Аудит и коммерческая тайна

Помощь в решении вопроса: "Аудит и коммерческая тайна" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Коммерческая (служебная) тайна.

Данный термин используется в первой части I ГК РФ [15, ст. 139]. Но он означает способ защит и прав на объект интеллектуальной собственности, а не сам объект как таковой (более подробно соотношение объекта «секрет производства» и правового режима его защиты будет раскрыто в ходе дальнейшего изложения).

Секрет производства.

Как и «ноу-хау», указанный термин используется практически во всех нормативно-правовых актах РФ, затрагивающих интеллектуальную собственность.

В соответствии с ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно- технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [17, ст. 1465].

Источник: http://studref.com/519615/buhgalterskiy_uchet_i_audit/kommercheskaya_sluzhebnaya_tayna

Аудиторская тайна: в каких случаях может быть раскрыта

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Понятие аудиторской тайны

Определение аудиторской тайны приведено в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») в котором указано, что:

аудиторская тайна — любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры (далее – аудитор), при оказании услуг, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудитор обязан соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (п. 2 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Рассмотрим исключения, на которые не распространяется аудиторская тайна, и главное кому аудиторы должны предоставить конфиденциальную информацию?

Росфинмониторинг

Прежде всего, речь идет о случаях, когда у аудитора при оказании аудиторских услуг появились основания полагать, что хозяйственные операции, совершенные аудируемым лицом, могут быть осуществлены в целях легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма (п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 –ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115). Как указано в данной статье, если подозрения все же появились, то аудитор должен сообщить о своих подозрениях в уполномоченный орган. В роли уполномоченного органа выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг).

Порядок передачи информации установлен Инструкцией «О представлении в федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной федеральным Законом № 115 утверждена Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 (далее – Инструкция).

Документы, необходимо передать в электронном виде через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru).

Аудитор, обязан в не позднее 3 рабочих дней сообщить в Росфинмониторинг о подозрительных операциях (п. 5.3 Инструкции).

Обращаем внимание, что аудитор не вправе разглашать факт передачи документов (информации) в Росфинмониторинг (п. 4 ст. 7.1 Закона № 115).

Налоговые органы

Также с 01.01.2019 г. после вступления в действия поправок в ст. 82 НК РФ налоговые органы смогут осуществлять сбор, хранение и использование полученных от аудитора документов (информации). Порядок истребования документов, относящихся к аудиторской тайне, будет определен в ст. 93.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 93.2 НК РФ налоговые органы смогут требовать от аудиторов документы, составляющие аудиторскую тайну в трех случаях:

  • при проведении выездной налоговой проверки;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • в случае получения запроса от компетентного органа иностранного государства.

Налоговые органы могут запросить только те документы (информацию) которая была затребована у налогоплательщика, но которую налогоплательщик не предоставил налоговым органам.

Требовать от аудитора предоставить в налоговые органы рабочие документы аудитора и (или) письменную информацию (отчет) по аудиторской проверке налоговые органы не имеют права. На указанные документы по-прежнему распространяется режим аудиторской тайны.

Срок предоставления аудитором документов (информации) составит 10 дней. Также аудитор вправе проинформировать своего клиента, в отношении которого получен запрос о предоставлении документов.

Суд и следственные органы

Также аудитор может раскрыть информацию, составляющую аудиторскую тайну только с санкции суда (п. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ) по запросу следственных органов и (или) самого суда. Но только в рамках требований, полученных от следственных органов и (или) суда.

Выводы

Из выше указанного следует вывод о том, что хоть законодатель и предусмотрел исключения из режима аудиторской тайны, но опасаться, что аудиторы массово начнут раскрывать государственным органам конфиденциальную информацию о своих клиентах, не стоит, так как документы (информация), которые могут быть переданы в государственные органы, носит ограниченный характер.

Кого могут привлечь к ответственности

За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)

За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет

Источник: http://camer-ton.ru/publications/audit/audit-secret-disclosure.html

2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение им полученной информации, которая называется аудиторская тайна.

Аудиторская тайна – это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф 133 1

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг [4, с.14].

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Несомненно, много внимания посвящено проблемам правового регулирования аудиторской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм [6, с.14].

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее – уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений [4, с.14].

.Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Сохранять конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку [7, с.14].

Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества. Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, а также все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности налогового контроля, а какие — нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах аудиторской тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института аудиторской тайны, субъектами аудиторской тайны являются собственно сами аудиторы и аудиторские организации — юридические лица, включающие в себя совокупность граждан, которые в силу трудовых обязанностей имеют доступ к информации, подпадающей под режим аудиторской тайны.

Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов [8, с.14].

Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна [2, с.14].

Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы [8, с.14].

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне) [2, с.14].

Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

– в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;

Читайте так же:  Источники коммерческой тайны

– с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

– в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;

– в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам [5, с.14 ].

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков [1, с.14].

Под убытками (ст. 15 ГК РФ) понимаются «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)» [8, с.14].

В связи с этим хотелось бы отметить, что для взыскания убытков должна быть установлена причинная связь между разглашением информации и возникшими убытками. Такая связь в реальности очень трудно доказуема. Совершенно неверно обывательское мнение, что аудитор обязан будет возместить аудируемому лицу убытки в виде налогов, пени и штрафов, которые взыщут налоговые органы, узнавшие о неуплате налогов в результате разглашения аудитором аудиторской тайны: убытки в виде налогов, пени и штрафов возникают не по причине утечки информации, а по причине наличия у налогоплательщика налоговой базы и неуплаты им налогов.

В реальности убытками от разглашения аудиторской тайны могут быть, например, убытки, связанные с разглашением информации о коммерческих связях проверяемого лица. Это может привести к разрыву контрактов, а, значит, к недополучению доходов, т.е к упущенной выгоде. Очевидно, что размер подобных убытков доказать в суде будет крайне сложно. Таким образом, главной гарантией неразглашения аудиторской тайны является не гражданско-правовая ответственность в виде взыскания убытков, а репутация аудиторской фирмы, ее сформированное годами доброе имя, незапятнанное подобными фактами. Аудиторские фирмы, дорожащие своей репутацией, работающие в этой сфере длительное время, не могут позволить себе разглашения тайны клиента. Разглашение сведений является нарушением профессиональной этики аудитора и порицается аудиторским сообществом.

Недавно из статей я узнала что, Минфин и ЦБ готовят поправки к законам «О Банке России» и «Об аудиторской деятельности». Информация, собранная аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях будет отрытой для ЦБ, ФСФР и Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Причем аудиторские компании, в обязательном порядке должны сообщать о выявленных нарушениях. Если поправки будут приняты, это грозит исчезновением понятия аудиторская тайна, и масштабным фальсифицированным документов по аудиту. Клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения информации, которую могут выявить аудиторские проверки. А перечень фактов, который надо передавать в надзорные органы очень широк [9, с.14].

Аудиторы при реализации поправок в жизнь будут лишены возможности «договариваться» со своими клиентами об устранении нарушений без огласки и будут обязаны сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах и нарушениях, обнаруженных в банках. Аудиторские компании превратятся в «стуковой орган». Действующий сейчас закон «Об аудиторской деятельности» не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было. Только по решению суда. Новый закон может оставить без работы большие аудиторские компании, а мелкие взлетят до беспредельной высоты. Они начнут торговать своими положительными заключениями за вознаграждения. И потеря лицензии им не страшна, продали заключения и закрылись. Возродились на следующий день с новым названием и юридическим лицом. [10, с.14].

Первые попытки поколебать понятие аудиторской тайны ФНС (Федеральная налоговая служба) предпринимала в прошлом году, когда массово запрашивали у аудиторов в ряде регионов сведения, относящиеся к аудиторской тайне. Теперь такие действия могут быть поставлены на законную основу в масштабах экономики всей России. Компании PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG пока не комментируют ситуацию.

Источник: http://studfile.net/preview/2044156/page:2/

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) утратил силу с 1 января 2008 г.;

Информация об изменениях:

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

Читайте так же:  Погашение задолженности по решению суда

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Статья 9. Аудиторская тайна

Статья 9. Аудиторская тайна

1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в часть 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

ГАРАНТ:

Об ответственности за разглашения информации с ограниченным доступом см.:

статью 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

статью 183 Уголовного кодекса РФ

3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в часть 5 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ в часть 6 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12164283/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками (или индивидуальным аудитором и работниками, с которым он заключил трудовые договоры) при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, относятся к аудиторской тайне (ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ ). Исключение составляют:

  • сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
  • сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг;
  • сведения о стоимости аудиторских услуг.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) и их работники, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (ч. 2 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ ). Положение об аудиторской тайне, образец которого аудиторская организация разрабатывает самостоятельно, может являться тем локальным нормативным актом, который регламентирует вопросы работы со сведениями и документами, составляющими аудиторскую тайну.

Поскольку соблюдение аудиторской тайны – это обязанность аудиторов, ее нарушение грозит им административной и даже уголовной ответственностью.

Ответственность за нарушение аудиторской тайны

За разглашение информации с ограниченным доступом (а аудиторскую тайну составляют преимущественно именно такие сведения) лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, может быть оштрафовано. Штраф составляет: на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей (ст. 13.14 КоАП РФ ).

Поскольку аудиторской тайной являются в том числе и сведения, составляющие коммерческую тайну, незаконные разглашение или использование таких сведений без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по работе, чреваты уголовной ответственностью (ч. 2 ст. 183 УК РФ):

  • либо штраф в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • либо исправительные работы на срок до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет.
Читайте так же:  Увольнение пенсионера руководителя

Если разглашение коммерческой тайны причинило крупный ущерб, было совершено из корыстной заинтересованности или повлекло тяжкие последствия, уголовная ответственность за несоблюдение аудитором аудиторской тайны ужесточается (ч.ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ).

Обращаем также внимание, что разглашение аудиторской тайны работником аудиторской организации или индивидуального аудитора рассматривается как грубое нарушение трудовых обязанностей. И даже однократного такого нарушения достаточно, чтобы с работником был расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Также с лица, виновного в разглашении аудиторской тайны, вправе требовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ).

Когда раскрытие аудиторской тайны – не нарушение

В отдельных случаях передача без согласия лица сведений и документов, составляющих его аудиторскую тайну, третьим лицам не является нарушением (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ ).

Так, например, если у аудиторской организации или индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг возникло основание полагать, что сделки или финансовые операции проверяемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, об этом необходимо уведомить Росфинмониторинг (п.п. 2.1, 3 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ , Постановление Правительства от 16.02.2005 № 82, Информационное сообщение Минфина от 25.04.2018 № ИС-аудит-22 ).

Кроме этого, с 01.01.2019 НК РФ дополняется статьей 93.2, регламентирующей вопросы истребования налоговиками документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ ).

О раскрытии аудиторской тайны налоговикам

С 01.01.2019 на основании решения руководителя (зам.руководителя) ФНС налоговый инспектор по месту учета аудиторской организации вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы и информацию, полученные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (п. 1 ст. 93.2 НК РФ).

Такое решение может быть вынесено, если запрошенные налоговиками документы (информация) не были представлены при проведении в отношении аудируемого лица выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Запрашиваемые документы должны служить основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). Иными словами, речь идет не о внутренних документах аудиторов, а о документах проверяемых ими лиц. При этом запрашивать документы при проведении камеральной проверки налоговики не вправе.

Решение ФНС должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 93.2 НК РФ):

  • реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребовать у аудиторской организации документов (информации), предмет проверки и период, за который она проводится;
  • дата направления проверяемому лицу требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);
  • сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации), о получении уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или об отказе от представления запрашиваемых документов (информации);
  • сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Копия указанного решения вместе с требованием о представлении документов (информации) направляется аудиторской организации (индивидуальному аудитору) после истечения срока представления соответствующих документов (информации) проверяемым лицом.

Также документы (информация) могут быть запрошены у аудиторской организации (индивидуального аудитора), если в отношении проверяемого ими лица налоговикам поступил запрос компетентного органа иностранного государства (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ) (п. 3 ст. 93.2 НК РФ). В этом случае решение ФНС должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);
  • сведения о наличии в запросе компетентного органа запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации (если такого запрета нет, аудиторы могут проинформировать лицо, что в отношении него получен иностранный запрос) (п. 4 ст. 93.2 НК РФ);
  • сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязаны представить истребуемые документы (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.2 НК РФ).

За непредставление в установленный срок запрошенных документов (информации) или представление документов с заведомо недостоверными сведениями аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут быть оштрафованы на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k509350

Коммерческая и другие виды тайн

Как соотносятся коммерческая тайна и секрет производства (ноу-хау)

В соответствии с пунктом 1 статьи 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Из указанного определения следует, что секрет производства может потенциально составлять коммерческую тайну, если конфиденциальность в отношении такого секрета производства обеспечивается путем установления режима коммерческой тайны. Но конфиденциальность такого секрета производства может обеспечиваться и иным образом, не через установление режима коммерческой тайны. Иными словами, секрет производства — это сведения, а коммерческая тайна — режим обеспечения конфиденциальности таких сведений. Следовательно, коммерческая тайна может устанавливаться и в отношении сведений, не являющихся секретом производства, а конкретный секрет производства храниться в тайне и без режима коммерческой тайны.

Читайте так же:  Сколько дней можно не платить кредит

Как соотносятся коммерческая тайна и патент

В соответствии с пунктом 1 статьи 1349 ГК РФ объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам.

В соответствии с пунктами 1 статьи 1350, 1 статьи 1351, 1 статьи 1352 ГК РФ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению; в качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству; в качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства.

В свою очередь патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (статья 1354 ГК РФ).

Таким образом, сведения (если брать шире — решения) могут при наличии определенных характеристик являться изобретением, полезной моделью или промышленным образцом. Сохранять такие сведения в конфиденциальности (в том числе через использование режима коммерческой тайны) или делать их доступными публично, но получать при этом исключительное право (в том числе на их использование в течение определенного срока), решает непосредственно обладатель таких сведений.

Иными словами, режим коммерческой тайны в отношении подобных сведений предполагает их конфиденциальность, но отсутствие исключительного права; их патентование предполагает получение исключительного права, но публичность.

Коммерческая тайна и налоговая тайна

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в пункте 1 статьи 102 НК РФ. Такие сведения не подлежат разглашению. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Таким образом, налоговую тайну будут составлять все полученные сведения о налогоплательщике, независимо от того, установлен ли в отношении таких сведений режим коммерческой тайны.

Коммерческая тайна и банковская, аудиторская, адвокатская тайна

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона об аудиторской деятельности аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением сведений, указанных в данном пункте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

В данном случае вновь следует обратить внимание на то, что банковской, аудиторской, адвокатской тайной являются названные сведения независимо от того, установлен ли в отношении них режим коммерческой тайны или нет. Речь идет всего лишь о режиме конфиденциальности в отношении известных таким лицам сведений о клиенте.

Правомерные действия государства в части получения сведений, составляющих коммерческую тайну

Государственные органы при исполнении своих функций имеют право на предоставление информации, составляющей коммерческую тайну (статья 6 Закона о коммерческой тайне). При этом в соответствии со статьей 13 Закона о коммерческой тайне названные органы обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности предоставленной информации.

Показательным в связи с этим является следующее дело (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 мая 2014 г. по делу N А36-4477/2013). Общество с ограниченной ответственностью «Завод Инновационного Промышленного оборудования» (далее — ООО «ЗИПО», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным приказа Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области (далее — Управление) от 26.08.2013 N 654 на проведение внеплановой выездной проверки юридического лица; о запрете Управлению применять фото- и видеосъемку при обследовании используемого ООО «ЗИПО»здания склада-модуля, находящегося по адресу: г. Липецк, ул. Ферросплавная, 35. Полагая, что Управление при проведении проверки не вправе применять фото- и видеосъемку при обследовании используемого здания склада-модуля, находящегося по адресу: г. Липецк, ул. Ферросплавная, 35, в связи с введением режима коммерческой тайны в отношении этого объекта, Общество оспорило в суде приказ Управления от 26.08.2013 N 654.

Суд не согласился с заявителем, указав, во-первых, что режим коммерческой тайны не может быть распространен на сведения о факторах, оказывающих в настоящем времени негативное воздействие на безопасность граждан и населения в целом, в том числе на сведения о загрязнении окружающей среды, а во-вторых, на то, что режим коммерческой тайны не лишает уполномоченные государственные органы получить составляющие ее сведения в целях выполнения возложенных на них надзорных и контролирующих полномочий в сфере охраны окружающей природной среды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://naar.ru/articles/kommercheskaia-i-drugie-vidy-tain/

Аудит и коммерческая тайна
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here