Недостачи на азс

Помощь в решении вопроса: "Недостачи на азс" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Недостачи на азс

Уфимка Ирина Борисова проработала оператором автозаправочной станции ООО «Башнефть — Розница» 10 лет, но и представить не могла, что изменения, начавшиеся в компании в 2014 году, заставят ее уволиться с работы и даже судиться с такой крупной организацией.

В 2015 году ООО «Башнефть-Розница» обратилось в суд с иском к четырем бывшим сотрудницам, указав, что по результатам инвентаризации в 2014 году были выявлены сверхнормативные недостачи нефти и нефтепродуктов. На тот момент женщины действительно являлись материально-ответственными лицами, в соответствии с договором о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности. Компания оценила сумму причиненного ущерба в 184633 рублей, но с четырех бывших сотрудниц, в числе которых была оператор Ирина Борисова, «Башнефть» пыталась взыскать около 80 тысяч рублей. Оставшаяся часть недостачи была вычтена из зарплаты других работников.

– Раньше, еще до смены руководства у «Башнефти», никогда не возникало таких больших недостач. Если по нашей вине что-то происходило, то мы и сами в этом не сомневались, но в 2014 году случаи с недостатком средств участились. Каким образом можно было что-то подкрутить или напутать, чтобы вдруг стало пропадать топливо в таких количествах, я просто не представляю. Из зарплаты сотрудников могли вычитать до 20 тысяч рублей, и это при том, что у простого работника заработок не превышал 26 тысяч рублей, – вспоминает Ирина.

Помимо участившихся случаев с недостачами, которые сотрудникам приходилось оплачивать из собственных карманов, Ирина Борисова также стала замечать, что оборудование, которым пользовалась организация на протяжении долгих лет, заменять не спешили, а проводили небольшой ремонт и работали с ним дальше.
К примеру, был случай, когда приехал бензовоз с нужным количеством бензина, в резервуаре было место для него, но топливо почему-то не вмещалось. У женщины возникли подозрения, что такое могло произойти из-за деформации резервуара, и она их высказала руководству.
– И когда ты начинаешь об этом говорить, отвечают: «Да, да, наверное, ты права, только рот свой закрой». Как будто никому ничего не нужно, за оборудованием не хотят следить, – говорит Ирина.

Несмотря на это, нововведения в работе автозаправки все-таки были. По словам Ирины, еще три года назад на автозаправочных колонках использовали уровнемеры «Струна», но их заменили на систему «Veeder Root», а с переходом на новую измерительную систему, появилась возможность управлять отчетностью удаленно.

– Раньше, когда колонка ломалась, мы сразу на компьютере это видели, закрывались и вызывали специалистов, которые занимались ремонтом, ставили пломбу, и мы дальше работали. Тогда не было недостач. Теперь новая программа позволяет по удаленке следить за тем, как идет реализация, какие цифры в отчетах. Возможно, это и удобно, но ведь у тех, кто работает подобным образом, появляется возможность вносить изменения в документы, а уследить за этим оператор не может, – рассказывает Ирина.


Отношение начальства и нововведения, которые, по мнению женщины, и могли стать причиной недостач, заставили Ирину всерьез задуматься об увольнении.

– В начале 2015 года я ушла, а в сентябре узнала о том, что компания подала исковое заявление в суд, утверждая, что я и еще три бывших сотрудницы должны деньги из-за прошлогодней недостачи, хотя при увольнении никто нам ничего не говорил, – сообщила женщина.
По словам женщины, знакомые и друзья отговаривали судиться, говорили, что у такой крупной компании очень хорошие юристы, и выиграть суд просто невозможно.
Ирина и ее бывшие коллеги обратились за помощью к Веронике Рустамовой – юристу и зампредседателю правового комитета БРО «Опора России».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

– Дело оказалось непростым, разбирательство по нему длилось полтора года. По договору ответственности вся бригада отвечала за недостачи, то есть ежемесячно у всех просто вычитали из зарплаты различные суммы, чтобы закрыть нехватку средств, но работники не оспаривали это, так как боялись лишиться работы, – говорит Вероника Рустамова.

Чтобы полностью исключить вину ответчиц в той самой недостаче, адвокат попросил компанию предоставить паспорта на топливно-раздаточные колонки, сертификаты ГОСТа и сроки службы, запросил по ним журналы работ, посмотрел, когда они ремонтировались. После продолжительного изучения материалов Вероника Рустамова и ее клиентки пришли к выводу, что недостача образовывалась фиктивно: из-за ошибок измерительных компьютерных программ и из-за топливно-раздаточных колонок, у которых истек срок службы.

— Мы посмотрели в журнале коды ошибок счетчиков. Из-за этих ошибок были случаи, когда люди заправляли полный бак, заплатив за меньшее количество, и уезжали, но некоторые добросовестно приходили в кассу и доплачивали. Установили, что из-за ошибки в работе этих счетчиков появлялись так называемые недостачи, которых в действительности и не было, – говорит Вероника Рустамова.

Кроме того, вскрылся один примечательный факт – погрешности в расчетах выдавала система измерения «Veeder Root». Уровнемеры «Струна», использовавшиеся ранее, имеют три датчика – у дна емкости с бензином, посередине и сверху, любые изменения плотности топлива и его массы они сразу же передавали на компьютер оператора. У новых систем есть только один датчик – у дна емкости, возможно из-за этого уровень топлива каждый раз разнился. Все зависело от температуры окружающей среды, количества бензина или солярки и еще ряда факторов. При этом данные на компьютер поступали не точные.

Точку в деле поставило отсутствие подписей ответчиков в документах, заполняемых во время проведения инвентаризации.

Суд принял во внимание данные факты и вынес решение – в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Розница» к Ирине Борисовой и ее бывшим коллегам о возмещении ущерба, причиненного работниками при исполнении трудовых обязанностей, отказать в полном объеме.

– «Башнефть» подавала аппеляционную жалобу, ее рассмотрели, но Верховный суд в марте 2017 года оставил решение Калининского районного суда Уфы без изменения, поэтому им пришлось возместить судебные расходы на оплату услуг представителя для выигравшей стороны, – подытожила Вероника Рустамова.

Редакция Proural обратилась в компанию «Башнефть» с просьбой прокомментировать ситуацию, однако оперативного ответа пока дать не смогли.

Источник: http://proural.info/society/kak-bashneft-perekladyvaet-otvetstvennost-za-oshibki-na-svoikh-sotrudnikov/

Убыль бензина: естественная и не очень

Если у компании есть автотранспорт, то она, разумеется, приобретает бензин для его эксплуатации. Как отразить стоимость ГСМ в учете? Как списать топливо, которым заправлен автомобиль, в случае продажи машины? Как применять нормы естественной убыли ГСМ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье, подготовленной по материалам книги-справочника «Годовой отчет – 2012» издательства «Гарант-Пресс».

Стоимость приобретенного бензина отражают на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо». В большинстве случаев топливо покупают водители транспорта при его заправке на АЗС. В этой ситуации основанием для оприходования бензина служит авансовый отчет водителя, утвержденный приказом руководителя фирмы, и приложенные к нему чеки ККТ, подтверждающие факт покупки. При этом в подавляющем большинстве случаев водители не получают на АЗС счета-фактуры по купленному топливу. Отметим, что, по мнению Минфина России, в такой ситуации компания не вправе возместить «входной» НДС по этим расходам (письмо Минфина России от 9 марта 2010 г. N 03-07-11/51).

Читайте так же:  Подала на алименты и передумала

В то же время есть ряд судебных решений, в которых изложена противоположная позиция. Так, Президиум ВАС РФ указал, что «счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога» (пост. Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17718/07).

Если в кассовом чеке НДС не выделен отдельной строкой, то материальные ценности приходуются на счета учета имущества по полной стоимости, указанной в первичных документах на приобретение этих ценностей. Вся стоимость покупки может быть отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Суммы НДС, выделенные в кассовом чеке и не принятые к вычету, не могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль. Если в кассовом чеке есть запись «в том числе НДС» или «включая НДС», то из произведенных расходов НДС выделяется расчетным путем и при исчислении налога на прибыль не учитывается. Правомерность вычета по НДС на основании кассового чека можно доказать только в судебном порядке.

Списание израсходованного бензина производится на основании путевого листа заправленного автомобиля. В этом документе отражают километраж пробега транспорта, количество бензина на начало и конец поездки. Как правило, путевые листы оформляют на каждый день эксплуатации машины. Однако фирма вправе установить для этого и более продолжительный период времени (например, 7 или 10 дней).

В. Молчанов , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

В. Пименов , рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пример

На балансе компании числится легковой автомобиль. Для его заправки водителю выдано в подотчет 4500 руб. Водителем было приобретено 80 л топлива стоимостью 35,40 руб./л (в том числе НДС — 5,40 руб.). В бухгалтерию представлены чеки ККТ, подтверждающие покупку бензина, в которых выделена сумма «входного» НДС. Во избежание налоговых рисков компания не принимает к вычету НДС по расходам на приобретение бензина без счета-фактуры.

При выдаче средств, а также оприходовании топлива (на основании авансового отчета водителя и приложенных к нему документов) бухгалтер сделает проводки:

— 4500 руб. — выданы средства на покупку бензина;

— 432 руб. (5,40 руб. х 80 л) — учтен «входной» НДС по бензину;

— 2400 руб. ((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 80 л) — оприходовано топливо;

— 432 руб. — списан «входной» НДС по бензину.

Водитель предоставил путевой лист, согласно которому им было израсходовано 65 л бензина.

Списание топлива бухгалтер оформит записью:

— 1950 руб. ((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 65 л) — списано израсходованное топливо.

В случае продажи автомобиля, топливный бак которого заправлен бензином, топливо подлежит списанию. В договоре купли-продажи должно быть предусмотрено, что в продажную стоимость автомобиля включено и топливо, которым он заправлен. В этой ситуации списание бензина отражают в том же порядке, что и реализацию ГСМ на сторону. В противном случае фирма списывает бензин в порядке, который предназначен для отражения операций по безвозмездной передаче материалов.

Пример

На балансе компании числится основное средство — автомобиль. Его первоначальная стоимость составляет 560 000 руб. По нему начислена амортизация в размере 220 000 руб. Компания продает машину стороннему лицу. Ее продажная стоимость составляет 448 400 руб. (в том числе НДС — 68 400 руб.). В бак машины заправлено 100 л бензина стоимостью 2800 руб.

Операции по реализации транспорта будут отражены записями:

— 220 000 руб. — списана амортизация по машине;

— 340 000 руб. (560 000 — 220 000) — списана остаточная стоимость транспорта;

— 448 400 руб. — отражена выручка от продажи автомобиля и топлива;

— 68 400 руб. — начислен НДС.

Ситуация 1

В договоре купли-продажи предусмотрено, что в рамках договора компания продает как сам автомобиль, так и топливо, которым он заправлен. Стоимость топлива включена в продажную цену машины (448 400 руб.). Списание топлива отражают проводкой:

— 2800 руб. — списана стоимость топлива.

Ситуация 2

В договоре купли-продажи не предусмотрено, что в рамках договора компания реализует топливо. Следовательно, его списание учитывают как безвозмездную передачу. Эту операцию отражают записями:

— 2800 руб. — списана стоимость топлива;

— 504 руб. (2800 руб. х 18%) — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных ценностей.

Если автомобиль приобретен для дальнейшей перепродажи и учтен на счете 41 «Товары», то стоимость заправленного в него топлива может быть списана на увеличение фактической себестоимости машины. Такие расходы можно считать затратами на его предпродажную подготовку. Кроме того, данные затраты могут быть учтены и в составе издержек обращения ( счет 44 «Издержки обращения») как расходы, необходимые для проверки качества товаров. Конкретный порядок учета затрат на заправку машины в этой ситуации должен быть определен в качестве элемента бухгалтерской учетной политики фирмы.

Бензин может быть списан и в результате его естественной убыли. Нормы убыли применяют лишь при выявлении фактических недостач. Они установлены приказом Минэнерго Росси от 13.08.2009 N 364.

Потери могут быть обнаружены при приемке имущества или при проведении инвентаризации. Как отметил Минфина России в письме от 19.04.2005 N 03-03-01-04/1/195, к естественной убыли не относят потери, которые возникли по следующим причинам:

— нарушение требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации при хранении и транспортировке;

— несовершенство средств защиты товаров от потерь;

— состояние применяемого оборудования.

Также в нормах убыли не учитывают недостачи, связанные с профилактикой резервуаров, ремонтом, а также любые аварийные потери. Кроме того, нормы не применяют в отношении запасов, хранящихся в герметичной таре (запаянных с применением герметиков, уплотнений и др.), а также в резервуарах повышенного давления.

Читайте так же:  Как оформить расписку о долге

Применять нормы убыли нефтепродуктов могут далеко не все организации. Актуальны данные нормы для нефтебаз (складов, хранилищ), автозаправочных станций (автозаправочных комплексов, топливозаправочных пунктов), объектов нефтепродуктопроводного транспорта (отвода). Транспортные компании могут списывать естественную убыль бензина, если они имеют собственные емкости для его хранения и разрешение на закупку и хранение ГСМ.

Для каждого вида товаров установлены свои нормы естественной убыли. Порядок расчета этих лимитов зависит от многих факторов. Так, на величину норм естественной убыли ГСМ влияет, во-первых, то, к какой группе нефтепродуктов они относятся. Например, бензины автомобильные всех марок, а также газовый конденсат стабильный включены в 1-ю группу. Керосин для технических целей — в 3-ю, а керосины осветительные всех марок — в 4-ю. Мазуты, а также масла всех марок относятся к 6-й группе.

Во-вторых, на норму естественной убыли нефтепродуктов влияет тип емкостей, в которых они хранятся. Например, выделяют: резервуар наземный стальной, наземный стальной с понтоном, заглубленный. Для некоторых видов нефтепродуктов нормы убыли установлены также и с учетом вместимости этих резервуаров (до 100 м3, от 101 до 400 м3 и т.д.).

В-третьих, на норму убыли влияет срок хранения нефтепродуктов (месяц, более месяца). В-четвертых, расчет нормы убыли зависит от климатической группы, в которой работает компания. Таких групп три. Все они перечислены в приложении N 3 к новым нормам естественной убыли. В частности, к 1-й группе (холодный макроклиматический район) относят Республики Саха (Якутия) и Коми, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую, Мурманскую и Томскую области. Ко 2-й (холодный умеренный макроклиматический район) — Республики Алтай, Бурятия, Карелия, Тыва, Башкортостан и Татарстан, Алтайский и Забайкальский края, Архангельскую, Кемеровскую, Ленинградскую, Московскую и Нижегородскую области и др. В 3-ю группу (теплый умеренный макроклиматический район) входят Республики Калмыкия, Адыгея, Дагестан и Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская, Ростовская и Астраханская области и др.

И, в-пятых, величина нормы естественной убыли определяется в зависимости от времени года, в течение которого хранятся те или иные виды ГСМ. Выделяют два периода: осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября). При переходе из одного сезона в другой принимают большую величину убыли нефтепродукта. Если время хранения попадает на разные периоды года, потери исчисляют отдельно по каждому периоду. В случае если температура хранимого запаса нефтепродукта превышает 30°C, то независимо от времени года применяют нормы весенне-летнего периода, увеличенные в 1,5 раза (примечание к нормам убыли нефтепродуктов при хранении, утв. приказом Минэнерго России от 13.08.2009 N 364) .

Итак, определив норму естественной убыли того или иного нефтепродукта, можно рассчитать его естественную убыль. Для этого необходимо умножить данную норму (она установлена в кг/т) на массу ГСМ в тоннах. В результате получим, сколько килограммов нефтепродукта убывает в месяц естественным путем.

Пример

Транспортная компания работает на территории Астраханской области. Фирма имеет собственные емкости для хранения бензина вместимостью 500 м3. каждая. В период с 1 ноября по 31 декабря (2 месяца в осенне-зимний период) в этих емкостях хранилось 50 т топлива. В результате инвентаризации была выявлена недостача бензина в размере 45 кг. Себестоимость 1 кг топлива равна 20 руб.

Рассчитаем естественную убыль топлива в пределах норм. Недостача бензина в первый месяц хранения составила:

50 т х 0,306 кг/т = 15,3 кг.

Во второй месяц хранения:

(50 т — 0,0153 т) х 0,225 кг/т = 11,25 кг.

Общее количество недостающего бензина в пределах норм естественной убыли составит:

15,3 + 11,25 = 26,55 кг.

Сверхнормативная убыль равна:

45 — 26,55 = 18,45 кг.

Стоимость убывшего бензина составила:

— в пределах норм:

26,55 кг х 20 руб./кг = 531 руб.;

18,45 кг х 20 руб./кг = 369 руб.

Виновник сверхнормативной недостачи не установлен. Бухгалтер компании сделает записи:

— 900 руб. (531 + 369) — списана стоимость недостающего бензина;

— 531 руб. — недостача бензина списана в пределах норм естественной убыли;

— 369 руб. — списана сверхнормативная недостача топлива.

По материалам книги «Годовой отчет — 2012» издательства «Гарант-Пресс».

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/buhconcret/a65/457115.html

Убыль бензина: естественная и не очень

Если у компании есть автотранспорт, то она, разумеется, приобретает бензин для его эксплуатации. Как отразить стоимость ГСМ в учете? Как списать топливо, которым заправлен автомобиль, в случае продажи машины? Как применять нормы естественной убыли ГСМ?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье, подготовленной по материалам книги-справочника «Годовой отчет – 2012» издательства «Гарант-Пресс».

Стоимость приобретенного бензина отражают на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо». В большинстве случаев топливо покупают водители транспорта при его заправке на АЗС. В этой ситуации основанием для оприходования бензина служит авансовый отчет водителя, утвержденный приказом руководителя фирмы, и приложенные к нему чеки ККТ, подтверждающие факт покупки. При этом в подавляющем большинстве случаев водители не получают на АЗС счета-фактуры по купленному топливу. Отметим, что, по мнению Минфина России, в такой ситуации компания не вправе возместить «входной» НДС по этим расходам (письмо Минфина России от 9 марта 2010 г. N 03-07-11/51).

В то же время есть ряд судебных решений, в которых изложена противоположная позиция. Так, Президиум ВАС РФ указал, что «счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога» (пост. Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17718/07).

Мнение специалиста

Если в кассовом чеке НДС не выделен отдельной строкой, то материальные ценности приходуются на счета учета имущества по полной стоимости, указанной в первичных документах на приобретение этих ценностей. Вся стоимость покупки может быть отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Суммы НДС, выделенные в кассовом чеке и не принятые к вычету, не могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль. Если в кассовом чеке есть запись «в том числе НДС» или «включая НДС», то из произведенных расходов НДС выделяется расчетным путем и при исчислении налога на прибыль не учитывается. Правомерность вычета по НДС на основании кассового чека можно доказать только в судебном порядке.

Списание израсходованного бензина производится на основании путевого листа заправленного автомобиля. В этом документе отражают километраж пробега транспорта, количество бензина на начало и конец поездки. Как правило, путевые листы оформляют на каждый день эксплуатации машины. Однако фирма вправе установить для этого и более продолжительный период времени (например, 7 или 10 дней).

Читайте так же:  Трудовой кодекс существенные изменения условий труда

В. Молчанов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

В. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

На балансе компании числится легковой автомобиль. Для его заправки водителю выдано в подотчет 4500 руб. Водителем было приобретено 80 л топлива стоимостью 35,40 руб./л (в том числе НДС — 5,40 руб.). В бухгалтерию представлены чеки ККТ, подтверждающие покупку бензина, в которых выделена сумма «входного» НДС. Во избежание налоговых рисков компания не принимает к вычету НДС по расходам на приобретение бензина без счета-фактуры.

При выдаче средств, а также оприходовании топлива (на основании авансового отчета водителя и приложенных к нему документов) бухгалтер сделает проводки:

Дебет 71 Кредит 50

— 4500 руб. — выданы средства на покупку бензина;

Видео (кликните для воспроизведения).

Дебет 19 Кредит 71

— 432 руб. (5,40 руб. х 80 л) — учтен «входной» НДС по бензину;

Дебет 10-3 Кредит 71

— 2400 руб. ((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 80 л) — оприходовано топливо;

Дебет 91-2 Кредит 19

— 432 руб. — списан «входной» НДС по бензину.

Водитель предоставил путевой лист, согласно которому им было израсходовано 65 л бензина.

Списание топлива бухгалтер оформит записью:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3

— 1950 руб. ((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 65 л) — списано израсходованное топливо.

В случае продажи автомобиля, топливный бак которого заправлен бензином, топливо подлежит списанию. В договоре купли-продажи должно быть предусмотрено, что в продажную стоимость автомобиля включено и топливо, которым он заправлен. В этой ситуации списание бензина отражают в том же порядке, что и реализацию ГСМ на сторону. В противном случае фирма списывает бензин в порядке, который предназначен для отражения операций по безвозмездной передаче материалов.

На балансе компании числится основное средство — автомобиль. Его первоначальная стоимость составляет 560 000 руб. По нему начислена амортизация в размере 220 000 руб. Компания продает машину стороннему лицу. Ее продажная стоимость составляет 448 400 руб. (в том числе НДС — 68 400 руб.). В бак машины заправлено 100 л бензина стоимостью 2800 руб.

Операции по реализации транспорта будут отражены записями:

Дебет 02 Кредит 01

— 220 000 руб. — списана амортизация по машине;

Дебет 91-2 Кредит 01

— 340 000 руб. (560 000 — 220 000) — списана остаточная стоимость транспорта;

Дебет 62 Кредит 91-1

— 448 400 руб. — отражена выручка от продажи автомобиля и топлива;

Дебет 91-2 Кредит 68

— 68 400 руб. — начислен НДС.

В договоре купли-продажи предусмотрено, что в рамках договора компания продает как сам автомобиль, так и топливо, которым он заправлен. Стоимость топлива включена в продажную цену машины (448 400 руб.). Списание топлива отражают проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 10-3

— 2800 руб. — списана стоимость топлива.

В договоре купли-продажи не предусмотрено, что в рамках договора компания реализует топливо. Следовательно, его списание учитывают как безвозмездную передачу. Эту операцию отражают записями:

Дебет 91-2 Кредит 10-3

— 2800 руб. — списана стоимость топлива;

Дебет 91-2 Кредит 68

— 504 руб. (2800 руб. х 18%) — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных ценностей.

Если автомобиль приобретен для дальнейшей перепродажи и учтен на счете 41 «Товары», то стоимость заправленного в него топлива может быть списана на увеличение фактической себестоимости машины. Такие расходы можно считать затратами на его предпродажную подготовку. Кроме того, данные затраты могут быть учтены и в составе издержек обращения (счет 44 «Издержки обращения») как расходы, необходимые для проверки качества товаров. Конкретный порядок учета затрат на заправку машины в этой ситуации должен быть определен в качестве элемента бухгалтерской учетной политики фирмы.

Бензин может быть списан и в результате его естественной убыли. Нормы убыли применяют лишь при выявлении фактических недостач. Они установлены приказом Минэнерго Росси от 13.08.2009 N 364.

Потери могут быть обнаружены при приемке имущества или при проведении инвентаризации. Как отметил Минфина России в письме от 19.04.2005 N 03-03-01-04/1/195, к естественной убыли не относят потери, которые возникли по следующим причинам:

— нарушение требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации при хранении и транспортировке;

— несовершенство средств защиты товаров от потерь;

— состояние применяемого оборудования.

Также в нормах убыли не учитывают недостачи, связанные с профилактикой резервуаров, ремонтом, а также любые аварийные потери. Кроме того, нормы не применяют в отношении запасов, хранящихся в герметичной таре (запаянных с применением герметиков, уплотнений и др.), а также в резервуарах повышенного давления.

Применять нормы убыли нефтепродуктов могут далеко не все организации. Актуальны данные нормы для нефтебаз (складов, хранилищ), автозаправочных станций (автозаправочных комплексов, топливозаправочных пунктов), объектов нефтепродуктопроводного транспорта (отвода). Транспортные компании могут списывать естественную убыль бензина, если они имеют собственные емкости для его хранения и разрешение на закупку и хранение ГСМ.

Для каждого вида товаров установлены свои нормы естественной убыли. Порядок расчета этих лимитов зависит от многих факторов. Так, на величину норм естественной убыли ГСМ влияет, во-первых, то, к какой группе нефтепродуктов они относятся. Например, бензины автомобильные всех марок, а также газовый конденсат стабильный включены в 1-ю группу. Керосин для технических целей — в 3-ю, а керосины осветительные всех марок — в 4-ю. Мазуты, а также масла всех марок относятся к 6-й группе.

Во-вторых, на норму естественной убыли нефтепродуктов влияет тип емкостей, в которых они хранятся. Например, выделяют: резервуар наземный стальной, наземный стальной с понтоном, заглубленный. Для некоторых видов нефтепродуктов нормы убыли установлены также и с учетом вместимости этих резервуаров (до 100 м3, от 101 до 400 м3 и т.д.).

В-третьих, на норму убыли влияет срок хранения нефтепродуктов (месяц, более месяца). В-четвертых, расчет нормы убыли зависит от климатической группы, в которой работает компания. Таких групп три. Все они перечислены в приложении N 3 к новым нормам естественной убыли. В частности, к 1-й группе (холодный макроклиматический район) относят Республики Саха (Якутия) и Коми, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую, Мурманскую и Томскую области. Ко 2-й (холодный умеренный макроклиматический район) — Республики Алтай, Бурятия, Карелия, Тыва, Башкортостан и Татарстан, Алтайский и Забайкальский края, Архангельскую, Кемеровскую, Ленинградскую, Московскую и Нижегородскую области и др. В 3-ю группу (теплый умеренный макроклиматический район) входят Республики Калмыкия, Адыгея, Дагестан и Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская, Ростовская и Астраханская области и др.

Читайте так же:  Отчет лабораторная работа диспетчер устройств

И, в-пятых, величина нормы естественной убыли определяется в зависимости от времени года, в течение которого хранятся те или иные виды ГСМ. Выделяют два периода: осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября). При переходе из одного сезона в другой принимают большую величину убыли нефтепродукта. Если время хранения попадает на разные периоды года, потери исчисляют отдельно по каждому периоду. В случае если температура хранимого запаса нефтепродукта превышает 30°C, то независимо от времени года применяют нормы весенне-летнего периода, увеличенные в 1,5 раза (примечание к нормам убыли нефтепродуктов при хранении, утв. приказом Минэнерго России от 13.08.2009 N 364).

Итак, определив норму естественной убыли того или иного нефтепродукта, можно рассчитать его естественную убыль. Для этого необходимо умножить данную норму (она установлена в кг/т) на массу ГСМ в тоннах. В результате получим, сколько килограммов нефтепродукта убывает в месяц естественным путем.

Транспортная компания работает на территории Астраханской области. Фирма имеет собственные емкости для хранения бензина вместимостью 500 м3. каждая. В период с 1 ноября по 31 декабря (2 месяца в осенне-зимний период) в этих емкостях хранилось 50 т топлива. В результате инвентаризации была выявлена недостача бензина в размере 45 кг. Себестоимость 1 кг топлива равна 20 руб.

Рассчитаем естественную убыль топлива в пределах норм. Недостача бензина в первый месяц хранения составила:

50 т х 0,306 кг/т = 15,3 кг.

Во второй месяц хранения:

(50 т — 0,0153 т) х 0,225 кг/т = 11,25 кг.

Общее количество недостающего бензина в пределах норм естественной убыли составит:

15,3 + 11,25 = 26,55 кг.

Сверхнормативная убыль равна:

45 — 26,55 = 18,45 кг.

Стоимость убывшего бензина составила:

— в пределах норм:

26,55 кг х 20 руб./кг = 531 руб.;

18,45 кг х 20 руб./кг = 369 руб.

Виновник сверхнормативной недостачи не установлен. Бухгалтер компании сделает записи:

Дебет 94 Кредит 10-3

— 900 руб. (531 + 369) — списана стоимость недостающего бензина;

Дебет 20 Кредит 94

— 531 руб. — недостача бензина списана в пределах норм естественной убыли;

Дебет 91-2 Кредит 94

— 369 руб. — списана сверхнормативная недостача топлива.

По материалам книги «Годовой отчет — 2012» издательства «Гарант-Пресс».

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/280612/

Потери бензина на АЗС и пути их сокращения

Потери бензина на автозаправочных станциях весьма велики. От автозаправочных станций Англии в атмосферу ежегодно поступает 120 тыс. т углеводородов, России — 140 тыс. т, Германии — 145 тыс. т.

По мнению зарубежных специалистов, если общее количество углеводородов, испаряющихся в атмосферу, принять за 100%, то 13% из них приходится на нефтеперерабатывающие заводы, 32% — на нефтебазы и 52% — на АЗС.

Причины потерь бензинов на АЗС разделяют на постоянно действующие, периодические и случайные.

К постоянно действующим относятся «большие дыхания» резервуаров и выбросы ПВС из баков автомобилей при заправке. Причинами периодических потерь бензинов являются проливы бензина при сливе из автоцистерн в резервуары АЗС и при заправке автомобилей, К случайным относятся утечки бензина из резервуаров вследствие их физического износа, некачественного изготовления и монтажа; утечки и проливы бензина при ремонте и эксплуатации неисправных топливораздаточных колонок; аварийные утечки в результате нарушения герметичности гидравлической системы (трубопроводов, шлангов, клапанов и т.д.).

Периодические и случайные потери бензинов устраняются путем проведения организационно-технических мероприятий (диагностика, обслуживание, ремонт, неукоснительное соблюдение правил эксплуатации и т.д.). Поэтому рассмотрим проблему сокращения постоянно действующих потерь бензина.

Потери при заполнении резервуаров. Экспериментально установлено, что при сливе бензина А-76 в подземный горизонтальный резервуар РГС-25, расположенный в средней климатической зоне, величина удельных потерь от «больших дыханий» составляет: в осенне-зимний период — от 0,13 до 0,93 кг/т, а в весенне-летний период— от 0,54 до 1,61 кг/т. Средние же величины удельных потерь бензина от «больших дыханий» в эти периоды равны соответственно 0,68 кг/т и 1,1 кг/т.

Продолжительность частичного заполнения резервуара в экспериментах составляла 12-20 минут (время слива одной автоцистерны). Все остальное время бензин или хранился в резервуаре неподвижно, или отпускался через топливораздаточные колонки в топливные баки автомобилей. Коэффициент оборачиваемости резервуара составлял 120-180 1/год, т.е. один полный оборот занимал в среднем 2-3 суток.

Легко найти, что для АЗС, имеющей 3 резервуара РГС25, годовые потери от «больших дыханий» составляют от 6 до 9 т.

Для сокращения этих потерь могут быть использованы:

Диски-отражатели. Как было показано в разделе выше, они эффективны только при высокой оборачиваемости резервуаров. Этому требованию резервуары АЗС отвечают как нельзя лучше: коэффициент их оборачиваемости достигает 100 1/год и более. Однако экспериментальные исследования эффективности дисков-отражателей ограниченны. На одной из АЗС средней климатической зоны диски-отражатели позволили в среднем уменьшить потери от «больших дыханий» в весенне-летний период на 40%, а в осенне-зимний — 20%.

Газовая обвязка. Проектные организации довольно часто рекомендуют оснащать ею резервуары АЗС. Предполагается, что, как и в случае вертикальных цилиндрических резервуаров, при совпадении операций слива и отпуска бензина на АЗС паровоздушная смесь будет перетекать по газовой обвязке из заполняемых резервуаров в опорожняемые. Однако на практике в период приема бензина на АЗС заправка транспортных средств, как правило, прекращается. Поэтому внедрение газовой обвязки резервуаров на АЗС практически бесполезно.

Газоуравнительная система для АЗС предложена в ОАО «ВНИИПКспецстройконструкция». В основу работы ГУС положен принцип изоляции газового пространства резервуаров от атмосферы и сброса избыточного количества паров бензина в газосборник переменного объема. Конструкция газосборника в рекламных материалах не описывается. Сообщается только о наличии в нем разделительной мембраны из пластиката диаметром 2,6 м и приводятся параметры газосборника: высота — 2,4 м; диаметр — 2,67 м; вместимость — до 10 м 3 ; масса — 1,2 т. Утверждается, что при рабочем (избыточном) давлении в системе, равном 1200-2000 Па, сокращение выброса паров в атмосферу составляет 80-99%.

Следует отметить, что газосборники переменного объема в настоящее время нигде не применяются.

Паровозвратная обвязка — это газовая обвязка, соединяющая газовые пространства сливаемой автоцистерны и заполняемого резервуара на АЗС. Для ее применения необходимо соответствующее дооборудование обеих емкостей, обеспечивающее их быстрое и надежное соединение-разъединение .

Использование паровозвратных обвязок широко распространено за рубежом. Резервуары АЗС в этом случае дыхательных клапанов не имеют.

Следует отметить, что паровозвратную обвязку имеет смысл применять только в том случае, когда в пункте налива автоцистерн имеется система улавливания паров бензина.

Системы УЛФ. Для улавливания паров бензина при его сливе в резервуары АЗС в принципе может быть использовано большинство из систем УЛФ, предназначенных для вертикальных цилиндрических резервуаров. Фактически нашли применение, в основном, конденсационные и абсорбционные системы УЛФ.

Читайте так же:  Взыскать алименты в твердой денежной

К сожалению, системы, работа которых основана на использовании низких температур, очень дороги. При применении абсорбционных систем УЛФ главной проблемой является сохранение качества низколетучего нефтепродукта, используемого в качестве абсорбента. Кроме того, их эксплуатация требует определенных энергозатрат. Последнего недостатка лишена система улавливания паров бензина с «транзитным» резервуаром (УЛФТР). Испытания системы УЛФ-TP на одной из АЗС показали, что ее использование позволяет сократить потери бензина от «больших дыханий» на 80-90%.

Потери при заполнении баков автомобилей. Их величина достаточно велика. По оценкам западногерманских экспертов потери бензинов при заправке автомобильных баков составляют 0,175% от объема операций. Эксперты французских нефтесбытовых фирм считают, что эта цифра составляет 0,19%. В Бюллетене Японского нефтяного института сообщается, что при заправке топливных баков автомобилей летом теряется 1,44 кг на 1 м 3 заправляемого бензина.

Казалось бы это совсем немного. Но, по подсчетам отечественных специалистов, для АЗС на 500 заправок в сутки с четырьмя резервуарами РГС-25 и среднесуточной реализацией 20 т потери бензина при заправке топливных баков составляют около 35% общей величины его естественной убыли, т.е. около 3,3 т/год.

В странах Европейского экономического сообщества потери бензина при заполнении баков автомобилей составляют около 200 тыс. т/год, а в одной Франции — 26 тыс. т.

Значительные выбросы паров топлива при заполнении баков автомобилей обусловили проведение научноисследовательских работ по их сокращению во многих странах мира. По общему мнению, наиболее целесообразно решать данную проблему путем устройства паровозвратной обвязки, связывающей бак заправляемого автомобиля и резервуар, из которого отбирается бензин. При этом требуется обеспечить стандартизацию диаметра горловин топливных баков автомобиле

Источник: http://ros-pipe.ru/clauses/poteri-benzina-na-azs-i-puti-ikh-sokrascheniya/

УЧЕТ ГСМ И ИХ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ

Пример
На балансе компании числится легковой автомобиль. Для его заправки водителю выдано в подотчет 4500 руб. Водителем было приобретено 80 л топлива стоимостью 35,40 руб./л (в том числе НДС – 5,40 руб.). В бухгалтерию представлены чеки ККТ, подтверждающие покупку бензина, в которых выделена сумма «входного» НДС. Во избежание налоговых рисков компания не принимает к вычету НДС по расходам на приобретение бензина без счета-фактуры.
При выдаче средств, а также оприходовании топлива (на основании авансового отчета водителя и приложенных к нему документов) бухгалтер сделает проводки:
Дебет 71 Кредит 50
– 4500 руб. – выданы средства на покупку бензина;
Дебет 19 Кредит 71
– 432 руб. (5,40 руб. х 80 л) – учтен «входной» НДС по бензину;
Дебет 10-3 Кредит 71
– 2400 руб. ((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 80 л) – оприходовано топливо;
Дебет 91-2 Кредит 19
– 432 руб. – списан «входной» НДС по бензину.
Водитель предоставил путевой лист, согласно которому им было израсходовано 65 л бензина.
Списание топлива бухгалтер оформит записью:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3
– 1950 руб. ((35,40 руб./л – 5,40 руб.) х 65 л) – списано израсходованное топливо.

В случае продажи автомобиля, топливный бак которого заправлен бензином, топливо подлежит списанию. В договоре купли-продажи должно быть предусмотрено, что в продажную стоимость автомобиля включено и топливо, которым он заправлен. В этой ситуации списание бензина отражают в том же порядке, что и реализацию ГСМ на сторону. В противном случае фирма списывает бензин в порядке, который предназначен для отражения операций по безвозмездной передаче материалов.

Пример
На балансе компании числится основное средство – автомобиль. Его первоначальная стоимость составляет 560 000 руб. По нему начислена амортизация в размере 220 000 руб. Компания продает машину стороннему лицу.
Ее продажная стоимость составляет 448 400 руб. (в том числе НДС – 68 400 руб.). В бак машины заправлено 100 л бензина стоимостью 2800 руб.
Операции по реализации транспорта будут отражены записями:
Дебет 02 Кредит 01
– 220 000 руб. – списана амортизация по машине;
Дебет 91-2 Кредит 01
– 340 000 руб. (560 000 – 220 000) – списана остаточная стоимость транспорта;
Дебет 62 Кредит 91-1
– 448 400 руб. – отражена выручка от продажи автомобиля и топлива;
Дебет 91-2 Кредит 68
– 68 400 руб. – начислен НДС.

Ситуация 1
В договоре купли-продажи предусмотрено, что в рамках договора компания продает как сам автомобиль, так и топливо, которым он заправлен. Стоимость топлива включена в продажную цену машины (448 400 руб.).
Списание топлива отражают проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 10-3
– 2800 руб. – списана стоимость топлива.
Ситуация 2
В договоре купли-продажи не предусмотрено, что в рамках договора компания реализует топливо. Следовательно, его списание учитывают как безвозмездную передачу. Эту операцию отражают записями:
Дебет 91-2 Кредит 10-3
– 2800 руб. – списана стоимость топлива;
Дебет 91-2 Кредит 68
– 504 руб. (2800 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных ценностей.

Пример
Транспортная компания работает на территории Астраханской области. Фирма имеет собственные емкости для хранения бензина вместимостью 500 м3 каждая. В период с 1 ноября по 31 декабря (2 месяца в осенне-зимний период) в этих емкостях хранилось 50 т топлива. В результате инвентаризации была выявлена недостача бензина в размере 45 кг. Себестоимость 1 кг топлива равна 20 руб.
Рассчитаем естественную убыль топлива в пределах норм. Недостача бензина в первый месяц хранения составила:
50 т х 0,306 кг/т = 15,3 кг.
Во второй месяц хранения:
(50 т – 0,0153 т) х 0,225 кг/т = 11,25 кг.
Общее количество недостающего бензина в пределах норм естественной убыли составит:
15,3 + 11,25 = 26,55 кг.
Сверхнормативная убыль равна:
45 – 26,55 = 18,45 кг.
Стоимость убывшего бензина составила:
– в пределах норм:
26,55 кг х 20 руб./кг = 531 руб.;
– сверх норм:
18,45 кг х 20 руб./кг = 369 руб.
Виновник сверхнормативной недостачи не установлен. Бухгалтер компании сделает записи:
Дебет 94 Кредит 10-3
– 900 руб. (531 + 369) – списана стоимость недостающего бензина;
Дебет 20 Кредит 94
– 531 руб. – недостача бензина списана в пределах норм естественной убыли;
Дебет 91-2 Кредит 94
– 369 руб. – списана сверхнормативная недостача топлива.

По материалам книги «Годовой отчет – 2012» издательства «Гарант-Пресс»

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/editions/vesti/411571/8/

Недостачи на азс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here