Государственный кредит управление государственным долгом

Помощь в решении вопроса: "Государственный кредит управление государственным долгом" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Государственные займы: понятие, классификация. Государственный кредит и государственный долг: их виды. Управление государственным долгом

Гос. займы — форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Гос. займы можно классифицировать по ряду признаков:

  • * по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;
  • * по обращению на рынке — рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;
  • * по валюте заимствований — внутренние и внешние;
  • * в зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);
  • * по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;
  • * по обеспеченности — закладные и беззакладные ;
  • * по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, процентные, беспроигрышные; * и др.

Гос. займы как форма гос. кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Гос. и муницип. займы осуществляются путем выпуска ц. б. от имени РФ, субъекта РФ или муницип. образования. Таким образом, по договору гос. и муницип. займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муницип. образование, а инвестором — гражданин или юр. лицо-резидент или нерезидент. Гос. внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является гос. кредит. При осуществлении гос. кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный кредит может быть внутренним (гос.займы, вклады населения, казначейские ссуды) и внешним (международный, где государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора). Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга — внутреннего и внешнего.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Методы управления государственным долгом:

Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. Он позволяет осуществить и ускорить переход капитала от денежной к производительной форме. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. РЦБ, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств. Как синоним термина «рынок ценных бумаг» в современной отечественной экономической литературе используется термин «фондовый рынок».

Эффективное функционирование современной экономики невозможно без существования развитого и стабильно работающего рынка ценных бумаг, на котором происходит перераспределение свободных финансовых ресурсов от инвесторов к заемщикам. Кроме того, такое перераспределение средств с помощью фондового рынка является наилучшим из возможных, так как только рыночное распределение финансовых ресурсов наиболее эффективно. Острая потребность российской экономики в инвестициях и возможность их получения при помощи эмиссии ценных бумаг и их размещения на фондовом рынке обусловливают необходимость формирования в России современного эффективного рынка ценных бумаг.

Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов. В этих условиях российский РЦБ приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. Он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.

Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Читайте так же:  Работа оперативником в мвд

Рынок ценных бумаг является важной составной частью финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Основная его цель заключается в аккумулировании временно свободных денежных средств с целью их инвестирования.

Источник: http://studwood.ru/1380667/finansy/gosudarstvennye_zaymy_ponyatie_klassifikatsiya_gosudarstvennyy_kredit_gosudarstvennyy_dolg_vidy_upravlenie

Государственный кредит и организация управления государственным долгом

Госкредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы.

В рамках рассматриваемых отношений государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам.

Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Госкредиты предоставляются либо непосредственно Минфином РФ, либо через коммерческие банки.

Основное отличие госкредита — средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия всей совокупности госрасходов. Источником погашения госзаймов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма госкредита приводит к появлению госдолга.

Функции ГК:1.стабилизирует бюджет и всю деят-ть гос(покрывает дефицит), 2. экономическая(ГК важный элемент в поддержке производителя), 3.социальная(соц накопления на будущее софинансирование пенсии), 4. Финансовая (в перераспределении финансовых ресурсов)

Механизмы функционирования госкредита на практике реализуются посредством размещения госзаймов, которые приводят к появлению госдолга.

Под расширенным понятием госдолг нужно подразумевать сумму всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учетом процентов, начисленных на них, к определенному моменту времени.

Существование госдолга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению.

Под управлением госдолгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания госдолга.

Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления.

Способы управления государственным долгом:

1) важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Операции на первичном и вторичном рынке осуществляются дилером, среди которых крупные инвестиционные и универсальные банки;

2) погашение займов, выплата процентов по государственным займам за счет бюджетных средств;

3) в ряде стран управление государственным долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита, когда государственный долг достигает определенного лимита, ценные бумаги не выпускаются и государство сокращает свои расходы;

4) государство вправе уточнять первоначальные условия займа, касающиеся доходности займа – называется конверсией.

5) часто государство не изменяя доходности облигации превращает краткосрочные обязательства в средние и долгосрочные – это называется консолидацией государственного долга.;

6) способом решения проблемы государственного долга является банкротство, когда государство аннулирует займы или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.

7) важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по государственным ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.д.

*** Гос ценная бумага(ГЦБ)— облигация кот выпускается гос, для привлечения доп финанс ресурсов.Это одна из форм заимствования. Сущ для покрытия гос бюдж дефицита, для создания доп фондов. Характеристики:1 период обращения до 30 лет, 2.номинальная стоим-ть на бумаге, 3. распространяет ЦБ, размещает их в коммерч банках, за рубежем. 4 текущая доходность ГЦБ обратно пропорциональна курсу.

Управление госдолгом осуществляется с помощью сл. методов:

1. рефинансирования – погашения части госдолга за счет вновь привлеченных средств;

2. конверсии – изменения доходности займа;

3. новации – соглашения между государством – заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

4. консолидации – превращения части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

5. унификации – решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

6. отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

7. дефолта – отказа государства от уплаты госдолга.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 383 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/4-15329.html

Государственный кредит и организация управления государственным долгом.

Государство —это общественно-полит. организация, обладающая публичной властью и аппаратом управления в пределах определенной территории. Креди́т (заём, доверять) или кредитные отношения — общественные отношения, возникающие между субъектами экон-ких отношений по поводу движения стоимости. Кредитные отношения возникают и действуют между двумя субъектами: кредитором, который предоставляет ссуду и заемщиком, который получает заем. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита:- коммер. кредит, банковский кредит, гос. кредит, потребительский кредит и др.,- займа — договор, в котором одна сторона передаёт в собственность др. стороне деньги или др. вещи, — лизинга — это долгосрочная аренда имуществадля предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями (преимущества), — факторинга — посредническая операция (дилинг) кредитного учреждения по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управление его долговыми требованиями. Сущность кредита. Благодаря кредиту высвободившаяся сумма переходит от субъекта, не использующего её (кредитор), к др. субъекту, испытывающему потребность в допол. средствах (заёмщик).

Функции кредита: 1. Перераспределительная — происходит перераспределение временно высвободившейся стоимости. Перераспределение идёт на условиях возврата стоимости.2. Создание кредитных орудий обращения — связана с возникновением банковской системы. Благодаря возможности хранения денеж. средств на счетах в банках, развитию безналичных расчётов, зачёту взаимных обязательств, появились кредитные средства обращения и платежа.3. Стимулирующая — предприятия получают мощный стимул для дальнейшего развития.

Формы кредита. 1. Товарная форма кредита — передача во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками. Эквивалентом для обмена (до появления денежных отношений) являлись: меха, скот, зерно и пр., а кредиторами были субъекты, обладавшие излишками предметов. Возвращать аналогичным имуществом с оговоренным или естественным (для скота, зерна, птицы) приращением. В современных условиях товарной формой кредита является поставка товаров с отсрочкой оплаты. 2. Денежная форма кредита — передача во временное пользование оговоренное кол-во денег, с возврата через определённое время и с уплатой %. 3. Смешанная форма кредита возникает в том случае, когда кредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот — предоставлен деньгами, а возвращён в виде товара. Когда гос-во становится непосредственным участником кред. отношений – возникает госкредит.Гос. кредит — совокупность эконом. отношений, складывающихся между гос-вом в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юр., физ. лицами, ин. гос-ми — с др., по поводу заимствования фин. и матер. ресурсов.

Читайте так же:  Фиксированные алименты на ребенка новый закон

— держатель: предъявительские и именные; физ. и юр. лицо, а также универсальные;- метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);- цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование соц. программ;- формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;- обеспечение: закладные и беззакладные;

Способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.Гос. ценные бумаги – цен. бумаги, эмитируемые прав-вом с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета.

Облигация — это эмиссионная цен. бумага, закрепляющая право ее держателя на получение в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней %.

Виды цен. бумаг в нстоящее время:

1. ГКО-ОФЗ (гос. казначейские облигации фед. займа: от 1г. до 30 лет (чаще от 5-10 лет)а) бескупонные;

б) облиг. с купонным доходом (%): с постоянным, переменным, фиксированным куп. дох.в) с аммартизацией долга (к остаточной стоимости)

2. облигации фед. сберегательного займа (мало применимы)

Совокупность действий гос-ва по управлению госкредитом включает:

— Обслуживание и погашение госдолга;- Выпуск и размещение новых облигационных займов:- Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

— Регулирование рынка госкредита;- Выработка порядка, условий и форм предоставления гос-вом кредитов.

Госкредит тесно связан с категорией госдолга. Увеличение заимствований гос-вом ведет к росту госдолга. Под госдолгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед юр. и физ. лицами, ин. гос-ми, международными орг-ми и иными суб-ми международного права. Госдолг обеспечивается всем находящимся в собственности гос-ва имуществом, составляющим госказну (выражается в нац валюте, а внешний – в ин. валюте).Гос. внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности и обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Прав-ва РФ.Долговые обязательства РФ могут быть в форме:- кредитов, полученных Прав-вом РФ;- гос. займов, осуществляемых посредством выпуска цен. бумаг от имени Прав-тва РФ;

— др. долговых обязательств, гарантированных Прав-вом РФ.

По данным ЦБ РФ, на январь 2012г. госдолг РФ составляет 10,4 % от ВВП (около 5 трлн рублей). Внешний — 2,5% от ВВП, внутренним — 7,9%. У США достигнет 100%, у Японии — перевалит за 200 %. Т.о., за прошедший годдолг снизился на 2.9%.

Управлением гос. внутренним долгом — совокупность мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Погашение займов может осуществляться за счет средств госбюджета. При этом основным источником финан-ния расходов на погашение госдолга являются налоги.

Обслуживание гос. внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями, если иное не установлено Прав-вом, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде % по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием госдолга производится представ-ми и исполн-ми органами гос. власти.К основным методам управления госдолгом относятся:

Рефинансирование — погашение старой гос-ной задолженности путем выпуска новых займов.Конверсия — изменение размера доходности займа (снижение или повышение % ставки дохода, выплачиваемого гос-вом своим кредиторам).Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.Унификация — объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для гос-ва.Аннулирование долга — отказ гос-ва от долговых обязательств.

3) навязывание контрагенту невыгодных условий договора;4) не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на него имеется спрос;5) не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;6) создание дискриминационных условий;7) создание препятствий доступа на товарный рынок или выхода др. хоз-ющим суб-м;8) нарушение установленного НПА порядка ценообразования;9) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности). (в ФЗ № 135 «О защите конкуренции» введен п. 11 от 06.12.2011г.)

10) контроль за слияниями орг-ций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, запрет на согласование цен между хоз-щими суб-ми, раздел рынка и др. В РСФСР в 1990г. был создан Гос. комитет по антим-ной политике и поддержке новых эконом. структур. В 2004г. комитет был упразднен, а его деят-ть стала выполнять – ФАС РФ.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — фед. орган исполн-ной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением закон-тва о конкуренции на товарных рынках и на рынке фин. услуг, естественных монополий, рекламе, размещении гос. заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деят-ти.

Функциями ФАС:— надзор и контроль за соблюдением закон-ства о конкуренции на товарных рынках, на рынке фин. услуг;- надзор и контроль за соблюдением закон-ства о естественных монополиях; — надзор и контроль за соблюдением закон-ства об ин. инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва;- надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере гос. закупок заказа;

— надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе.- контроль за соблюдением антимон-ных требований. ЦЕЛИ гос-ной антимон-ной политики:

Читайте так же:  Уголовная ответственность за неуплату кредита

— обеспечение единства экон-кого пространства на территории РФ;

— обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммер. организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематер. активов;

— снижение барьеров входа на товарные рынки хоз-щим субъектам;

— обеспечение эффек-сти производства и распределения ресурсов в экономике;

— предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения эконом. агентов;

— содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными.

— активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Методы достижения целей: ограничительные меры, контроль за усилением экон-кой концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запрет на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование гос-ного реестра.

Для измерения последствий гос-ного регулирования применяются ряд методов:— сравнение последствий и условий функц-ния регулируемых и нерегулируемых фирм и рынков;

— использование разных вариантов регулируемых ограничений на одном и том же рынке (отрасли);- контролируемые эксперименты: проведение регулирующих мероприятий в небольших масштабах;

Задачи антим-ного регулирования также устанавливают пределы админ-ного вмешательства гос-тва в рыночные отношения. В ФЗ «О защите конкуренции» в гл. 3 определены запреты на действия гос. органов ограничивающие конкуренцию:1) введение ограничений в отношении создания хоз-щих субъектов в какой-либо сфере деят-сти;2) необоснованное препятствование осуществлению деят-сти хоз-щими субъектами, 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ;

4) дача хоз-щим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; 5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хоз-щих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хоз-щему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; 7) предоставление гос-ной или муниц-ной преференции в нарушение порядка;2. Запрещается наделение органов гос. власти субъектов РФ, органов МСУ полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к ограничению конкуренции, за исключением случаев, установленных ФЗ.

3. Запрещается совмещение функций гос. служащих и функций хоз-щих суб-в, за исключением случаев, установленных ФЗ.

Стратегия вмешательства — пути вмешательства гос-ва в процесс монопол-го ценообразования с целью снижения потерь от монополии.

Стратегий: налоговое регулирование; ценовой контроль; управление гос. собственностью; гос. регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства; антитрестовская политика.

Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм.

Формы гос. регулирование естественных монополий:

1) ценообразование на продукцию естественных монополий;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) ограничение доходности фирмы естественной монополии;

3) регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естеств. монополий.

Демонополизация — политика гос-тва, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Осуществляется с помощью законодательных мер: равные условия, увеличение количества производителей, устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Источник: http://lektsia.com/2xa039.html

Ф-14 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ИХ ВИДЫ. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Государственный кредит — это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит реализуется в трех основных формах, при которых государство:

— выступает в качестве гаранта или поручителя по обеспечению выполнения долговых обязательств третьих лиц.

Вторая и третья формы представляют собой государственный долг. Государственный долг – это система финансовых отношений по поводу перераспределения части ВВП с целью мобилизации государством дополнительных денежных средств.

Государственные кредиты предоставляются либо непосредственно Министерством финансов РФ, либо через коммерческие банки.

Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, т. е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов.
Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать следующие выводы:

— сущность государственного кредита заключается в перераспределении денежных средств между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

— современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного дола, является дефицит бюджета;

— возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности, опережающим ростом расходов над доходами бюджета и чрезвычайными обстоятельствами;
— если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
— государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения действие БК.

Как российские, так и зарубежные исследователи выделяют три составных элемента государственного долга: финансовый долг; условный долг (или вероятностные обязательства государства при поручительствах); административный долг.

Читайте так же:  Рефинансирование кредита открытие

Финансовый долг, являющийся основной компонентой государственного долга, представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств, и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов. В структуре финансового долга можно выделить две группы долговых обязательств, различающихся по критерию их оформления:

— денежные обязательства государства, возникшие в результате выпуска государственных долговых ценных бумаг (секьюритизированная форма);

— денежные обязательства государства, возникшие в результате заключения правительством страны кредитных договоров (несекьюритизированная форма).

Соотношение между указанными группами государственных долговых обязательств отражает кредитоспособность государства, поскольку наличие в структуре государственного внешнего долга значительной доли долговых обязательств, оформленных ценными бумагами, свидетельствует о выгодности для государства заимствований в форме ценных бумаг, а также готовности инвесторов приобретать эти бумаги на конкурентном рынке.
Условный государственный долг представляет собой совокупность государственных долговых обязательств, которые возникают при предоставлении государственными органами финансовых гарантий, Его преимущество заключается в том, что реальная сумма, причитающаяся к погашению при нормальном развитии событий, не возникает (поскольку выдача государственных гарантий по какой-либо задолженности влечет платежи только при нарушении должником своего обязательства), но финансовые ресурсы в экономику привлекаются.

Административный долг представляет собой просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что административный долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по видам долговых обязательств

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет включительно).

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;

3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Традиционно понятие управления государственным долгом рассматривается в широком и узком смыслах.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

— формирование политики в отношении государственного долга, необходимых институтов и инструментов;
— определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
— определёние основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
— определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т. д.
Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливаются законодательными органами власти, а оперативное управление осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле, предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление государственным долгом основывается на следующих принципах:

— безусловности — обеспечении точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

— единства учета — учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами власти всех уровней;

— единства долговой политики;

— обеспечения единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к публично-правовым образованиям низлежащих уровней;

— согласованности — обеспечения максималъно возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
— снижения рисков — выполнения всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

— оптимальности — создания такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальными рисками, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

— гласности — предоставления достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения целого ряда специальных методов, к которым, в частности, относятся:

реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга;

досрочное погашение — погашение государственного долга ранее срока, установленного кредитным договором или условиями выпуска ценных бумаг;

рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
конверсия — изменение доходности займа;

консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

Читайте так же:  Как подать на алименты через суд

унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;

дефолт — отказ государства от уплаты государственного долга.

В зависимости от оснований для применения методы управления государственным долгом могут быть разделены на административные и финансовые. При использовании административных методов все операции с долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится. Финансовые методы базируются в первую очередь на анализе финансовых показателей и нацелены на получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.

На практике в процессе проведения операций с долговыми обязательствами государства одновременно используются и административные, и финансовые методы. При этом основной задачей органов, ответственных за формирование и реализацию долговой политики, является нахождение их оптимальной комбинации, которая позволила бы осуществлять максимально эффективное управление государственным долгом.

В настоящее время управление государственным долгом РФ осуществляется в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2010—2012 гг., которые были одобрены Правительством РФ. Согласно этому документу, целями управления государственным долгом РФ в среднесрочной перспективе являются:
— уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга РФ путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями;

— сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
— использование инструментов долговой политики, в частности государственных гарантий, для ускорения темпов социально — экономического развития страны;

— использование инструментов долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

| следующая лекция ==>
Как поддерживать мотивацию при изучении английского языка? | Коммерческие банки: место в кредитной системе, организационная структура и основные принципы деятельности.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 390 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/13-37537.html

Управление государственным кредитом и государственным долгом

Органы государственной власти определяют общий объем бюд­жетного дефицита и объем займов, необходимых для его финанси­рования, основные направления и цели воздействия на денежное об­ращение, кредит, производство, занятость.

В процессе управления государственным кредитом решаются сле­дующие задачи:

♦ минимизация стоимости долга для заемщика;

♦ недопущение переполнения рынка заемными обязательствами го­сударства и резкого колебания их курса;

♦ эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выданных кредитов;

♦ обеспечение своевременного возврата кредитов;

♦ максимальное решение задач, определенных финансовой поли­тикой.

Управление государственным долгом — это совокупность меропри­ятий государства по принятию, регулированию и погашению финан­совых заимствований.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Прави­тельством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осущест­вляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется органом местного само­управления (местной администрацией).

РФ не несет ответственности по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если только указанные обязатель­ства не были ею гарантированы. В рамках Федерального закона о федеральном бюджете устанавливаются важнейшие параметры госу­дарственного долга:

♦ предельные размеры внутреннего и внешнего государственного долга;

♦ предельный объем годовых внешних заимствований;

♦ расходы на обслуживание государственного долга в текущем году.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих механизмов [40]:

а) реструктуризация государственного долга;

б) конверсия государственного долга;

в) консолидация государственного долга;

г) унификация государственного долга;

д) отсрочка погашения займов;

е) аннулирование государственного долга;

Реструктуризация государственного долга — это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муни­ципальный долг, с заменой указанных обязательств иными долговы­ми обязательствами, предусматривающими другие условия обслужи­вания и погашения (например, частичное списание суммы основного долга). Реструктуризация долга может быть осуществлена с частич­ным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Конверсия государственного долга — изменение доходности зай­мов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых про­центов по займам. Для кредиторов иногда возможно и повышение до­ходности государственных ценных бумаг.

Консолидация государственного долга — это изменение условий займа, связанное с их сроками. При этом возможно как увеличение, так и уменьшение срока действия государственных ценных бумаг.

Унификация государственного долга — это объединение несколь­ких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов об­мениваются на облигации нового займа. В этом случае достигается уменьшение количества видов одновременно обращающихся цен­ных бумаг, что сокращает расходы государства по системе государ­ственного кредита. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займов происходит, когда правительство вы­пускает слишком много займов и условия их эмиссии не являются достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направ­ляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Поэтому правительство объявляет об отсрочке погашения займов. В отличие от консолидации при отсрочке не только отодви­гаются сроки погашения, но и прекращаются выплаты дохода. При консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Аннулирование государственного долга — это отказ государства от обязательств по выпущенным займам; оно может проводиться по причинам финансовой несостоятельности государства, прихода к власти новых политических сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Новация — условие, при котором обязательство прекращается со­глашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения.

Таковы сущность государственного кредита и государственного долга и аспекты управления ими.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://all-sci.net/uchebnik-finansi/upravlenie-gosudarstvennyim-kreditom-198582.html

Государственный кредит управление государственным долгом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here