Дисциплинарные взыскания прокуроров

Помощь в решении вопроса: "Дисциплинарные взыскания прокуроров" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Дисциплинарные взыскания прокуроров

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение Московского городского суда от 06 июня 2014 N 33-13900/14 (ключевые темы: дисциплинарное взыскание — кодекс этики прокурорского работника — выговор — присяга прокурора — служебное расследование)

Апелляционное определение Московского городского суда от 06 июня 2014 N 33-13900/14

Судья Жолудова Т.В.

06.06.2014 года г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Дегтеревой О.В.,

и судей Пильгановой В.М., Нестеровой Е.Б.,

при секретаре П.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б., гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 18.12.2013 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Б. к Прокуратуре Московской области о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности — отказать.

Б. обратилась в суд с иском Прокуратуре Московской области о признании незаконным приказа N*** от *** года о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора. В обоснование требований указала на то, что занимает должность ***, приказом Прокурора Московской области N*** от *** года была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение Присяги прокурора, п.п.1.3, 1.4,1.5,4.2,4.3 Кодекса этики прокурорского работника РФ на основании заключения служебного расследования, проведенного по обращению ее брата Б. об угрозах в его адрес с ее стороны. Полагает, что дисциплинарное взыскание применено незаконно, поскольку изложенные в приказе обстоятельства, послужившие основанием к наложению взыскания, не соответствуют действительности, порядок проведения проверки, предусмотренный приказом Генерального прокурора от 18.04.2008 года N70 » О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры РФ», нарушен, на момент издания приказа истек срок привлечения к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании истец Б., ее представитель Т. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика Б., Г. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, ссылаясь на то, что факт нарушения Б. норм Присяги прокурора и Кодекса этики прокурорского работника РФ подтверждается материалами служебного расследования, порядок применения дисциплинарного взыскания соблюден.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит Б.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца Б., ее представителя Т., поддержавших доводы жалобы, представителей ответчиков Б. и Г., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу ч.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Б. проходит службу в органах прокуратуры, занимает должность ***.

Приказом прокурора Московской области N*** от *** года к истцу за нарушение Присяги прокурора, п.п.1.3, 1.4, 1.5. 4.2, 4.3 Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 года N114, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

В соответствии со ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них дисциплинарные взыскания, в том числе, в виде выговора.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения.

Данные положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» согласуются со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок применения дисциплинарных взысканий.

В силу п. 5.2 Кодекса этики прокурорского работника в Российской Федерации, нарушение прокурорским работником норм Кодекса, выразившееся в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Согласно раздела VII Правил внутреннего трудового распорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 ноября 2002 (в ред. от 22 марта 2007 г.) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине своих служебных (трудовых) обязанностей, совершение прокурорским работником проступка, порочащего честь прокурорского работника, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Читайте так же:  Отменят ли банкротство физических лиц

Таким образом, из приведенных выше положений закона следует, что служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Специфическая деятельность, которую осуществляют органы и учреждения прокуратуры, предопределяет и специальный правовой статус ее работников. Исходя из этого государство, регулируя государственную службу в органах и учреждениях прокуратуры, в том числе основания увольнения с этой службы, а также сроки претерпевания негативных последствий применения дисциплинарных взысканий, включая увольнение со службы за виновное поведение, может устанавливать в данной сфере особые правила.

В соответствии с п. п. 1.3, 1.4, 2.1.3, 2.1.7 Кодекса этики прокурорского работника, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 114 от 17 марта 2010 года, прокурорский работник обязан стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб чести и достоинству прокурорского работника, репутации прокуратуры Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что *** года в Прокуратуру области поступило обращение Б. о противоправных действиях Б. и Б. Об угрозах в отношении него со стороны *** Б., которая в ходе возникшего *** года между Б. и ее знакомым конфликта заняла сторону последнего. При этом Б. и ее знакомый настаивали на переоформлении права сдачи в аренду торгового павильона, находящегося на участке, арендованном Б. у администрации городского округа ***, в пользу знакомого Б. Кроме того, Б. в ходе конфликта допустила некорректные высказывания в адрес ***, подразумевая возможное привлечение последнего к уголовной ответственности.

В ходе проведения служебной проверки от Б. было истребовано объяснение. Кроме того, материалы служебной проверки были истцу представлены для ознакомления, истец с материалами служебной проверки была ознакомлена. С приказом ознакомлена под роспись *** года.

По результатам служебной проверки *** года было составлено Заключение, из которого следует, что нарушения Б. Присяги прокурора и этических норм является основанием для привлечения ее к дисциплинарной ответственности.

После проведенной служебной проверки, приказом ответчика N*** от *** года истец была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Присяги прокурора в виде нанесения вреда репутации прокуратуры Российской Федерации.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному и верному выводу, о том, что факт подтверждения совершения сотрудником дисциплинарного проступка мог быть установлен только при проведении и утверждении заключения служебного расследования, которое проводится с целью установления факта совершения прокурорским работником дисциплинарного проступка, установления вины, причины и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Поэтому, датой обнаружения проступка применительно к служебным отношениям будет являться дата утверждения заключения служебного расследования, а именно *** года.

Таким образом, месячный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, ответчиком нарушен не был.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания приказа N*** от *** года «О привлечении к дисциплинарной ответственности» незаконным, в связи с чем судом правомерно отказано истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

Судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Довод жалобы истца о том, что на издание приказа в соответствии с регламентом прокуратуры Московской области полагается 10 суток, между тем приказ о наложении дисциплинарного взыскания издан *** года, то есть по истечении 17 суток, не состоятелен, так как не влияет на законность постановленного решения, поскольку выводы суда положениям Трудового кодекса РФ не противоречат.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, которым дана надлежащая правовая оценка.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 18.12.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б. — без удовлетворения.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/126251972/

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников: основания и порядок привлечения, виды дисциплинарных взысканий

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников регулируется Законом о прокуратуре, а также Положением о прохождении службы в органах прокуратуры РБ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РБ от 25 июня 1996 г. №396-ХШ.

Закон о прокуратуре предусматривает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом о прокуратуре и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

Помимо предусмотренных законод-вом о гос-ной службе и законодательством о труде мер дисциплинарного взыскания к прокурорскому работнику могут быть применены:

  • * понижение в классном чине на срок до шести месяцев;
  • * понижение в должности на срок до шести месяцев;
  • * лишение нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры РБ».

Генеральный прокурор РБ имеет право налагать дисциплинарные взыскания на всех на прокурорских работников с учетом следующих исключений:

  • * понижение в классном чине на срок до шести месяцев прокурорских работников, которым классные чины присвоены Президентом РБ, осуществляется Президентом РБ по ходатайству Генерального прокурора Республики Беларусь;
  • * понижение в должности на срок до шести месяцев или освобождение от должности заместителей Ген. прокурора РБ, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров осуществляются Ген. прокурором РБ по согласованию с Президентом РБ.
Читайте так же:  Недостача готовой продукции проводка

Генеральный прокурор РБ определяет полномочия руководителей органов прокуратуры по привлечению к дисциплинарной ответственности прокурорских работников, назначаемых на должность Ген. прокурором РБ.

Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть отстранен от должности на период проведения служебного расследования и до решения вопроса о привлечении его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, но не более чем на два месяца.

Прокурорский работник вправе обжаловать в вышестоящий орган прокуратуры (вышестоящему руководителю органа прокуратуры) и (или) в суд принятое в отношении его решение о наложении дисциплинарного взыскания, об освобождении или отстранении от должности, о переводе его на другую должность, о лишении классного чина или об увольнении из органов прокуратуры.

Перед наложением дисциплинарного взыскания от прокурорского работника в обязательном порядке должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ от дачи объяснения не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. При необходимости назначается служебное расследование.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня выявления проступка, не считая времени болезни прокурорского работника, нахождения его в отпуске, а также времени проведения служебного расследования.

Дисциплинарное взыскание за нарушение должностных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника, в любом случае не может налагаться позднее шести месяцев со дня совершения проступка или правонарушения. В этот срок не включается время расследования по уголовному делу.

В случае совершения работником действий, не совместимых с занимаемой в органах прокуратуры должностью, увольнение его производится независимо от срока, прошедшего со дня совершения этих действий.

Дисциплинарное взыскание прокурорскому работнику объявляется приказом, который сообщается ему под расписку в пятидневный срок и прилагается к его личному делу.

Вышестоящий прокурор имеет право отменить взыскание, усилить его или смягчить, обосновав в приказе свое решение. Усиление дисциплинарного взыскания может быть проведено с соблюдением сроков, установленных для наложения дисциплинарного взыскания.

Если в качестве дисциплинарного взыскания было применено понижение в должности или увольнение, то, признав такое взыскание незаконным, вышестоящий прокурор издает приказ о восстановлении прокурорского работника в прежней должности и выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула со дня увольнения или разницы в заработной плате за время работы на нижеоплачиваемой должности, но не более чем за два года.

Прокурорский работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня наложения взыскания он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Окончание годового срока не влечет за собой возврата нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь», восстановления в прежней должности или восстановления прежнего классного чина.

Дисциплинарное взыскание может быть снято приказом прокурора, наложившего его, или приказом вышестоящего прокурора и до истечения года, если работник положительно зарекомендовал себя по службе.

Источник: http://studwood.ru/1514389/pravo/distsiplinarnaya_otvetstvennost_prokurorskih_rabotnikov_osnovaniya_poryadok_privlecheniya_vidy_distsiplinarnyh

Основания и порядок привлечения к ответственности прокурорских работников

Порядок привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности

В связи с тем, что служба в органах и учреждения прокуратуры является особым видом государственной службы, к служащим по которой предъявляются особые требования, также оговорен особый порядок привлечения вышеуказанных лиц ко всем видам ответственности — дисциплинарной, административной и уголовной. Этот порядок регулируется 41.7. и 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации соответственно.

Прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном действии или бездействии работника. Противоправность действий или бездействия означает, что они совершены вопреки требованиям законов, иных нормативных правовых актов, в том числе должностного регламента, служебного распорядка (правил служебного распорядка), а также служебного контракта. Иными словами, дисциплинарный проступок нарушает установленный служебный распорядок. Это может проявляться:

в неисполнении или ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей (нарушение сроков представления документов, небрежное их оформление, ошибки и пр);

в нарушении установленного режима труда и отдыха (прогул, опоздание, отсутствие на рабочем месте в течение служебного дня и т.п.);

в нарушении обязанностей по соблюдению государственной и служебной тайны; в неисполнении требований по охране труда.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

понижение в классном чине, в занимаемой должности;

лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

увольнение из органов прокуратуры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме. Генеральный прокурор Российской Федерации определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ могут налагать дисциплинарные взыскания на работников органов и учреждений прокуратуры РФ (кроме прокуроров субъектов РФ, директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры работников, назначенных на должность Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) (которые отнесены в данную группу в связи с наличием в структуре прокуратуры Государственной Академии Прокуратуры), научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность, однако, в данной связи необходимо отметить, что прокуроры районы вправе принимать на работу лишь персонал на должности, не являющимися должностями прокурора, например: шофер, работник канцелярии, секретарь, и т.п.

Читайте так же:  Госпошлина за военный билет

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения.

Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Источник: http://studwood.ru/1241109/pravo/osnovaniya_poryadok_privlecheniya_otvetstvennosti_prokurorskih_rabotnikov

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей

Дисциплинарные взыскания налагаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника (ст. 41 7 Закона о прокуратуре).

Виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РФ»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме на прокурорских работников, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания на работников Следственного комитета при прокуратуре РФ в полном объеме.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения.

Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей закреплены в Законе о прокуратуре.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Прокуратура РФ имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.

Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом РСФСР «О милиции». Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Источник: http://be5.biz/pravo/p003/20.htm

ВС РФ: прокурор не вправе требовать привлечения работников к дисциплинарной ответственности

AndrewLozovyi / Depositphotos.com

В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности привлечения акционерного общества к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП за неисполнение требований прокурора. Одним из таких требований было привлечение к дисциплинарной ответственности работников, виновных в допущенных обществом нарушениях воздушного законодательства, которые были выявлены в ходе прокурорской проверки (постановление ВС РФ от 2 августа 2019 г. № 57-АД19-40).

Как будет оформляться акт прокурорской проверки, в ходе которой выявлены нарушения, узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Суд признал, что в этой части бездействие организации не являлось нарушением. Действительно, в силу положений ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. В то же время согласно ст. 192 Трудового кодекса за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является именно правом, а не обязанностью работодателя. В связи с этим содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц не является законным, а неисполнение обществом указанного требования не образует состава правонарушения.

Отметим, что ВС РФ и ранее неоднократно принимал аналогичные решения.

Источник: http://www.garant.ru/news/1290563/

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.

Читайте так же:  Получатель задолженности по алиментам

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

— предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности — увольнение в связи с утратой доверия.

Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.

Так, в силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.

Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В частности, в силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Источник: http://genproc.gov.ru/citizens/faq/1284594/

Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры

Дата публикации: 20.02.2018 2018-02-20

Статья просмотрена: 2242 раза

Библиографическое описание:

Голощапова Д. С. Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 128-130. — URL https://moluch.ru/archive/193/48410/ (дата обращения: 26.01.2020).

В статье автором анализируются особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры, а также проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, работники прокуратуры, дисциплинарный проступок, служебные обязанности.

In the article author analyzes the features of a disciplinary responsibility of prosecutors and problems of bringing to disciplinary responsibility.

Key words: the disciplinary responsibility, the prosecutors, a disciplinary misconduct, state service duty.

Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [1].

Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются Трудовым кодексом РФ [2], ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3], ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4], ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Работники органов и организаций прокуратуры, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения по их вине своих служебных обязанностей и совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника, могут быть подвергнуты определенным дисциплинарным взысканиям [См. 1,2].

Общие положения о видах дисциплинарных взысканий и порядке их применения содержатся в статьях 192 и 193 Трудового кодекса РФ, который предусматривает следующие дисциплинарные взыскания:

‒ увольнение по соответствующим основаниям.

Приведенный перечень является закрытым. Однако, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания.

Так, в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень дисциплинарных взысканий расширен и предусматривает следующие виды (ст. 57 Закона):

‒ предупреждение о неполном должностном соответствии;

‒ увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона.

В свою очередь, дисциплинарная ответственность работников прокуратуры регулируется специальным законодательством. В статье 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работникам органов и организаций прокуратуры, дополнен строгим выговором, понижением в классном чине, лишением нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишением нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждением о неполном служебном соответствии.

Читайте так же:  Основная работа полиции

Следовательно, специальным Законом о прокуратуре перечень дисциплинарных взыскания для работников органов и организаций прокуратуры существенно расширен по сравнению с трудовым законодательством.

Заметим, что ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» разграничивает основания привлечения к дисциплинарной ответственности работников прокуратуры:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей,

2) совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, является важной особенностью Закона о прокуратуре. Такое основание дисциплинарной ответственности можно объяснить повышенными требованиями к сотрудникам прокуратуры как федеральным государственным служащим.

Следовательно, законодатель официально закрепил, что нарушение моральных и нравственных норм работниками прокуратуры влечет за собой дисциплинарную ответственность. Указанная позиция воспринята и судебной практикой.

По нашему мнению, отсутствие в законе определения проступка, порочащего честь прокурорского работника, а также примерного их перечня, порождает трудности привлечения работников к ответственности либо же вообще невозможности ее применения, поскольку речь идет об оценочных понятиях. Таким образом, то, что для одного человека является аморальным и безнравственным, не всегда является таковым для другого.

Однако, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 17.07.2012 № 1316-О, использование в норме оценочных понятий не свидетельствует о неопределенности ее содержания, поскольку разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций. Суд при рассмотрении дела обязан выяснить все обстоятельства, в том числе дать оценку проступку прокурорского работника с учетом, в частности, того, что государственные служащие в рамках своей профессиональной служебной деятельности обеспечивают исполнение полномочий органов государственной власти и что публичное выражение ими, в том числе в средствах массовой информации, суждений и оценок, имеющих смысл возражения или порицания, может не только затруднить поддержание отношений служебной лояльности и сдержанности, но и подорвать авторитет государственной власти и тем самым создать препятствия или сделать невозможным эффективное осуществление органами государственной власти своих полномочий, а следовательно, лишить государственную службу ее конституционного и практического смысла [5].

С нашей точки зрения проблемным также является вопрос выбора вида дисциплинарного взыскания. На этот счет можно согласиться с мнением М. Б. Добробаба о том, что в виду морального характера таких видов дисциплинарных взысканий как замечание, выговор (строгий выговор), предупреждение о неполном должностном соответствии представляется сложно установить их принципиальные различия в воздействии на правонарушителя [6].

В свою очередь вопрос о том, какое именно дисциплинарное взыскание подлежит применению, в каждом конкретном случае решается прокурором самостоятельно. Однако, увольнение в отличие от иных видов дисциплинарных взысканий может быть применено только в установленных законом случаях.

В связи с отсутствием в законе определения понятий «замечание» и «выговор», следует считать, что замечание является менее строгой мерой дисциплинарной ответственности в отличие от выговора.

Увольнение из органов прокуратуры представляет собой самую строгую меру дисциплинарной ответственности, которая может быть применена к работнику прокуратуры.

Как было отмечено выше, Законом о прокуратуре предусмотрены также специальные меры дисциплинарной ответственности. В юридической литературе вполне справедливо отмечается, что такая мера дисциплинарной ответственности как понижение в классном чине, либо совсем не применяется, либо применяется в единичных случаях. Действующие нормативные акты, регламентирующие прохождение службы в прокуратуре, не закрепляют механизма его реализации. В связи с чем, предлагается исключить данный вид дисциплинарной ответственности из перечня, приведенного в ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [7].

Законом о прокуратуре также предусмотрен порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Так, лишение нагрудных знаков «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» и «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» как видов дисциплинарных взысканий может быть произведено только Генеральным прокурором РФ.

Нельзя не учитывать также, что дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске, а также позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Заметим, что п. 9 ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» также предусматривает возможность применения особой процедуры привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности. Такая процедура предусматривает, что работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. При этом, отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или организации прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность.

Итак, вопросу дисциплинарной ответственности работников прокуратуры посвящена статья 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», которая содержит основания и порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Следует признать, что указанная статья не лишена недостатков, что на практике вызывает проблемы ее применения. Считаем, что требует законодательного закрепления определение проступка, порочащего честь прокурорского работника, и закрепление примерного перечня таких проступков в целях защиты прав прокурорских работников и единообразия судебной практики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/193/48410/

Дисциплинарные взыскания прокуроров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here