканским законодательствами и нормативно-правовыми актами города Казани.

4.2. К руководителям главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, допустившим увеличение просроченной кредиторской задолженности более чем на 10% по сравнению с аналогичным показателем на начало отчетного года, по рекомендации Финансового управления могут применяться меры воздействия в рамках действующего законодательства.

Информация об изменениях:

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 июня 2009 г. N 5271 в пункт 4.3 настоящего приложения внесены изменения

4.3. Два раза в год, до 1 сентября отчетного года и 1 марта года, следующего за отчетным годом, результаты мониторинга кредиторской задолженности Финансового управления представляются Руководителю Исполнительного комитета города Казани в форме аналитической записки с указанием причин роста задолженности, возникновением причин роста просроченной кредиторской задолженности, основных кредиторов и должников.

Читайте так же:  Восстановление работы мозга

4.4. Результаты мониторинга кредиторской задолженности подлежат опубликованию в средствах массовой информации и на официальном сайте Мэрии города Казани один раз в полугодие.

И.о. Руководителя аппарата Исполнительного
комитета г. Казани — заместитель

  • Приложение N 1. Ежемесячный отчет о просроченной кредиторской задолженности организации, финансируемой за счет средств бюджета города
  • Приложение N 2. Отчет о состоянии дебиторской, кредиторской задолженности бюджетных учреждений города
  • Приложение N 3. Сводный реестр кредиторской задолженности бюджета города Казани
  • Приложение N 4. Показатели качества управления кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города Казани
>
N 1. Ежемесячный отчет о просроченной кредиторской задолженности организации, финансируемой за счет средств бюджета города
Содержание
Постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 июня 2008 г. N 3297 «Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/8154039/89300effb84a59912210b23abe10a68f/

Кредиторская задолженность в бухучете и финотчетности

20.08.2019 18483 0 3

Бюджетное учреждение берет на себя обязательства перед различными поставщиками и подрядчиками относительно уплаты им средств за предоставленные товары, работы, услуги. Однако не всегда выходит рассчитаться за них. Рассмотрим, что делать учреждению в случае возникновения такой задолженности.

Нормативно-правовая база

Основными документами, на основании которых бюджетные учреждения отражают в учете и отчетности информацию об обязательствах, являются:

  • НП(С)БУГС 128 «Обязательства», утвержденное приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1629;
  • НП(С)БУГС 134 «Финансовые инструменты», утвержденное приказом Минфина от 18.05.12 г. № 568;
  • Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы, утвержденный приказом Минфина от 02.03.12 г. № 309 (далее – Порядок № 309);
  • Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 02.04.14 г. № 372 (далее – Порядок № 372).

Определение обязательства

По определению, приведенному в ч. 1 ст. 509 Гражданского кодекса (далее – ГК), обязательством является обязанность одной стороны (должника) совершить в пользу второй стороны (кредитора) определенное действие. Это может быть передача имущества, выполнение работы, оказание услуги, уплата денег и т. п. Кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.

На основании норм ч. 1 ст. 509 ГК и п. 7 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса обязательства разделяют на бюджетные финансовые обязательства и обязательства.

Так, согласно п. 1.4 Порядка № 309 бюджетным финансовым обязательством является обязательство распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) уплатить средства за какое-либо осуществленное согласно бюджетному ассигнованию размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода.

Обязательством является любое размещение заказа, заключение договора или выполнение других аналогичных операций, осуществленное распорядителем или получателем бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с нарушением норм бюджетного законодательства.

Пункт 4 разд. І НП(С)БУГС 134 определяет финансовое обязательство как контрактное обязательство:

  • передать денежные средства или другой финансовый актив;
  • обменяться финансовыми инструментами на потенциально невыгодных условиях.

Финансовые обязательства относят к финансовым инструментам (п. 1 разд. ІІ НП(С)БУГС 134).

Виды обязательств

В целях бухучета п. 2 разд. ІІ НП(С)БУГС 128 делит обязательства на следующие виды:

  • долгосрочные;
  • текущие;
  • непредвиденные обязательства;
  • доходы будущих периодов.

Текущим является обязательство, на которое начисляют проценты и которое подлежит погашению в течение 12 месяцев с даты баланса.

Долгосрочным считают обязательство, если срок его погашения – более 12 месяцев и до утверждения финотчетности существует договор о переоформлении этого обязательства на долгосрочное (п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 128).

Для отражения в учете кредитов и займов, полученных субъектами госсектора согласно законодательству, обязательств по долгосрочным ценным бумагам, по операциям по аренде, другим долгосрочным финансовым обязательствам Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов № 1203), предназначен счет 60 «Долгосрочные обязательства». Текущую задолженность отражают на субсчетах счета 61 «Текущая задолженность по кредитам и займам».

Обязательство, которое не соответствует критериям признания, является непредвиденным обязательством, и субъекты госсектора его не признают, а отражают на забалансовых счетах 053 «Непредвиденные обязательства распорядителей бюджетных средств» в сумме ожидаемого погашения (п. 6 разд. ІІ НП(С)БУГС 128).

Доходы, полученные в отчетном периоде, которые подлежат включению в доходы в будущих отчетных периодах, относятся к доходам будущих периодов. К таким доходам относятся, в частности, доходы в виде полученных авансовых платежей за переданные в аренду основные средства и прочие необоротные активы (авансовые арендные платежи), подписка газет, журналов, периодических и справочных изданий, абонентская плата за пользование средствами связи и т. п. Учет таких обязательств ведут на субсчете 6911 «Доходы будущих периодов».

Кредиторская задолженность

В случае невыполнения бюджетными учреждениями своих обязательств у них возникает кредиторская задолженность (далее – КЗ).

Такая задолженность может быть:

  • за материальные ценности, выполненные работы и полученные услуги;
  • по всем видам платежей в бюджет, в частности налогам с работников;
  • по оплате труда, включая депонированную зарплату;
  • по внутриведомственным расчетам;
  • прочая задолженность по текущим обязательствам.

Сумму КЗ, возникающую на 30-й день после истечения срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена, – после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги, считают просроченной КЗ (п. 1.2 Порядка № 372).

КЗ, срок исковой давности которой истек, является просроченная КЗ, относительно которой кредитором утрачено право обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.

Важно! КЗ с истекшим сроком исковой давности перечислению в бюджет не подлежит.

Напомним, что согласно ст. 257 ГК общая исковая давность установлена продолжительностью три года.

Списание КЗ

Как правильно списывать КЗ с баланса бюджетных учреждений, прописано в разд. IV «Бухгалтерский учет обязательств» Порядка № 372.

КЗ, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) списывают ежеквартально (п. 4.2 Порядка № 372). Для определения такой задолженности комиссия, назначенная распорядительным документом руководителя учреждения, проводит инвентаризацию расчетов. Проверки может осуществлять как отдельно созданная комиссия, так и инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации КЗ, равно как и ДЗ, определен в п. 7 разд. ІІІ Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879).

Читайте так же:  Работы устройству отмостки

Обычно учреждения проводят одновременно инвентаризацию ДЗ и КЗ. Также следует обратить внимание на некоторые нюансы инвентаризации и списание именно КЗ.

По результатам проверки составляют акт инвентаризации, в котором указывают:

  • наименование проинвентаризированных субсчетов;
  • суммы выявленной несогласованной КЗ;
  • суммы безнадежных долгов;
  • КЗ, относительно которой срок исковой давности истек.

По результатам инвентаризации составляется Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (см. фрагмент 1).

К Акту инвентаризации расчетов прилагают Справку о дебиторской и кредиторской задолженностях, относительно которых срок исковой давности истек, с указанием наименования и места нахождения таких кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности (см. фрагмент 3). Типовая форма справки утверждена приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572.

Акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию, составляют отдельно (см. фрагмент). В бюджетных учреждениях такой акт утверждается руководителем бюджетного учреждения.

По результатам актов инвентаризации главные распорядители средств отражают в бухучете списание КЗ, срок исковой давности которой истек, на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Распорядители средств нижестоящего уровня передают утвержденный акт учреждению вышестоящего уровня для принятия решения относительно целесообразности списания.

После рассмотрения представленных актов учреждение вышестоящего уровня принимает решение о списании с учета подведомственного учреждения КЗ, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фондам соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений), и издает соответствующий распорядительный документ.

Этот документ является основанием для списания КЗ и отражения в бухучете операций по списанию для распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.

КЗ по собственным поступлениям, срок исковой давности которой истек, бюджетные учреждения списывают ежеквартально. Решение о списании принимает руководитель учреждения самостоятельно. Списание проводят на основании распорядительного документа руководителя учреждения.

Информацию о списании с учета КЗ по собственным поступлениям, срок исковой давности которой истек, бюджетные учреждения доводят до сведения учреждения вышестоящего уровня (п. 4.6 Порядка № 372).

Видео (кликните для воспроизведения).

Суммы КЗ по депонированной зарплате, стипендиям, пенсиям, пособиям и другим выплатам населению, срок исковой давности которых истек, списывают по общему порядку. Средства по этим выплатам, которые учитываются на депозитном счете в органах Казначейства, учреждение должно перечислить в соответствующий бюджет.

Бухгалтерский учет

Для учета текущей КЗ Планом счетов № 1203 назначены следующие счета:

  • 60 «Долгосрочные обязательства»;
  • 61 «Текущая задолженность по кредитам и займам»;
  • 62 «Расчеты за товары, работы, услуги»;
  • 63 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 64 «Прочие текущие обязательства»;
  • 65 «Расчеты по оплате труда»;
  • 66 «Обязательства по внутренним расчетам».

Расчеты за выполненные работы, расчеты по налогам и сборам, расчеты по страхованию, расчеты по оплате труда, расчеты по другим операциям с кредиторами и внутренние расчеты отражают развернуто: кредитовое сальдо – в составе обязательств, а дебетовое – в составе оборотных активов.

Согласно п. 6.5 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219, списание КЗ, срок исковой давности которой истек, показывают по кредиту субсчета 5512 «Накопленные финансовые результаты исполнения сметы». То есть на сумму такой задолженности увеличивают результат исполнения сметы предыдущих отчетных периодов.

Учет расчетов с разными предприятиями, учреждениями и организациями, которые являются кредиторами субъекта госсектора, ведут в мемориальном ордере № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с кредиторами», типовая форма которого утверждена приказом Минфина от 08.09.17 г. № 755. Ведомость составляют отдельно по каждому кредитору и в разрезе кодов экономической классификации расходов. Записи в накопительной ведомости осуществляют по каждой операции, подтвержденной первичным документом.

Отразим в бухучете списание КЗ по результатам инвентаризации.

Пример

Во время проведения инвентаризации расчетов на балансе учебного заведения выявлены:

1) КЗ по депонированной стипендии студенту Скачко П. И. в сумме 825 грн, срок исковой давности которой закончился в марте 2019 года. КЭКР 2720 «Стипендии»;

2) КЗ, срок исковой давности которой истек в мае 2019 года (образовалась вследствие неуплаты за ремонт оборудования электротехнической лаборатории ООО «Сич»). КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Сумма долга составляет 6 132 грн.

3) КЗ, срок исковой давности которой еще не истек (образовалась вследствие неуплаты средств за оказание услуг по теплоснабжению КП «Энергия», предельный срок оплаты истек в апреле 2019 года). КЭКР 2271 «Оплата теплоснабжения». Сумма начисленной платы за теплоэнергию составляет 87 520 грн.

Мероприятия по погашению задолженности были проведены. Установлено, что предприятие ликвидировано. Поэтому в июле 2019 годе было принято решение о списании задолженности.

В бухучете указанные выше операции отражаются так:

Источник: http://uteka.ua/publication/budget-13-byudzhet-buxgalterskij-uchet-otchetnost-i-kaznachejskoe-obsluzhivanie-52-kreditorskaya-zadolzhennost-v-buxuchete-i-finotchetnosti

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «БиНО»

Рассылка «Казенные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность»

Перейти на сайт Издательского дома «БиНО»

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала «БиНО: Казенные учреждения» № 3/2014

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала «БиНО: Казенные учреждения» № 3/2014;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Задолженность

Содержание

Выполняя свои функции, казенные учреждения вступают в трудовые и гражданско-правовые взаимоотношения. Все это влечет за собой возникновение обязательств.

Обязательства казенного учреждения

Согласно Гражданскому кодексу РФ обязательством признают обязанность одного лица совершить в пользу другого лица определенное действие – передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное или воздержаться от определенного действия (ст. 307 ГК РФ). Если согласно договору одна сторона несет обязанность в пользу другой стороны, то ее считают должником. Но она же будет и кредитором по тем обязательствам, которые имеет право требовать от другой стороны. В зависимости от того, кто является должником (контрагент или само учреждение), возникающие в результате заключенных договоров обязательства принято называть дебиторской или кредиторской задолженностью.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Читайте так же:  Отп кредит отказ
Кредиторская задолженность

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст. 120 ГК РФ). При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Поскольку денежных средств в распоряжении казенного учреждения нет никаких, возникает уникальная ситуация, которой не бывает ни с какими иными видами юридических лиц: казенное учреждение своими действиями может привести к возникновению кредиторской задолженности, а вот расплачиваться за это будет бюджет публично-правового образования. Поэтому к кредиторской задолженности казенных учреждений и оказывается такое пристальное внимание, тем более к просроченной.

Вся система исполнения бюджета по расходам организована так, чтобы кредиторской задолженности не образовывалось вообще. Откуда может взяться кредиторская задолженность? Если учреждение приняло на себя обязательство и не смогло его исполнить. Но получатель бюджетных средств имеет право принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ст. 219 БК РФ). Неисполнение этой нормы будет административным правонарушением по ст. 15.15.10 КоАП РФ. То есть, не должно быть так, чтобы казенное учреждение заключило договор, а потом не нашло денег, чтобы его оплатить. Договор может быть заключен только в пределах свободных лимитов бюджетных обязательств.

Допустимой следует считать просроченную кредиторскую задолженность, возникшую только по двум причинам, не зависящим от воли учреждения: на основании нормативно-правовых актов или на основании исполнительного листа.

Например. Принят нормативно-правовой акт, вводящий новый вид социальных выплат населению. Но количество граждан, имеющих право на эту выплату, превысило заложенное в расчеты при составлении бюджета. В результате у учреждения, уполномоченного производить соответствующие выплаты, не хватило бюджетных ассигнований, и образовалась просроченная кредиторская задолженность.

Или, например, нормативно-правовым актом городского округа в середине года 2013 года была увеличена в десять раз кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании казенного учреждения, относящегося к бюджету субъекта РФ. В результате этого казенному учреждению просто не из чего было оплатить земельный налог за 2013 год.

Или, например, Министерство дорожного хозяйства субъекта РФ заключило контракт на поставку специальной дорожной техники. Поставленная техника не была оплачена по причине несоответствия требованиям. Поставщик отказался принимать технику назад, обратился в суд и доказал, что дело было не в технических характеристиках поставленной техники, а в неточности формулировок в контракте. Суд обязал министерство оплатить контракт и неустойку. Все это время (более двух лет) в учете министерства числилась кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность продолжила числиться и далее, поскольку в текущем году в бюджет министерства не были заложены средства на оплату этого контракта.

В составе кредиторской задолженности казенных учреждений отражают задолженность перед бюджетом (налоговые обязательства), перед государственными внебюджетными фондами, перед поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, перед сторонними организациями (полученные от них авансы по предстоящим расчетам на основании заключенных договоров), перед подотчетными лицами, перед работниками по депонированной заработной плате и т.д.

Кредиторская задолженность может быть прекращена двумя способами – исполнением обязательства (в том числе зачетом) и ее списанием как невостребованной.

Дебиторская задолженность

Дебиторской задолженностью считают задолженность юридических и физических лиц перед организацией, которая отражена в ее балансе на определенную дату (или имущественные требования учреждения к другим лицам, которые перед ним в долгу). В практике казенных учреждений дебиторская задолженность возникает чаще всего, когда учреждение перечисляет аванс поставщику или отпускает покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, оказывает услуги, выполняет работы на условии последующей оплаты.

Кроме того, должниками казенных учреждений могут быть подотчетные лица, не погасившие долг виновники недостачи, бюджет, государственные внебюджетные фонды и др.

Дебиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства или продана, а также списана как нереальная к взысканию по истечении срока исковой давности либо вследствие невозможности исполнения обязательства.

Все доходы, полученные казенными учреждениями, должны быть отправлены в доход бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ). Поэтому, если казенное учреждение оказало платные услуги, выполнило работы или отгрузило продукцию, а оплату не получило, убыток понес непосредственно бюджет публично-правового образования.

Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может исполнять свои обязательства только за счет бюджетных ассигнований. Поэтому, если учреждение произвело предоплату и не получило товары, работы, услуги в течение текущего года, то на следующий год эти средства надо истребовать с дебитора и вернуть в бюджет. Если же дебиторская задолженность прошлых лет не погашается, убыток несет непосредственно бюджет публично-правового образования.

Поэтому дебиторской задолженности в казенных учреждениях также уделяют пристальное внимание.

Управление задолженностью

В процессе своей деятельности казенные учреждения совершают различные хозяйственные операции, связанные с движением материальных и финансовых ресурсов или принятием обязательств. Если обязательства должно исполнить учреждение, то их называют кредиторской задолженностью, то есть учреждение должно своему кредитору (юридическому или физическому лицу) определенные суммы денежных средств или других активов. А если долги возникают у других юридических или физических лиц по отношению к учреждению, то такие обязательства называют дебиторской задолженностью, то есть дебитор должен учреждению деньги или имущество.

Конечно, наличие оперативной дебиторской и кредиторской задолженности – естественная ситуация финансово-хозяйственной деятельности. И трудно представить организацию, у которой на отчетный период отсутствовал бы тот или иной вид задолженности. Однако эта очевидность приводит к тому, что зачастую руководитель учреждения уделяет анализу и контролю дебиторской и кредиторской задолженности недостаточно внимания, просто передавая эти функции в бухгалтерию.

А ведь в настоящее время финансовые органы на всех уровнях бюджета практически во всех регионах активно ведут мониторинг и контроль состояния дебиторской и кредиторской задолженности казенных учреждений с целью предотвращения, снижения и ликвидации просроченной задолженности. При этом наличие прежде всего кредиторской задолженности, ее увеличение служит для органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, тревожным сигналом в отношении качества управления учреждением. Но если финансовый орган волнует кредиторская задолженность, то руководителя должна волновать дебиторская – поскольку именно она ведет к финансовым потерям учреждения. Поэтому не должен руководитель одну из основных функций – управление дебиторской и кредиторской задолженностью и контроль за нею – пускать на самотек.

Управление задолженностью представляет собой достаточно сложный процесс, в котором должны участвовать служба снабжения, руководители проектов, финансовая, юридическая службы.

Читайте так же:  Согласие на совмещение должностей образец

Основные задачи, решаемые при управлении задолженностью учреждения:

– постоянный контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору. Например, своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить просроченную дебиторскую задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию;

– проверка достоверности этих обязательств, целесообразности и эффективности использования;

– снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;

– уделение большего внимания контролю дебиторской задолженности, так как именно она приводит к отвлечению денежных средств, что может привести к дальнейшей неплатежеспособности учреждения;

– своевременное погашение кредиторской задолженности, не допуская просрочек и штрафных санкций;

– выявление недобросовестных потребителей и поставщиков;

– проведение бухгалтерской и юридической службами учреждения совместных мероприятий, направленных на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и (или) неплатежеспособных контрагентов.

В управлении есть правило: «Хочешь управлять – начни измерять». Поэтому очень важно проводить периодический анализ показателей задолженности. Но предварительно нужно разработать порядок контроля задолженности (формы сводных документов, графиков платежей, регламент анализа задолженностей) и отразить в приказе об учетной политике.

Далее нужно назначить ответственного за контроль задолженности – внутреннего ревизора-аудитора, причем важно, чтобы ревизор подчинялся напрямую руководителю.

Затем определить периодичность, с которой будут контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Как правило, такой период устанавливают в 1–2 недели.

Для минимизации рисков, связанных с дебиторской задолженностью, ее необходимо постоянно контролировать. С установленной периодичностью нужно анализировать дебиторскую задолженность по контрагентам, срокам образования и объемам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Источник: http://subscribe.ru/archive/tax.fhdsv/201410/01103524.html

Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений

Нормативно-правовое обеспечение формирования модели управленческого процесса «Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений»

— Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. — ФЗ);

— постановление Правительства «О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации»;

— решение Казанской городской Думы от 01.01.2001 №5-6 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городе Казани».

Описание исходной модели управленческого процесса «Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений»

Проведенный анализ кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений муниципального образования города Казани за три последних отчетных года и первые 9 месяцев 2007 года показал, что объем кредиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности бюджета в период с 1 января 2004 года по 1 октября 2007 снизился в 2 раза (рис. 2.24).

Рис.2.24. Динамика кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений

По состоянию на 01.01.2005 кредиторская задолженность бюджетных учреждений города Казани составляет 1 тыс. руб., в том числе задолженность по начислениям на фонд оплаты труда ,0 тыс. руб., пени и штрафы за несвоевременное перечисление начислений на оплату труда ,0 тыс. руб.

Основной причиной образования кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда являлось принятие нормативных актов Республики Татарстан о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы без финансового обеспечения. В результате, из-за недостатка средств расчеты с внебюджетными фондами по перечислениям начислений на оплату труда производились несвоевременно и не в полном объеме. Кроме того, в качестве причин образования кредиторской задолженности можно назвать несвоевременное представление поставщиками услуг счет-фактур и актов выполненных работ за 4 квартал 2004 года.

Увеличение кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений в 2005 году объясняется принятием задолженности городских служб (заказчиков услуг) в объеме 5 377 651,8 тыс. руб. в связи с введением с 01.01.2005 новых правил бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях.

По состоянию на 01.01.2007 кредиторская задолженность бюджетных учреждений города Казани составляет 2 959 453,6 тыс. руб. Уменьшение задолженности произошло в связи с тем, что:

— на погашение задолженности бюджетных учреждений были направлены средства для реализации проекта «Повышение инвестиционной привлекательности города Казани» (по условиям матрицы);

— на погашение задолженности Управления по строительству метрополитена направлена финансовая помощь, поступившая из бюджетов других уровней;

— списана задолженность учреждений по бюджетным ссудам.

По состоянию на 01.07.2007 кредиторская задолженность бюджетных учреждений города Казани составляет 3 117 474,5 тыс. руб., из них кредиторская задолженность учреждений социально-культурной сферы по пени и штрафам за несвоевременное перечисление начислений на оплату труда составляет ,6 тыс. руб., пени по арендной плате,2 тыс. руб.

Необходимо отметить, что на протяжении гг. наблюдается высокая доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности – более 70%. За первые 9 месяцев 2007 года она снизилась на 3,27% (рис. 2.25).

Рис. 2.25. Доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности бюджета города Казани

Объем реструктурированной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений в 2005 году составил 8 тыс. рублей, в 2006 году – 38541,6 тыс. руб. В 2005 и 2006 годах реструктуризации подлежала задолженность Управления образования Исполнительного комитета города Казани по уплате пеней по единому социальному налогу. Кроме того, в 2006 году была реструктуризирована задолженность Управления здравоохранения Исполнительного комитета города Казани по уплате пеней по единому социальному налогу в размере 37219,8 тыс. руб. Реструктуризация задолженности проводилась в соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации».

Таким образом, анализ сложившейся ситуации в области управления кредиторской задолженностью бюджета и организаций, финансируемых за счет средств бюджета, можно представить в виде следующей аналитической таблицы.

«Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений»

Источник: http://pandia.ru/text/78/298/87850.php

Мнение Минфина для бюджетников: учредитель прощает всем, кому должен

Минфин России в письме от 11.10.2018 № 02-07-10/73166 дал довольно странные разъяснения об отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности учредителя перед учреждением в случае недофинансирования субсидии на выполнение задания.

Суть запроса

Напомню, что в целях финансового обеспечения задания между учредителем и учреждением подписывается Соглашение о предоставлении соответствующей субсидии из бюджета. Объемы субсидии, указанный в таком документе, отражается в бухгалтерском и бюджетном учете и служат отправной точкой для планирования своей деятельности, как учредителем, так и учреждением. Поэтому в случае недофинансирования в учете возникают остатки по счетам, которые надо как-то урегулировать. В Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н, порядок отражения учетных операций в такой ситуации не раскрыт.

Читайте так же:  Срок действия банкротства физических лиц

Смысл письма от 11.10.2018 N 02-07-10/73166 сводится к тому, что если учредитель на конец отчетного периода не профинансировал подведомственное ему учреждение в полном объеме, то в бюджетном учете учредителя на отчетную дату отражается кредиторская задолженность на счете 1 30241 000 «Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям». При этом в бухгалтерском учете учреждения на отчетную дату фиксируется дебиторская задолженность по счету 4 20581 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» в размере недополученной субсидии. Вроде все понятно и логично. И было бы хорошо, если бы Минфин свое письмо на этом закончил. Но Минфин решил развить свою мысль дальше.

Полет мысли

Отметим, что в статье 47.2 БК рассматриваются порядок принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении)! В указанной статье БК говорится о различных штрафах и платежах, возникающих на различных этапах судебных решений и т.п. Но учредитель при недофинансировании учреждения должен НЕ бюджету, а ИЗ бюджета отдать своему же «детищу», которое он создал для реализации своих функций и полномочий. Что имел в виду Минфин, ссылаясь на статью 47.2 БК в данной ситуации, осталось загадкой.

Далее Минфин, ссылаясь на стандарт «Концептуальные основы» (утв. Приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н) сообщает, что (цитата): «кредиторская задолженность Учредителя перед учреждением (дебиторская задолженность Учредителя у учреждения), ранее принятая к учету, не соответствует критериям обязательства (актива), предусмотренным СГС Концептуальные основы». Для убедительности Минфин говорит, что согласно пункту 39 этого стандарта обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

А как же быть тогда с рекомендациями об учете задолженности на счетах 30241 и 20581, раз задолженности учредителя не имеет нужных признаков?

И как быть учреждению, которое на основании доведенных в начале отчетного периода объемов начислял заработную плату, формировал планы-графики закупок, заключал контракты с поставщиками? Ведь учреждение приняло на себя эти обязательства, основываясь на соглашении, заключенным с учредителем, задолженность которого теперь «не соответствует критериям»! Интересно как на это отреагируют работники учреждения, поставщики и подрядчики, если им сказать: ребята, денег нет, но вот держите столы, стулья, стены – бартером возьмете? Ведь «Концептуальные основы» распространяется не только на учредителей, но и на учреждения, и в случае возникновения задолженности перед кредиторами, им придется ее гасить активами заключающими в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

К сожалению, Минфин отчего-то не привел еще одну фразу из пункта 39 СГС «Концептуальные основы» о том, что обязательства, принимаемые к бухгалтерскому учету, возникают в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения). А обязательства учредителя перед учреждением в случае недофинансирования возникают на основании соответствующего соглашения. Кроме того, учредитель погашает свою задолженность перед учреждением в результате выбытия активов, то есть денежных средств, со счетов бюджета. О том, что наличные и безналичные денежные средства относятся к активам, указано в пункте 36 СГС «Концептуальные основы».

Полет мысли у Минфина заканчивается советом о том, что (цитата): «для учета сумм, не предъявленных кредиторами, требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором, предназначен счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»». То есть учредитель на счете 20 должен учитывать свою кредиторскую задолженность перед подведомственным учреждением, как невостребованную? А если обделенное учреждение захочет истребовать должок, тогда учредителю нужно переквалифицировать долг и восстановить в своем балансе. Все-таки, когда учредитель что-то не додал учреждению это является обязательством, подлежащим учету? Вопросов много, ответов нет.

Успокоительное

В письме от 11.10.2018 N 02-07-10/73166 Минфин ссылается на нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», согласно которым уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении (уменьшении) государственного (муниципального) задания. Если по каким-то причинам учредитель решил изменить задание и уменьшить объем финансового обеспечения его выполнения, следует внести изменение в заключенное ранее соответствующее Соглашение.

Совсем недавно Минфин России приказом от 06.06.2018 № 128н внес изменения в приказ Минфина от 31.10.2016 № 198н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2018 г. Регистрационный № 51658). Теперь Типовая форма соглашения дополнена Приложением № 4 «Дополнительное соглашение о расторжении соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)». И в пункте 3 этого доп. соглашения указывается, что стороны взаимных претензий друг к другу не имеют, следовательно, никто никому ничего не должен. Таким образом, учредитель должен в письменном виде урегулировать с учреждением свои финансовые обязательства.

Так же не стоит забывать, что существует многочисленная судебная практика, согласно которой доводы учреждений на отсутствие или недостаток бюджетного финансирования не рассматриваются судами как основание для освобождения их от исполнения денежных обязательств. Кроме того, учредители нередко привлекаются судебными органами при рассмотрении споров, как третья сторона. Поэтому к словам Минфина о том, что задолженность учредителя не соответствует критериям актива, не стоит относиться серьезно. Но тенденция настораживает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/479888/

Образование кредиторской задолженности бюджетных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here