Актуальность банкротства физических лиц

Помощь в решении вопроса: "Актуальность банкротства физических лиц" с пояснениями от специалистов. На все сопутствующие вопросы вам ответит дежурный юрист.

Научная статья на тему “Банкротство физических лиц (граждан) по законодательству Российской Федерации”

Аннотация. В статье рассматривается процедура банкротства физических лиц (граждан) в РФ, а также проблемы института банкротства.

Ключевые слова: физические лица, банкротство, финансовый управляющий, реструктуризация, процедура банкротства.

Вопросы о распространении института банкротства на физических лиц (граждан Российской Федерации) обсуждались еще 10 лет назад, а в 2008 году, в связи с экономическим кризисом, вопрос введения института банкротства в РФ приобрел наибольшую актуальность.

В 2012 году отдельным законопроектом началась разработка Закона «О банкротстве физических лиц» и лишь 29 декабря 2014 года президентом РФ В.В. Путиным был подписан Федеральный закон №476 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ, которые в своей части регулируют реабилитационные процедуры в отношении физического лица – должника.

Введенный с 1-го октября 2015-го года закон «О банкротстве физических лиц» вызвал самые разнообразные толкования его использования – говорят как о полном прощении долгов заемщику перед кредитором, так и об абсолютной реализации всего имущества гражданина[1].

Основной целью закона является внедрение цивилизованного механизма разрешения конфликта между кредиторами (сюда входят и банки) и неплатежеспособными должниками. Закон не является одномоментным, как уже отмечалось раннее – его создали на основе, действующего с 2002-го года Федерального закона 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в который двумя следующими законами № 476-ФЗ от 29.12.2014 и № 154-ФЗ от 29.06.2015 были внесены корректировки и дополнения. Они дали практическую возможность применять процедуру банкротства к физическим лицам — российским гражданам.

Согласно положениям ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если гражданин имеет долговые обязательства в размере 500 тыс. рублей и не исполняет их в течении 3х месяцев, то гражданин-должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган имеет право обратиться в Арбитражный суд по месту жительства должника с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина. Если место жительства гражданина, или известно, но находится за пределами Российской Федерации, дело о банкротстве такого должника рассматривается арбитражным судом по последнему известному месту жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. К заявлению о признании гражданина банкротом также прикладываются документы, согласно ст. 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

По результатам рассмотрения заявления, суд выносит определение о:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1. Признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;

2. Признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;

3. Признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

После того как заявление признано обоснованным вводится процедура реструктуризации долгов, под которой понимается утверждение плана реструктуризации, срок исполнения которого не более трех лет. Если в соответствии с утвержденным планом реструктуризации задолженность перед кредиторами не погашена, он подлежит отмене, а гражданин объявляется банкротом. Также арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если: гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина; собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина; арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина; в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 127-ФЗ.

После того, как должника признали банкротом, вводится процедура реализации имущества гражданина, за счет которой удовлетворяются требования кредиторов. Эта процедура гражданина вводится на срок не более шести месяцев. Также в соответствии с подп. 8 ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено, если он признан несостоятельным (банкротом), – до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения. Исходя из ст. 446 ГПК РФ следующее имущество не может быть обращено взыскание и включено в конкурсную массу: жилое помещение, если для гражданина-должника оно является единственным пригодным для постоянного проживании; земельный участок, на котором расположено единственное жилье, пригодное для проживания и т.д.


Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными.

Обязательным является участие в деле о банкротстве финансового управляющего. Ему устанавливается фиксированное вознаграждение в размере 25 тысяч рублей за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве и 7% полученные в результате исполнения плана реструктуризации долгов или от реализованного имущества. Сумма фиксированного вознаграждения выплачивается за счет средств гражданина-должника, так же финансовый управляющий имеет право на возмещение всех расходов, понесенных им при исполнении обязанностей, возложенных на него в деле о банкротстве.

Вторая проблема заключается в том, что процедура признания гражданина несостоятельным (банкротом) очень сложна и без помощи профессионального юриста обычный человек ее не в состоянии в ней разобраться, а обращение к квалифицированному специалисту требует дополнительных затрат, что для человека с долгами не по силам.

Данные статистики, опубликованной на отраслевом портале Finzdor говорят о том, что как граждане так и кредиторы не торопятся применить на практике новеллу российского законодательства. На 1 ноября 2016 года только 0,2% потенциальных банкротов, которые подпадают под действие закона, это приблизительно 1000 человек, добились освобождения от долгов[2]. При этом в 80% случаев инициаторами выступали кредиторы. Это может быть связано с недостаточной информированностью граждан по вопросам банкротства физических лиц, отсутствием сформированной правовой практики, а так же недостаточной степенью законодательной проработанности данного вопроса. Срок признания банкротом может растянуться до трех лет, что характерно для реструктуризации долга должника. Поэтому до момента, когда он может быть признан банкротом, пройдет достаточно долгий срок.

Последствия признания гражданина банкротом следующие:

  1. В течение пяти лет с даты прекращения производства по делу о банкротстве гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.
  2. В течение следующих пяти лет гражданин не сможет повторно подать заявление о банкротстве.
  3. В течение трех лет с даты признания гражданина банкротом, он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Читайте так же:  Замещение должностей государственной службы осуществляется

Одной из новелл ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является статья 223.1, которая устанавливает возможность применения банкротства гражданина в случае его смерти или объявления его умершим. Дело о банкротстве гражданина может быть возбуждено после его смерти или объявления его умершим по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа, а также наследников гражданина, исполнителя завещания или нотариуса. Права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае его смерти (объявления его умершим) осуществляют наследники гражданина, а до их определения — исполнитель завещания или нотариус по месту открытия наследства. Подводя итог можно сказать, что банкротство физических лиц (граждан) в Российской Федерации должно стать институтом, который будет направлен на избавление гражданина от долговых обязательств, а не его полного разорения, а также на удовлетворение требования кредиторов.

Список использованных источников

Источник: http://nauchniestati.ru/bank/primery/nauchnaya-statya-na-temu-bankrotstvo-fizicheskih-licz-grazhdan-po-zakonodatelstvu-rossijskoj-federaczii/

Об актуальности исследования проблем правового регулирования и реализации института банкротства физических лиц в Российской Федерации

Дата публикации: 14.10.2018 2018-10-14

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Плотникова Е. В. Об актуальности исследования проблем правового регулирования и реализации института банкротства физических лиц в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №41. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/archive/227/53073/ (дата обращения: 26.01.2020).

Нестабильность экономического положения в Российской Федерации, вызванная различными факторами, как в мировой экономике, так и обусловленная политическими в отношении нашего государства (введение различного рода санкций), является причиной снижения на протяжении уже нескольких последних лет доходов населения. Тому свидетельство официальные данные, приведенные Федеральной службы государственной статистики России. Так, действительные располагаемые денежные доходы населения в Российской Федерации по оценке, проведенной в 2017 г., по сравнению с 2016 г. снизились на 1,7 %, по сравнению с 2014 г. — на 5,8 % [14, c. 199]. Такое финансовое положение граждан, без сомнения, не позволяет иметь им возможность удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, что закономерно ведет к признанию все большего количества подобных субъектов несостоятельными (банкротами) по решению арбитражного суда.

Нормы, закрепляющие особенности правового регулирования банкротства физических лиц (граждан) (глава X Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1]), явились без сомнения «…безусловным новаторством для российского законодательства» [14]. При этом следует отметить, что на необходимость регулирования правом указанных общественных отношений еще в прошлом веке отмечал в своем исследовании В. В. Витрянский. Он писал, «…необходимость включения соответствующих норм в Закон «О банкротстве» обусловлена тем, что реализация ряда положений, содержащихся в Гражданском кодексе РФ, в принципе невозможна без регулирования порядка признания граждан несостоятельными» [10].

Таким образом, прошло уже три года с начала правового регулирования общественных отношений в России, складывающихся в сфере банкротства физических лиц (граждан) [2]. При этом, указанный период времени позволил констатировать, что состояние правового регулирования данного института, как и любого другого в отечественной правоприменительной практике, не свободно от проблем и отдельных юридических коллизий.

Так, вызывают недоумение нормы о размере суммы задолженности, которая необходима для признания физического лица банкротом. Для признания банкротом физического лица необходима сумма, большая суммы, чем для юридического лица — в настоящий момент она составляет пятьсот тысяч рублей, тогда как для юридического лица триста тысяч рублей. В этой связи, некоторые исследователи пишут, — «…государство становится на путь признания среднестатистического российского гражданина априори обладающим большим количеством возможностей для погашения возникшей задолженности, в то время как в действительности такими способностями обладают в большей мере только юридические лица» [12].

Следующим существенным недостатком, на наш взгляд, внесенных в ФЗ изменений, является уравнивание всех категорий граждан перед закрепленной законодательно обязанностью оплаты услуг финансового управляющего за счет собственных средств. Однако, не все категории граждан располагают возможностью оплатить такие услуги.

Кроме того, представленный нами выше тезис подтверждается следующими фактами. Во-первых, это значительным количеством внесенных изменений и дополнений в законодательство за период действия данного института [3; 4; 5]. Во-вторых, в настоящее время сформировалась неоднозначная правоприменительная практика, которая в контексте интерпретационной деятельности, связанной с применением отдельных оценочных нормативных конструкций, идет в противоречии с целями банкротства [7]. При этом следует отметить, что не спасло от неоднозначной правоприменительной практики и принятое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» [6], в целях правильного и единообразного применения норм, регламентирующих банкротство физических лиц (граждан). Третьим фактором, на наш взгляд, является отсутствие научных исследований, в том числе, монографического уровня, за исключением нескольких, аргументирующих и научно-обосновывающих различные положения исследуемых нами общественных отношений, а также особенностей их правового регулирования [9; 11].

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, следует констатировать, что обозначенные недостатки правового регулирования и реализации банкротства физических лиц в Российской Федерации, свидетельствуют об актуальной потребности глубокого научного осмысления его многих институциональных проблем и разработки концептуальных положений представленного учения на современном этапе развития отечественной юридической науки.

Источник: http://moluch.ru/archive/227/53073/

Курсовая работа — Банкротство физических лиц

Дата: 2017-09-18 10:10:55
Размер:
Скачано: 234 раз

Курсовая работа с практикой по дисциплине «Гражданское право»

Тема: Банкротство физических лиц

Объем — 41 страница
Год защиты — 2016

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения о банкротстве физических лиц
1.1 Эволюция проблемы банкротства физических лиц
1.2 Понятие и основания банкротства физического лица
Глава 2. Процедура и особенности признания гражданина банкротом
2.1 Процедура банкротства физического лица
2.2 Особенности признания гражданина — банкротом
Глава 3. Результат банкротства гражданина
3.1 Последствия признания гражданина банкротом
3.2 Позиция банков при банкротстве физического лица
Заключение
Список используемой литературы

Источник: http://ypa5.ru/biblioteka/juridicheskie/kursovaja-rabota-bankrotstvo-fizicheskih-lic

Проблемы банкротства граждан

Проблемы банкротства граждан

В предыдущей статье мы рассмотрели особенности проведения собрания кредиторов граждан. На наш взгляд, насущной проблемой являются пробелы в реализации норм о банкротстве граждан. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Для понимания актуальности темы банкротства граждан приведем данные, представленные Национальным бюро кредитных историй (НБКИ). В России на конец июня 2016 года количество граждан, формально подпадающих под действие закона о банкротстве физических лиц, составило 597,4 тыс. человек. За три последних месяца оно увеличилось на 2,0% или на 11,7 тыс. человек (на 1 апреля — 585,7 тыс. человек). Именно столько граждан имеют просроченный долг более чем в 500 тысяч рублей сроком свыше 90 дней (по всем видам розничных кредитов/займов).

С 1 октября 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 154-ФЗ от 29.06.2015 в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкрот­стве)» (далее – Закон о банкротстве), регулирующие порядок осуществления процедур банкротства в отношении граждан. Прошло десять месяцев со вступления изменений в Закон о банкротстве в силу, а количество подачи заявлений о признании гражданина банкротом практически догоняет количество поданных заявлений на банкротство юридических лиц. Период, когда суды массово прекращали производства по делу в связи с отсутствием кандидатуры финансового управляющего (а его кандидатура является ключевой и без него вести дело о банкротстве невозможно) прошел. Тенденция Арбитражных судов в отказе принятия заявлений о банкротстве граждан существенно снизилась.

Читайте так же:  Взыскание полной материальной ответственности

Как отмечает консультант Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ Олег Зайцев, суды демонстрируют желание вникать в процедуру по существу: «Мы видим и дела о банкротстве супругов, и постановку вопроса о недобросовестности должника и т. д. Суды, на мой взгляд, относятся к этим вопросам очень внимательно и итоги первых месяцев очень хорошие», – заключает эксперт.
Но учитывая несовершенство закона и недостаточно наработанной правоприменительной практики, возникают проблемы с реализацией новелл в Законе о банкротстве граждан.

На наш взгляд, в законодательство о банкротстве граждан необходимо внести множество изменений с учетом наработанной судебной практики, иначе закон будет неэффективен. Несмотря на то, что закон разрабатывался около десяти лет, на данный момент он работает максимум на 10%, в нем много белых «пятен». Речь идет о следующих аспектах, затрудняющих реализацию норм закона о банкротстве:

  1. Сама процедура банкротства физических лиц очень сложна и провести ее самостоятельно должнику практически невозможно без должного юридического образования, а привлечение юристов и иных специалистов – это дополнительные затраты на процедуру.
  2. Дороговизна процедуры банкротства гражданина.
  3. Нет четкого толкования, какое имущество может включаться в конкурсную массу.
  4. Низкий уровень оплаты финансовому управляющемупри объеме работ, аналогичном ведению дел о банкротстве юридических лиц.

Проблемы банкротства граждан можно рассматривать с двух сторон, со стороны Арбитражного (финансового) управляющего и самого гражданина, желающим объявить себя банкротом.

Многие Арбитражные управляющие боятся брать на себя ответственность за ведение процедур банкротства граждан, поскольку на практике получают «кота в мешке». Кроме того, недавние изменения в законодательстве, касающиеся ответственности Арбитражного управляющего, поставили в жесткие рамки арбитражных управляющих: за малейшее нарушение назначается штраф, а за повторное нарушение дисквалификация арбитражного управляющего на срок до трех лет (ст.14.13 Кодекса об Административных правонарушениях). Получается, практики по делам о банкротстве граждан толком не наработано, а наказание за это не отменяется. Как следствие, происходят массовые отказы Арбитражных управляющих от ведения дел о банкротстве граждан.

Помимо вышеперечисленного, результат процедуры банкротства может быть не такой, какой ожидают должники – списание долгов. Так, для исключения незаконных случаев признания гражданина банкротом, законодатель предусмотрел привлечение должника не только к административной, но и к уголовной ответственности («криминальное» банкротство включает в себя преступле­ния, предусмотренные статьями 195, 196, 197 УК РФ).

До 14 июля 2016 года размер вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру в деле о банкротстве физического лица составлял 10 тысяч рублей, а теперь составляет 25 тысяч рублей. Также увеличен процент, который получит финансовый управляющий от реализации имущества банкрота с 2% до 7%. Именно отказ финансовых управляющих браться за физические лица подтолкнул законодателей повысить размер вознаграждения финансового управляющего. Но это не повысило интерес финансовых управляющих. Из средств, полученных от процедуры банкротства, финансовый управляющий обязан заплатить ежемесячные взносы в саморегулируемую организацию, 13% налог. Большинство граждан не имеют дорогостоящего имущества и финансовому управляющему остается только сумма вознаграждения в 25 тысяч рублей за все труды.

Большое количество дел прекращается, так как саморегулируемые организации не направляют в арбитражные суды кандидатуры финансовых управляющих. За 25 тысяч рублей (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве) финансовые управляющие отказываются работать. Это вызвано невозможностью покрыть все финансовые затраты по фронту работ в процедуре банкротства гражданина.

В качестве примера, приводим ниже краткий перечень необходимых действий, совершаемых финансовым управляющим в деле о банкротстве граждан:

И все эти действия финансовый управляющий должен был (до внесения изменений в закон Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ) совершать за вознаграждение в десять тысяч рублей , которые он получает после завершения процедуры. Помимо всего финансовый управляющий будет кредитовать банкрота в случае нехватки денег на затраты в процедуре. Исходя из невысокой оплаты процедуры и неблагоприятных последствий арбитражные управляющие не готовы заниматься банкротством «неимущих» граждан. Исключение могут составлять банкроты-собственники недвижимости, подлежащей реализации в процедуре банкротства, от которых финансовый управляющий получит 7% помимо вознаграждения.

Были предложения о ведении процедуры банкротства физических лиц финансовым управляющим на безвозмездной основе, ведь в уголовном праве подозреваемому полагается адвокат за счет государства. В деле же о банкротстве должник, не имея средств и возможности выплат вознаграждения финансовому управляющему, также должен обладать правом предоставления финансового управляющего государством на обязательной, безвозмездной основе. На текущее время идея не воплотила себя в жизнь.

Полагаем, что смягчение ответственности финансового управляющего за административное правонарушение исправит ситуацию, ведь необходимо соблюдение баланса интересов физических лиц и арбитражных управляющих.

Закон о банкротстве может облегчить жизнь людей, попавших в трудную финансовую ситуацию, но пока не стал носить социальный характер. »Фактически он представляет собой закон о банкротстве вип-граждан, которые с его помощью избавляются от предпринимательских кредитов, либо банки используют “закон о банкротстве” для выбивания денег из таких состоятельных должников», — констатирует Иван Рыков (экономист, антикризисный управляющий).

Как считают эксперты, в настоящее время дороговизна процедуры (а это порядка от 100 до 300 тысяч рублей) ставит в тупиковое положение граждан-банкротов. При задолженности в 500 тысяч рублей, изыскать дополнительно 300 тысяч рублей на финансирование процедуры банкротства нецелесообразно.

Издержки на ведение процедуры достаточно велики:

  1. Оплата государственной пошлины при подаче заявления в арбитражный суд о признании гражданина банкротом – 6000 тысяч рублей.
  2. Публикация сообщения о судебном акте в печатном издании «Коммерсантъ» порядка 10 000 тысяч рублей.
  3. Опубликование в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве сообщений о судебных актах, получений требований кредиторов и других предусмотренных Законом о банкротстве сообщений – около 10 000 тысяч рублей.
  4. Направление запросов на розыск имущества должника в различные инстанции от 1000 тысячи.
  5. Привлечение специалистов – 50 000 тысяч рублей.
  6. Оплата вознаграждения финансовому управляющему за процедуру – 25 000 тысяч рублей в месяц.

Так, определением от 6 июля 2016 г. по делу № А76-27706/2015 Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области) прекратил производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) гражданина. Основанием послужила невозможность финансирования процедуры банкротства гражданином-должником. Должнику и конкурсным кредиторам судом было предложено представить сведения о готовности финансирования процедуры банкротства должника.

В ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина было установлено отсутствие плана реструктуризации имущества, имущество, имеющееся у должника в виде транспортного средства, находится в залоге, средств на проведение торгов по реализации имущества у должника нет. Финансовый управляющий указал, что необходимо финансирование в размере около 60 тыс. руб. на проведение мероприятий в процедуре реализации имущества должника, однако должник отказался оплачивать данные расходы и не выразил намерения производить финансирование в будущем.

Читайте так же:  Досудебный порядок урегулирования трудового спора
Видео (кликните для воспроизведения).

В силу разъяснений, данных в п. 22 Постановлении Пленума ВС РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» следует учитывать, что дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть прекращено арбитражным судом на любой стадии на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему).

Конкурсные кредиторы отказались финансировать процедуру банкротства должника, не представили даже гарантированное подтверждение возможности такого финансирования

Подобные обязательства, установленные Законом, не дают возможности объявить себя банкротом гражданам, попавшим в действительно трудную финансовую ситуацию. Что получается на практике? Закон, призванный помогать гражданам, попавшим в действительно сложную ситуацию, не имеющим возможности самостоятельно рассчитаться со своими долгами, практически не работает. При таком подходе теряется социальный смысл в законе.

Подводя итоги, выделим основные проблемы, с которыми сталкиваются граждане и финансовые управляющее в процедуре банкротства:

  • Несоразмерно низкое вознаграждение финансовому управляющему за ведение процедуры банкротства гражданина (25 000 руб.), относительно штрафов (25 000 руб.).
  • Неподъёмная сумма финансирования гражданином процедуры своего банкротства.
  • Огромный список документов, который собирает должник, – для введения процедуры банкротства гражданина.

Конечно, закон малоэффективен и с учётом арбитражной практики будет совершенствоваться. Несмотря на это закон стал востребованным среди физических лиц. Изменения в законе необходимы, повышение вознаграждения финансовому управляющему недостаточно для полноценной реализации процедуры, необходимо внедрять «полный пакет» изменений: таких как упрощение процедуры, дифференциация штрафов финансовых управляющих, снижение суммы затрат на процедуру банкротства.

О том, какие шаги в этом направлении ведутся, мы расскажем в следующей в статье.

Динамика количества потенциальных банкротов в регионах РФ, чел.

Источник: http://apau.ru/2016/08/16/problemy-bankrotstva-grazhdan/

Актуальность банкротства физических лиц

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению института банкротства физических лиц в России. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе изучения и применения процедуры банкротства физических лиц. Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, регулирующие банкротство физических лиц, и практика их применения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Объем работы составляет 59 страниц.

Во введении работы отражается актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования института банкротства физических лиц, устанавливаются цели и задачи исследования, объекты и методы исследования, определяется теоретическая основа и научная разработанность исследуемой тематики.

В основной части исследования описываются источники норм о несостоятельности, выявляются особенности возбуждения дела и отражается специфика каждой из процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Кроме того, работа затрагивает практические вопросы оспаривания сделок гражданина и раскрывает содержание недобросовестных действий должника в преддверии банкротства. В заключении работы сформулированы основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Источник: http://www.hse.ru/edu/vkr/296307565

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц

Дата публикации: 28.05.2016 2016-05-28

Статья просмотрена: 1150 раз

Библиографическое описание:

Тишин П. Я., Вещицкий И. М. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц // Молодой ученый. — 2016. — №10.5. — С. 44-46. — URL https://moluch.ru/archive/114/30372/ (дата обращения: 26.01.2020).

Статья посвящена законодательным актам, регулирующим процедуру банкротства физических лиц, анализу данных законов, а также возможным решениями проблем, которые могут возникнуть в процессе признания физического лица несостоятельным (банкротом).

Ключевые слова: долговые обязанности, банкротство, гражданин, правовое регулирование, последствия банкротства.

Наиболее актуальная проблема в финансовом секторе РФ, это проблема, связанная с невозможностью заёмщика выполнить кредитные обязательства. Данная проблема имеет давнюю историю, и не уходит из поля зрения специалистов по гражданскому праву. Следствием этого, является то, что улучшение финансово-хозяйственного сектора и выравнивание сферы экономики зависит от эффективности использования, правительством, института несостоятельности.

В нашем государстве в течении длительного времени стремительно растёт рынок, предоставляющий потребительские кредиты. Из-за этого с новой силой разгораются обсуждения о выявление лиц, не являющихся юридическими, а также не способных выполнить свои кредитные обязательства, для установления их несостоятельности (банкротства). Данные, полученные от Центрального Банка Российской Федерации, указывают на то, что доля таких граждан России, граждан с просроченными платежами по ссудам свыше трех месяцев, в 2016 году превысила отметку в 10,5 % и продолжает расти [1].

По данным комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, в нашей стране находится свыше 2 миллионов людей, находящихся на грани банкротства [2]. В настоящее время государственное регулирование несостоятельности физических лиц находится на низком уровне, из-за чего страдают, как кредиторы, так и заёмщики. Не найдя поддержки у государства, кредиторы самостоятельно пытаются вернуть себе средства, прибегая к штрафам, санкциям, которые не приносят должных результатов. Кредиторы не торопятся идти в суд, из-за того, что в большинстве случаев данные санкции не считаются судом законными, а если и признаются, то являются невозможными для исполнения органами Федеральной службы судебных приставов, так как в большинстве случаев у заёмщика нет ценного имущества. Эту безвыходную ситуацию, которая на сегодняшний момент никого не удовлетворяет, возможно решить только с помощью законов и нормативных актов.

Читайте так же:  Справка о доходах с предыдущего места работы

В настоящее время в нашем государстве функционирует Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», в котором закреплён процесс признания гражданина несостоятельным (банкротом), и который не является юридическим лицом [3]. Но почему же миллионы людей, которые не смогли в полной мере оценить свои возможности, не могут снять с себя кредитные обязательства?

Суть проблемы в том, что требуется длительное время для того, чтобы механизм банкротства физических лиц был проработан. На сегодняшний день возникает множество нюансов, которые тормозят и усложняют процедуры банкротства. А может быть нам перенять опыт других стран в вопросе правового регулировании несостоятельности (банкротства) физических лиц?

Во многих странах процедура банкротства физических лиц, является наиболее работающим методом в процессе решения проблем между кредитором и заёмщиком. Мировая практика дает возможность начать гражданину-банкроту жить с чистого листа «freshstart», когда в процессе одной процедуры за должником закрепляется право снять с себя долговые обязательства, предоставив для погашения задолженностей своё имущество. Из-за того, что наш законодательный акт в большей части уступает зарубежным, в нашей стране появляются различные модификации законопроекта, направленного на регулирование несостоятельности (банкротства) граждан. Закрепим: Министерство экономического развития совместно с Правительством Российской Федерации уже проработали и приняли следующий законодательный акт: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 476 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина должника» [4]. Данный законодательный акт имеет, как сильные стороны, так и достаточно весомые недостатки.

Основными темами дискуссий по этой теме, являются вопросы связанные, прежде всего, с минимальным размером требований к должнику от кредиторов, которые дадут возможность для подачи заявления о банкротстве физического лица. А также вопрос, устанавливающий срок, после истечения которого должник может обратится за признанием его банкротом, и какие возможны последствия после получения им данного статуса.

На данный момент, самая низкая сумма задолженности перед кредитной организацией, для признания банкротом составляет 500 000 рублей. Данную цифру считают несправедливой. На сегодняшний момент, процент количества кредитов до 500 000 рублей преодолевает планку в 20 %, из чего следует, что большая часть граждан России не смогут воспользоваться данной институтом [5]. Если власти снизят данную сумму, то в суды буде подано большое количество дел о признании несостоятельности.

По настоящему закону, гражданин может обратиться в суд, если он не платит по своим долговым обязательствам в течение трёх месяцев подряд. Рассуждая по данному вопросу, можно сказать что данный срок является не совсем корректным, так как в жизни могут произойти различные ситуации, из-за которых исполнение гражданином своих обязательств может прекратится. Также не нужно забывать про тех граждан, которые работают по сезонам. Исходя из этого можно сказать, что было бы целесообразно увеличить данную дату на срок в полгода.

Говоря об исходе процедуры банкротства, можно сказать, что все сроки исполнения обязательств у заёмщика являются наступившими; на должника прекращают начисляться пении, штрафы, а также иные санкции по обязательствам. Кроме этого по большинству исполнительных документов гражданина прекращаются взыскания. Одним из самых важных моментов в процессе банкротства, является процесс создания конкурсной массы, другими словами, того имущества гражданина, которое должно быть продано, а все вырученные деньги должны быть направлены на погашение задолженностей перед кредиторами. Конечно, мы должны понимать, что не всё имущество, которое принадлежит заёмщику может быть отнесено к конкурсной массе. В конкурсную массу не может входить: единственное жилье; предметы домашнего обихода, одежда и обувь; бытовая техника общей стоимостью до 30 000 рублей; продукты питания; деньги в размере прожиточного минимума; домашний скот, если он не используется коммерческих целях; дрова для отопления жилья и другое [4].

Заметим, что вышеперечисленные пункты не совсем корректны, они требуют доработки и дополнения. Для того, чтобы исключить злоупотребление «дырой» в законе, можно ввести нормативы на площадь единственного жилья, при превышении которой жилье будет относится к конкурсной массе. Сумма средств с продажи жилья, превышающего установленную площадь, будет распределена между кредиторами и суммой для покупки жилья должником.

Конечной целью процесса предусмотренным институтом банкротства, является списание всех задолженностей с должника. Сегодня, по закону, гражданин может быть повторно признан банкротом по истечении 5 лет с момента последнего раза признания его несостоятельным. По мнению большинства специалистов, данная дата очень коротка. Случаем могут воспользоваться незаконопослушные граждане, для которых откроются новые возможности использования чужого капитала. Специалисты предлагают увеличить вышеприведённый срок до 10 лет, а также вносить в реестр о банкротстве, запись, что физическое лицо уже было объявлено банкротом [6, 7].

В конце хотелось бы выразить надежду о том, что в скором времени мы увидим поправки в законодательстве, которую упростят механизм несостоятельности (банкротства) и дадут возможность гражданам, которые оказались в сложных жизненных условиях, снять с себя долговые обязательства.

Источник: http://moluch.ru/archive/114/30372/

Этапы развития отечественного законодательства в области банкротства физического лица

Дата публикации: 23.02.2018 2018-02-23

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Кулапина Е. А. Этапы развития отечественного законодательства в области банкротства физического лица // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/archive/194/48480/ (дата обращения: 26.01.2020).

Развитие экономических отношений в России не может проистекать без совершенствования действующего в стране законодательства, в том числе и в сфере гражданского оборота. За последнее десятилетия быстроизменяющаяся экономика способствовала развитию кредитных отношений, так как кредитование и стимуляция покупательской способности общества являются одним из факторов ускорения экономической деятельности в различных сферах торговли и услуг. Ежедневно создается множество организаций, питающих надежды на светлое будущее, при этом немалое количество в эти же дни признают себя банкротами.

Как и различные предприятия, так обычные граждане не могут гарантировать, что все запланированные мероприятия пройдут успешно. Практически у каждого россиянина в обиход вошло наличие кредита, при этом они считают, что жить в долг — нормально. Многие, оформляя документы по кредитованию, ставят свою подпись, даже не уточняя всех условий договора, которые могут оказаться настолько кабальными, что заемщик отказывается платить, с огромной скоростью растет просроченная задолженность, и кажется, что выбраться из долгов не представляется возможным.

Основа кредитных отношений заключается в том, что банк или иная кредитная организация (кредитор) предоставляет заемщику денежные средства (кредит) на определенный кредитным договором срок. В свою очередь заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее [6].

Несмотря на то, что термит «кредит» существует уже давно, законодательство в области урегулирования взаимоотношений между банком и заемщиком, долгое время откладывало внесение каких-либо изменений в законопроект «О несостоятельности (банкротстве)».

Читайте так же:  Идет ли армия в общий трудовой стаж

Как известно, банкротство как правовой институт и инструмент направлено на обеспечение оздоровления экономического положения хозяйственной сферы и очищение «экономического горизонта» от субъектов, неспособных осуществлять рациональное хозяйствование и предпринимательскую практику.

Следует отметить, что основными субъектами несостоятельности первоначально стали являться именно физические лица, которые занимались торговлей, и лишь в дальнейшем законодательство распространило свое действие и на юридических лиц.

Положения о несостоятельности (банкротстве) гражданина известны современной российской правовой системе с момента появления Закона РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступившего в силу с 1 марта 1993 г. В ч. 17 преамбулы указанного Закона давалось следующее определение предприятия: «Предприятие — занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое лицо или гражданин-предприниматель». Таким образом, Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал только предпринимательское банкротство. К сожалению, этот Закон не устанавливал ни механизма признания банкротом индивидуального предпринимателя, ни каких-либо особенностей такого банкротства, отличающих его от банкротства юридических лиц. Следовательно, реального применения на практике нормы о банкротстве гражданина-предпринимателя не существовало. Кроме того, первый законодательный акт о несостоятельности (банкротстве) не предусматривал возможности банкротства физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности.

В дальнейшем, при совершенствовании социальных и экономических процессов, которые происходили в 90-е годы, появилась острая необходимость совершенствования российского банкротского законодательства. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. предусматривал уже как возможность банкротства гражданина, так и механизм его реализации. В законодательстве появилось как предпринимательское, так и непредпринимательское (потребительское) банкротство, что, несомненно, следует расценивать как одно из достижений законотворческой деятельности.

Первый проект отдельного закона о банкротстве физических лиц подготовила в 2000 году Федеральная служба России по финансовому оздоровлению, согласовав его с Министерством труда и Министерством юстиции. Однако проект не рассматривался Государственной Думой, поскольку не был признан депутатами актуальным [5].

Снова о внедрении института банкротства физических лиц в России заговорили в 2002 году. Тогда должником признавался, наряду с индивидуальным предпринимателем, и гражданин, не способный удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом. К отношениям, связанным с банкротством гражданина, применялись правила, установленные и для юридических лиц — п. 1 ст. 202 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3]. Признаки банкротства были прописаны в ст. 3 и 6 Закона: задолженность должны была составлять не менее десяти тысяч рублей и срок неисполнения прописанных обязательств в течение трех месяцев. Законодатель определял банкротство гражданина, как невозможность покрыть стоимостью своего имущества долги, возникшие перед кредиторами. Заявление о признании гражданина банкротом подавалось в арбитражный суд либо самим должником, либо кредитором и уполномоченным органом. Кредиторам по закону признавали любое лицо, кроме тех, чьи долги возникали в связи с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, также в связи взысканием алиментов и требований лиц, чьи требования неразрывно связывались с их личность.

При подаче заявления дополнительно прилагался план погашения долгов, копии которого направлялись всем лицам, либо организациям участвовавших в процедуре банкротства. В копии описывался срок погашения задолженности, размеры сумм, ежемесячно требующихся гражданину и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности, и, конечно же, суммы, которые будут направляться кредиторам. При отсутствии возражений кредиторов, суд утверждал предполагаемый план погашения. Дополнительно суду предоставлялась возможность (по ходатайству участников процедуры) вносить изменения в план погашения кредиторской задолженности.

Определялся состав конкурсной массы, который включал в себя имущество должника, за исключением того, на которое в соответствии с гражданским процессуальным кодексом не могло быть обращено взыскание. Общая стоимость исключений не могла превышать ста минимальных размеров оплаты труда. Закон предусматривал положение в отношении сохранения имущественной массы, согласно которому сделки, заключенные гражданином для отчуждения имущества за год до возбуждения процедуры банкротства, признавались ничтожными. На все имущество, кроме исключенного, налагался арест.

В 2008 году Министерство экономического развития подготовило новый закон, который прописывает процедуру банкротства физических лиц, подобно юридическим лицам. Учитывая экономический кризис и предшествующее ему массовое увлечение кредитами, решение данного вопроса стало особенно актуальным, поэтому в мае 2009 года Министерство представило очередную версию данного документа, который был назван авторами «О реабилитационных процедурах, которые применяются в отношении гражданина-должника».

В качестве главного инструмента для решения проблем кредитора и должника в случае невозможности выплачивать кредит законопроект предполагал реструктуризацию долга. Это предлагалось делать соответственно с планом, который предложен должником и утвержден арбитражным судом на срок не больше пяти лет. Повод для обращения в суд, чтобы стать банкротом, — полугодовая просрочка по выплате долга.

При этом план реструктуризации, в соответствии с законопроектом, можно принять без согласия кредитора, если при его помощи удовлетворяются требования кредиторов полностью. Аналогичная мера предусматривается и в законе «О несостоятельности (банкротстве)», но в варианте, который предложен Министерством экономического развития, вся процедура была прописана намного подробнее. Новый документ предлагал увеличить порог наименьшей суммы задолженности до 50 000 рублей, подобно юридическим лицам. Претендующий на реструктуризацию займов должник при этом должен в суде доказать наличие постоянного дохода у него.

29 декабря 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 476-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» [4] (далее — Закон о несостоятельности). Документ вводит в российское законодательство новое направление — институт банкротства физического лица. Указанный закон вступил в силу с 1 июля 2015 г.

Таким образом, Закон о несостоятельности никогда не потеряет свою актуальность. Тенденция такова, что люди, надеясь на собственные силы, стараются сделать все возможное для своего благоприятного будущего и, в надежде на успех, увеличивают долги. Однако, в мире бизнеса выживают сильнейшие, а те, кому повезло меньше, оказываются, в большинстве случаев, в долговой яме, из которой выбраться им очень непросто. Безусловно, для кредиторов такой закон очень губителен, ведь в проигрыше, прежде всего, останутся они. Соответственно, различные кредитные организации ужесточат требования для выдачи кредитов, чтобы в итоге не оказаться ни с чем.

В заключение следует отметить, что анализ практики первого года работы закона показал, что число соответствующих заявлений от физических лиц превысило число заявлений, поданных для возбуждения процесса банкротства юридических лиц. При этом дело о банкротстве физических лиц в 99 % случаев заканчивается реализацией имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/194/48480/

Актуальность банкротства физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here