Коммерческая и служебная тайна юридического лица

Помощь в решении вопроса: "Коммерческая и служебная тайна юридического лица" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

КОММЕРЧЕСКАЯ И СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, ее охраной регулирует Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства) — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением мер по охране конфиденциальности этой информации, принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Меры по охране конфиденциальности информации принимает сам обладатель этой информации. Он же принимает решение о том, что является в его организации сведениями, составляющими коммерческую тайну.

Указанный Федеральный закон в ст. 5 только определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Это следующие сведения:

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Кроме этого, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При этом органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную (ст. 83 УК РФ).

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой органичен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем российском законодательстве отсутствует. Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что такое информация?
  • 2. Перечислите права обладателя информации.
  • 3. Какие обязанности установлены законом для обладателя информации?
  • 4. Что такое государственная тайна?
  • 5. Что относится к сведениям, составляющим государственную тайну?
  • 6. Какие сведения не могут быть засекречены?
  • 7. Что такое допуск к государственной тайне?
  • 8. Что такое коммерческая тайна?
  • 9. Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну?

Источник: http://studref.com/632732/pravo/kommercheskaya_sluzhebnaya_tayna

Правовые отношения в сфере охраны коммерческой, банковской, служебной и профессиональной тайны

Коммерческая тайна

Обеспечение правовой защиты коммерческой тайны имеет важное значение при осуществлении предпринимательской деятельности коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Институт коммерческой тайны позволяет предпринимателям обеспечить защиту информации, ноу-хау или имеющих ценность идей и начинаний, сохранение в тайне которых позволяет получить коммерческую выгоду. Новый оригинальный способ продаж или информация о проведении между крупными игроками определенной части рынка переговоров, также о достигнутых на этих переговорах договоренностях, сведения о клиентах могут иметь большую коммерческую ценность и любая организация-конкурент может быть заинтересована в получении подобной информации. Защитить такую информацию позволяет институт коммерческой тайны, который регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности.

Первые попытки регулировать отношения в сфере коммерческой тайны были сделаны в 1990 г., когда были приняты первые нормативные документы, содержащие это понятие. С принятием в 1994 г. части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в законодательство РФ вводится понятие «коммерческая тайна), правовое определение которой дается в статье 139 ГК РФ.

В пункте 1 ст. 139 ГК коммерческая тайна определяется как информация имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В 2004 г. был принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», более детально регулирующий отношения в сфере защиты коммерческой тайны, чем это сделано в ГК РФ [1] .

Закон о коммерческой тайне устанавливает, что законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона коммерческой тайне, других федеральных законов, т.е. субъектам Российской Федерации не предоставляется право принимать свои законодательные акты в сфере коммерческой тайны. Это связано с тем, что правовое регулирование коммерческой тайны относится к исключительному ведению Российской Федерации, как относящееся к формированию основ единого рынка в Российской Федерации (п. ж ст. 71 Конституции РФ).

Читайте так же:  Какой суд рассматривает иски по алиментам

Федеральным законом «О коммерческой тайне» закрепляются следующие правовые определения терминов:

Источник: http://studref.com/438045/informatika/pravovye_otnosheniya_sfere_ohrany_kommercheskoy_bankovskoy_sluzhebnoy_professionalnoy_tayny

Статья 139. Служебная и коммерческая тайна

1. Субъекты гражданского права могут в своих интересах ограничивать доступ других лиц к известной им информации. Поэтому в отличие от государственной тайны состав сведений, которые составляют служебную или коммерческую тайну, определяется не нормативными актами, а самими обладателями информации.

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности, кроме ГК, регулируют Федеральные закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и другие федеральные законы. Так, например, ст. 15 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» к коммерческой тайне относится информация о состоянии пенсионных счетов и производимых фондом выплатах негосударственных пенсий. Согласно п. 4 ст. 10 Закона о бухучете содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

2. Комментируемая статья практически не разделяет понятия служебной и коммерческой тайны, предусматривает одинаковое регулирование для обоих видов тайны, что связано с невозможностью четкого разделения регулируемых отношений.

Информация, являющаяся коммерческой тайной, может стать служебной тайной, и наоборот.

Состав информации, являющейся коммерческой и служебной тайной, также часто совпадает по составу с другими видами конфиденциальной информации, в том числе государственной, налоговой, банковской тайной. Так, согласно п. 2 ст. 102 НК к разглашению налоговой тайны относится передача коммерческой тайны налогоплательщика. Большая часть информации, составляющей банковскую тайну, несомненно, является коммерческой тайной для банка как коммерческой организации и служебной тайной для работников банка.

3. Федеральным законом «О коммерческой тайне», Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 N 35 (в ред. от 03.10.2002) определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, к таким сведениям отнесены: учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово- хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства России и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц в других организациях.

СП РФ. 1992. N 1 — 2. Ст. 7; СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3983.

4. Для признания информации служебной или коммерческой тайной и соответственно для ее правовой охраны закон называет следующие обязательные условия: 1)

наличие у информации действительной или потенциальной коммерческой ценности.

неизвестность информации третьим лицам. В отличие от других видов нематериальных благ, используемых в хозяйственной деятельности (авторские права, права на изобретения, товарные знаки и т.п.), для прав на информацию, являющуюся служебной и коммерческой тайной, законодатель не устанавливает сроков действия. Права на конфиденциальную информацию существуют и имеют какую-либо ценность только до тех пор, пока эта информация не стала известной. После разглашения информации (причем неважно, на каком основании — законном или нет) всякий смысл в сохранении ее конфиденциальности пропадает. Поэтому единственное право, которое может остаться у первоначального обладателя информации, это право на возмещение убытков, если информация была разглашена незаконно.

В судебной практике возник вопрос о возможности отнесения к служебной и коммерческой тайне программ телепередач и соответственно запрете на публикацию таких программ третьими лицами. ВАС РФ признал невозможным применение режима служебной и коммерческой тайны к телепрограммам именно в силу их несоответствия условиям неизвестности и свободного доступа (Постановление Пленума ВАС РФ от 24.11.1998 N 3900/98 );

ВВАС РФ. 1999. N 2. 3)

отсутствие свободного доступа к информации на законном основании. В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с доступом акционеров к документам АО, когда само общество отнесло такие документы к коммерческой тайне. Арбитражные суды при вынесении решений руководствовались настоящим условием. Если истребуемые документы прямо поименованы в законе как документы, подлежащие представлению акционеру, то на них не распространяется режим коммерческой и служебной тайны, даже если информация, содержащаяся в документах, отнесена действующим законодательством или локальными нормативными актами АО к коммерческой тайне; 4)

обладатель информации принимает меры к охране конфиденциальности информации, среди них можно выделить три основных вида: —

организационные, заключающиеся в определении информации как служебной и коммерческой тайны (см. п. 1 коммент. к данной статье) и доведении этого до тех, кто находится в непосредственном контакте с информацией (работники, контрагенты); —

юридические, заключающиеся в установлении обязанности в договорах (трудовых и гражданско-правовых) контрагентов и работников соблюдать конфиденциальность, а именно не разглашать информацию, соблюдать технические меры работы с информацией. Для договоров подряда такая обязанность установлена во второй части ГК (ст. 727); —

технические, препятствующие разглашению работниками и контрагентами (активные) и затрудняющие доступ третьих лиц (пассивные). 5.

Среди способов защиты информации, предусмотренных действующим законодательством, можно назвать следующие: —

специальный порядок получения сведений от их обладателей, в том числе ограничение круга лиц, уполномоченных получать такие сведения (см., например, ч. 3 ст. 183 УПК); —

особую процедуру работы с таким сведениями; так, АПК (п. 2 ст. 11), ГПК (п. 2 ст. 10) предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения тайны; —

ответственность государственных органов и должностных лиц за разглашение коммерческой и служебной тайны. 6.

Необходимо отметить, что комментируемая статья устанавливает ответственность в виде возмещения убытков не только за незаконное разглашение, но и за незаконное получение информации, составляющей служебную и коммерческую тайну.

За разглашение служебной и коммерческой тайны трудовым законодательством также установлена дисциплинарная ответственность (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК).

Источник: http://lawbook.online/pravo-lektsii-grajdanskoe/statya-139-slujebnaya-kommercheskaya-19570.html

Коммерческая или служебная тайна

Деловая репутация

Место нахождения юридического лица

1. Средства индивидуализации юридического лица— это способы, позволя­ющие выделить конкретное юридическое лицо из множества других.

К этим средствам относятся:

. наименование юридического лица;

. место нахождения юридического лица;

. средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица: то­варный знак, знаки обслуживания, наименование места происхожде­ния товара (они рассмотрены в отдельном параграфе данного учебного пособия).

Со средствами индивидуализации юридического лица тесно связаны от­ношения по защите деловой репутации, рекламе, охране коммерчес­кой и служебной тайны.

2. Наименование юридического лицадолжно содержать:

. указание на организационно-правовую форму юридического лица;

. для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в иных случаях, предусмотренных законом, — указание на характер деятельно­сти юридического лица.

Коммерческие организации также должны иметь фирменное наименова­ние, которое должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.

Юридическое лицо имеет исключительное право на использование сво­его фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Читайте так же:  Расчет численности охраны труда на предприятии

3. Местом нахождения юридического лицапризнается место его государ­ственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредитель­ных документах не установлено иное.

Не допускается незаконное использование чужого зарегистрированно­го места нахождения в целях недобросовестной конкуренции.

Учредители юридического лица несут ответственность за ущерб, при­чиненный третьим лицам ввиду недостоверного указания в учредитель­ных документах места нахождения юридического лица.

4. Деловая репутация юридического лица — это сложившееся в обществе и предпринимательских кругах представление о юридическом лице, про­изводимых им товарах или оказываемых услугах. Защита деловой репута­ции происходит в судебном порядке. Посягательство на деловую репута­цию может быть выражено, в частности, в распространении ложных или искаженных сведений о юридическом лице, что является одной их форм недобросовестной конкуренции.

Отношения, складывающиеся в процессе рекламы, регулируются Фе­деральным законом «О рекламе» от 18 июля 1995 года.

5. Коммерческая или служебная тайна — это информация, которая:

. имеет действительную или потенциальную экономическую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

. закрыта от свободного доступа;

. по отношению к которой ее обладатель принимает меры по сохране­нию ее конфиденциальности.

В случае распространения такой информации без согласия правообла-дателя последний вправе требовать возмещения убытков, вызванных таким распространением (ст. 139 ГК).

Вопрос 16. Возникновение •
и прекращение юридических лиц

,:1. Возникновение юридического лица .

..

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9721 —

| 7565 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/3_62422_kommercheskaya-ili-sluzhebnaya-tayna.html

Служебная и коммерческая тайны

Одним из самых распространенных и значимых видов конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную, коммерческую тайну.

Считается, что состав и объем сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления в отношении служебной, и предпринимателем – в отношении коммерческой тайны.

В ведомственных нормативных актахслужебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носит обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. Чаще всего к служебной тайне относят сведения, касающиеся: особенностей кадрового состава предприятия (организации); структуры организации управленческого и производственного процесса; финансовой деятельности; состояния материально-технической базы и т.п.

Коммерческая тайна является охраняемым законом правом на засекречивание производственных и иных операций для сокрытия их от конкурентов. Законодательством РФ предусмотрено, что право на коммерческую тайну не может быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц.

Современное российское законодательство под коммерческой тайной понимает информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности. Кроме того, подобные сведения должны быть задокументированы, то есть зафиксированы на материальном носителе с соответствующими реквизитами, которые позволяют идентифицировать эти сведения.

Собственник информации имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в пределах полномочий, отведенных ему законодательством, то есть самостоятельно определять: критерии отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну; срок действия такого режима; порядок накопления, обработки, хранения, доступа и передачи информации третьим лицам; систему мер, обеспечивающих соблюдение режима коммерческой тайны, и систему средств и методов защиты информации.

Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны. Н-р, если руководитель предприятия не заключит с сотрудниками, допущенными к секретам производства, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, он не будет иметь никаких правовых рычагов воздействия на лицо, нарушившее режим коммерческой тайны.

Своеобразно решается вопрос об обязательствах работника в связи с коммерческой тайной после прекращения им трудовых отношений с работодателем. В этой ситуации обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника.

Специальной оговоркой в соглашении, возможно, увеличить или уменьшить этот срок. При увольнении работник обязан вернуть работодателю все имеющиеся у него носители коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, подлежит правовой защите, поскольку несанкционированный доступ к ней, ее разглашение и неправомерное использование могут нанести ущерб коммерческим интересам субъекта предпринимательской деятельности, а также дать незаконные преимущества перед ним третьим лицам, которые могут получить выгоду от подобных действий.

По своему содержанию меры и способы защиты информации могут носить различный характер (правовой, организационный, технический и др.). Их выбор осуществляется самим собственником с учетом возможностей и ценности информации. Но принимаемые меры должны находиться в рамках компетенции собственника и соответствовать законодательству РФ, то есть они не могут являться оперативно — розыскными или иными специальными мерами, которые относятся к компетенции отдельных государственных органов, либо быть по своей сути незаконными.

При всем многообразии форм и видов коммерческой тайны наибольшее практическое значение имеет правильное и полное решение вопросов, связанных с обеспечением банковской тайны. Обычно под этим понятием принято понимать обязанность банка обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся личности и деятельности клиентов, при условии, что эти сведения получены банком в процессе их банковского обслуживания.

Отношения между клиентом и обслуживающей его кредитной организацией изначально, в силу специфики банковской деятельности, носят доверительный характер. Клиент не только доверяет кредитной организации свои денежные средства, но и потенциально допускает ее к информации о своем финансовом состоянии. Разглашение сведений, охраняемых банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица, имеющего банковский вклад или счет.

Видео (кликните для воспроизведения).

В законе «О банках и банковской деятельности» определены органы, имеющие право на получение сведений по юридическим лицам и составляющих банковскую тайну. Это: суды и арбитражные суды; Счетная палата РФ, органы Министерства по налогам и сборам; Таможенные органы; органы предварительного следствия.

По сведениям в отношении физических лиц могут получать справки только: сами клиенты, суды, органы предварительного следствия.

Опыт показывает, что успехи коммерческой деятельности предприятий и организаций, экономическое благополучие их сотрудников во многом связаны с надлежащим обеспечением тайны нотариальных действий.

Сохранение нотариальной тайны – одна из важнейших обязанностей нотариуса.

Нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Справки об этих действиях нотариусом выдаются лишь по требованию суда, прокуратуры, органы предварительного следствия, налоговых органов.

В ряде ситуаций, в основном связанных с проверкой деятельности нотариуса вышестоящими должностными лицами и организациями, нотариальная тайна может стать известной более широкому кругу лиц. Эти должностные лица, в частности должностные лица нотариальной палаты, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны могут нести дисциплинарную или материальную ответственность.

Читайте так же:  Проводки дебиторской задолженности в в бюджете

Тема 11: Особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере.

1. Сущность социальной деятельности.

2. Социальное право. Источники социального права.

3. Право социального обеспечения, его принципы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8589 —

| 8158 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/1_100566_sluzhebnaya-i-kommercheskaya-tayni.html

10. Коммерческая и служебная тайна.

Служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограниченорганамигосударственнойвласти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

(ГК РФ)Ст. 139.Служебная и коммерческая тайна

1.Информация составляет служебную или коммерческуютайну в случае, когда информацияимеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимаетмерыкохране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2.Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязанывозместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско — правовому договору.

ФЗ РФ№ 98 «О коммерческой тайне»

Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ:

коммерческая тайна (КТ)– конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличитьдоходы, избежать неоправданных расходов, сохранитьположение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая КТ,научно-техническая, технолог-я, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Режим КТ– правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности;

Обладатель информации, составляющей КТ, — лицо, которое владеет информацией, составляющей КТ, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режимКТ.

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовнуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей КТ, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несетдисциплинарнуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей КТ, несут перед обладателем информации, составляющей КТ, гражданскоправовуюответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую КТ, и не имело достаточных основанийсчитатьиспользование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По требованию обладателя информации, составляющей КТ, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязанопринятьмерыпоохранеконфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Следующие ФЗ РФ также содержат статьи о коммерческой и служебной тайне: ФЗ РФ «Об ипотечных ценных бумагах», ФЗ РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле».

«Уголовный кодекс Российской Федерации»

Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Уголовную ответственность влекут:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Источник: http://studfile.net/preview/4349833/page:6/

49. Коммерческая и служебная тайна

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Особенности коммерческой и служебной тайны:

а) фактическая монополия определенного лица на совокупность сведений, составляющих коммерческую или служебную тайны;

б) универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности (под понятие коммерческой или служебной тайны могут быть подведены любые сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением и др.);

в) коммерческая и служебная тайна не требуют официального признания их охраноспособности, государственной регистрации или выполнения какихлибо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин;

г) проверка охраноспособности коммерческой или служебной тайны происходит не в порядке предварительной процедуры, а тогда, когда тайна нарушается или оспаривается.

Критерии охраноспособности коммерческой и служебной тайны:

1) информация должна иметь действительную или потенциальную ценность в силу ее не известности третьим лицам;

2) к информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации должен принимать меры к охране ее конфиденциальности.

Срок охраны коммерческой и служебной тайны не ограничен.

Право на коммерческую и служебную тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая образует тайну, а так же имеются предусмотренные законом условия ее охраны.

Лица, незаконными методами получившиеинформацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Читайте так же:  Списание недостачи если виновное лицо не установлено

50. Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности

Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98ФЗ «О коммерческой тайне». Право на отнесение информации к коммерческой тайне принадлежит обладателю этой информации. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну:

«Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности»

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях всоответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и обоплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Обладатель коммерческой тайны, а также другие лица, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, на законных основаниях должны осуществлять меры по ее охране.

Источник: http://studfile.net/preview/7011666/page:25/

Коммерческая и служебная тайна

В соответствии со ст. 139 ГК РФ «тайной» считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае «тайна» есть нечто непознанное. Анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая («относительная») тайна имеет своего владельца — для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Неопределённость понятия неизбежно порождает многообразие его толкования. Так, комментируя ст.139 ГК РФ, Л.А. Трахтенгерц Комментарий к ч.1 ГК РФ под общей ред. Садикова О.Н. Консультант Плюс критически относится к распространению признаков коммерческой тайны на служебную, справедливо считая их разноплановыми понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и её обладатель принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу её ценности, сколько в силу служебной обязанности.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13.06.1996г. (в редакции 28.12.2004г.) имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ — отказ гражданину предоставить информацию — охраняет положения ст.24 Конституции РФ — право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны — служебной информации ограниченного доступа — уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. ФЗ от 30.12.2001г. №145-ФЗ (в редакции от 30.12.2004г.) РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования — информация о деятельности исполнительной власти — Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации См. постановления Правительства от 15.06.2002г. №526, от 23.09.2002г. №691, утверждающие Положения о лицензировании деятельности по данным видам защиты информации. См. также ст.138 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за деятельность по распространению средств технической защиты информации без соблюдения установленных лицензирующим органом требований., функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть — служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности Утверждена Президентом РФ от 09.09.2000г., которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

В пункте 2 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, определяется как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Ст.139 ГК РФ, полностью повторяя первые два из перечисленных условий отнесения информации к коммерческой тайне, в качестве третьего закрепляет принятие обладателем информации мер к охране её конфиденциальности. При этом ГК РФ не приводит границы между коммерческой и служебной тайной, распространяя одинаковые признаки на оба понятия. Таким образом, законодательство использует фактически одинаковые признаки для определения трёх понятий: информация, составляющая секрет производства (ноу-хау); информация, составляющая коммерческую тайну; информация, составляющая служебную тайну.

Читайте так же:  Плохая кредитная история взять кредит без поручителей

Информация, составляющая служебную тайну, может иметь экономическую ценность в том смысле, что лицо, получившее к ней доступ, может продать её за определённую сумму третьим лицам, неправомерно получив тем самым доход. Указанная ценность есть свойство приносить прибыль от использования информации её обладателем в процессе предпринимательской деятельности. Служебную же тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти Поэтому то, что названо служебной информацией на рынке ценных бумаг в гл.8 Федерального Закона от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (действует в редакции от 28.07.2004г.), на самом деле является информацией, связанной с профессиональной деятельностью.. Следовательно, такая информация используется этими органами для государственно-властных (публичных) функций, а потому несовместима с предпринимательской деятельностью. Мы видим, что коммерческая тайна отличается от служебной тайной как минимум по двум признакам:

  • 1. По субъекту, устанавливающему перечень сведений, относимых к служебной или коммерческой тайне;
  • 2. По сфере использования.

Режим коммерческой тайны, в соответствии со ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне», — это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране её конфиденциальности. Именно установление основ правового режима коммерческой тайны и составляет предмет регулирования ФЗ «О коммерческой тайне». Анализ его норм позволяет выделить следующие составляющие правового режима коммерческой тайны:

виды информации, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне;

перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну;

порядок отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну;

порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну;

меры по охране коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне». Правом относить ту или иную информацию (с учётом перечня сведений, не могущих составлять коммерческую тайну) к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять её перечень и состав, наделён обладатель информации. Для того чтобы режим коммерческой тайны мог считаться установленным, необходимо принятие мер по охране конфиденциальности информации, которые можно свести в три группы:

  • 1. меры, вводимые локальным актом юридического лица. К ним относится определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; установление порядка обращения с этой информацией, т.е. ограничение доступа к ней; учёт лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
  • 2. меры договорно-правового характера, регулирующие отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и конрагентами на основании гражданско-правовых, в том числе предпринимательских, договоров.
  • 3. меры формально-информационного характера — вводятся путём нанесения на документы грифа «Коммерческая тайна» с указателем обладателя этой информацией (для юридических лиц — полное наименование и местонахождение; для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество и место жительство).

Согласно ч.2.ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия всех перечисленных мер в совокупности: введение одной или нескольких мер не влечёт признание данного режима установленным. Исключение сделано для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников.

Говоря о возникновении и пределах ответственности за нарушение режима коммерческой тайны (нарушение может выражаться в разглашении коммерческой тайны, передаче информации третьим лицам, а также в использовании информации в личных целях), следует различать 3 ситуации:

  • 1. лицо получило доступ к коммерческой тайне в результате своих противоправных действий;
  • 2. контрагент нарушил режим коммерческой тайны, к которой он имел доступ на основе договора о передаче коммерческой тайны;
  • 3. работник нарушил режим служебной коммерческой тайны, к которой он имел доступ.

В первом случае, противоправный доступ к коммерческой тайне порождает гражданско-правовое обязательство, возникающее вследствие причинения вреда. Ответственность нарушителя заключается в обязанности возместить обладателю коммерческой тайны причинённый ущерб в полном объёме (п.1 ст.1064 ГК). Существует два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре и возмещение убытков (ст.1082 ГК). Убытки включают реальный ущерб и упущенную стоимость. П.7 ч.2 ст.7 ФЗ «О коммерческой тайне» также устанавливает, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право требовать возмещение убытков от лица, которое разгласило, незаконно получило или незаконно использовало указанную информацию.

Во втором случае, нарушение режима коммерческой тайны договорным контрагентом влечёт ответственность в соответствии с законом ( глава 25 ГК «Ответственность за нарушение обязательств; ст.12 ФЗ «О коммерческой тайне»). Основания и размер этой ответственности могут быть изменены договором. В ст.393 ГК указывается, что должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Таким образом, из ст.393 ГК автоматически вытекает право потерпевшей стороны требовать от нарушителя — договорного контрагента — полного возмещения ущерба. Основная сложность, связанная с судебным взысканием убытков, состоит в необходимости доказывания их размера. Обладатель коммерческой тайны должен с помощью документов доказать величину своих убытков.

В последнем случае, ответственность работника за нарушение режима служебной коммерческой тайны регулируется в основном статьями 11 и 14 ФЗ «О коммерческой тайне». Рассматривая вопрос об ответственности работника за разглашение служебной коммерческой тайны, надо различать два случая:

разглашение имело место в период трудового договора;

разглашение имело место после прекращения (или расторжения) трудового договора.

Если работник разгласил служебную коммерческую тайну в период действия трудового договора, то он обязан возместить работодателю причинённый ущерб (а не убытки!) — п.4 я.3. ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне». Под ущербом здесь понимается «реальный ущерб», как он определяется в ст.15 ГК РФ — это расходы, которые обладатель коммерческой тайны произвёл или должен будет произвести для восстановления нарушенного права. Кроме взыскания ущерба с работника, к нему в соответствии с ч.2 ст.14 ФЗ «О коммерческой тайне» могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, т.е. замечание, выговор или увольнение.

Если работник разгласил служебную коммерческую тайну в тот период, когда он уже не состоит в трудовых отношениях, но ещё обязан хранить тайну (3 года — по Закону или в течение иного срока — по соглашению), то он обязан возместить убытки работодателя (ч.4 ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне»).

реализация норма право государственная тайна

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/1508697/pravo/kommercheskaya_sluzhebnaya_tayna

Коммерческая и служебная тайна юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here